Земли запаса неиспользуемые что значит
Земли запаса как особый раздел законодательства
В малоосвоенных регионах Российской Федерации, таких как Камчатка, Чукотка и другие, находится большое количество площадей, принадлежащих государству или муниципалитету.
В иных частях России тоже встречаются такие угодья, но в гораздо меньшем количестве. Эти участки называют земли запаса. Они не имеют отношения к физическим или юридическим лицам.
Эти владения не определены к какой-либо разновидности земель, не имеют целевого назначения и находятся в резерве.
Общее описание и правовые аспекты
В Земельном Кодексе Российской Федерации есть термин, что такое земля запаса. Пункт 1 статьи 103 дает описание данного юридического понятия. Говоря простыми словами, это площади, принадлежащие государству, не имеющие законных владельцев и не предназначенные для эксплуатации. Они являются резервными территориями.
Согласно правовому режиму, такие области не могут использоваться под строительство, промышленность, аграрные или сельские работы. При этом на таком пространстве разрешено проведение геодезических, кадастровых, землеустроительных и иных работ.
Участки, оставшиеся бесхозными, могут быть преобразованы в группу резервных территорий, если факт их бесхозности будет отражен в кадастровом паспорте. В таком случае они передаются муниципалитету и могут эксплуатироваться по его усмотрению.
Допускается добровольный отказ физических или юридических лиц от права собственности, пользования и распоряжения участками. Такое решение не зависит от причин, побудивших к отказу.Для этого необходимо подать заявление в уполномоченное ведомство. Право собственности прекращается с момента государственной регистрации.
После этого обязанность по уплате соответствующих налогов ложится на муниципалитет.
А также в класс резерва преобразовывают области, подвергшиеся химическому или радиоактивному воздействию. Они переходят в разряд земель на консервации.
Эти наделы могут сохраняться за прежним собственником или перейти во владение государства.
При этом разрабатывается регламент землеустройства, где указывается срок консервации, процедуры по восстановлению, присваивается очередность и высчитывается стоимость.
Ответственность за очищение и улучшение таких территорий лежит на муниципальных органах власти. Они же и инициируют перевод участков в иную разновидность. Органы местного самоуправления имеют право поставить владения на кадастровый учет и впоследствии предоставить людям для ведения хозяйства или в других целях путем проведения аукциона или конкурса.
Назначение и виды
Вся площадь земель Российской Федерации по целевому назначению бывает:
- сельскохозяйственные;
- населенных пунктов;
- промышленности;
- обороны;
- особо охраняемые;
- лесного и водного фонда;
- запаса.
По правовой принадлежности области существуют:
- Федеральные.
- Субъектов Федерации.
- Муниципальные.
В зависимости от принадлежности, решения о пользовании наделами принимается уполномоченными ведомствами. Так, по Федеральной собственности решения принимаются Правительством РФ, по собственности субъектов – исполнительной властью субъектов, по муниципальным делянкам – местной администрацией.
В обязанность уполномоченных властей включена инвентаризация, постановка в государственный реестр учета прав на недвижимое имущество и последующее предоставление нуждающимся с целью ведения личного хозяйства или иного пользования. Наделы могут предоставляться бесплатно или продаваться по установленной цене. А также на них могут быть заключены договора аренды с последующим выкупом.
Резервные территории можно разделить на две группы:
- Не используемые гражданами или юридическими лицами.
- Составляющие специальный фонд.
При этом к ним не относятся территории фонда перераспределения. В состав спецфонда входят области, которые эксплуатируются:
- нерационально;
- не по целевому назначению;
- с нарушениями законодательства.
Помимо этого, к ним относятся:
- выбывшие из оборота сельскохозяйственные угодья;
- лесной фонд, не покрытый лесом.
Вышеперечисленные области нельзя использовать до момента перевода в другую категорию земель.
В качестве исключения на таких местностях допускается сбор ягод, рыбалка, прогон скота, заготовка сухостоя и другие случаи пользования гражданами природных ресурсов для личного применения, без получения дохода.
Категории и процесс перевода
Для использования земель запаса они должны быть переведены в какую-либо другую категорию. При этом каждой группе соответствует определенный вид. Федеральным законом утвержден классификатор видов разрешенного использования (ВРИ).
1 | Сельскохозяйственные | Лесные насаждения, водные объекты, дороги, коммуникации и постройки аграрного и сельского значения |
2 | Населенных пунктов | ИЖС |
3 | Промышленные | Возведение производственных объектов и хозяйствование предприятий |
4 | Охраняемые | Заповедники и заказники |
5 | Водного и лесного фондов | Лесное хозяйство и водные объекты |
Необходимость преобразования может возникнуть, например, в случае недостаточного количества местности под строительство в населенных пунктах при их расширении.
Разрешить изменение вида пользования могут только органы местного самоуправления.
Процедуру преобразования инициирует заинтересованное лицо, которое самостоятельно обращается в администрацию с ходатайством. В нём указываются следующие сведения:
- Номер, присвоенный Росреестром.
- Нынешняя и желаемая группа земель.
- Аргументированная причина перевода.
При изменении предназначения местности соблюдается множество нюансов и проводится тщательное её изучение.
Вместе с ходатайством предоставляется пакет документов:
- Документы, удостоверяющие личность заявителя.
- Заявление о переводе в другую категорию.
- Выписка, подтверждающая, что необходимая зона принадлежит к резервному фонду.
- Выписка, подтверждающая, что участок не имеет владельца.
- Заключение государственной экологической экспертизы.
Процесс перевода длителен, и зачастую гражданину требуется помощь квалифицированного юриста. В случае несоответствия пакета документов правовым нормам заявителю могут отказать в рассмотрении заявления.
А также поводом может послужить не соответствующий нормам закона статус заявителя. Отказ готовится в течение 30 дней с подачи заявления и оформляется соответствующим актом.
При получении отказа заявитель имеет право обжаловать решение администрации в судебном порядке.
При положительном решении органы местного самоуправления также готовят акт, в котором указывают:- Причину изменения группы.
- Границы, площадь и номер участка, согласно государственному реестру.
- Наименование присвоенного назначения.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» необходимо проведение кадастрового учета при изменении категории земель.
Заявитель обращается в кадастровую палату для изменений сведений об участке. После этого он может эксплуатировать владение согласно целевому предопределению, без каких-либо дополнительных разрешений. При этом у человека возникает обязанность по уплате соответствующих налогов и по сохранности полученной делянки.
Незаконное или нецелевое использование
В ЗК РФ к незаконной эксплуатации относят следующие действия:
- строительство на неразрешенной местности;
- неразрешенное выращивание сельскохозяйственных растений;
- незаконная добыча и пользование недрами;
- повреждение водных объектов.
При установлении фактов незаконной эксплуатации муниципальных владений нарушители привлекаются к административной ответственности, а нанесенный им ущерб не возмещается государством. Это означает, что если человек, к примеру, построил дом без соответствующего разрешения, то дом будет снесен, а человек не получит никакой компенсации.
К нецелевой эксплуатации относится любое нарушение категории и вида разрешенного использования. Нарушения бывают очевидными, например, сооружение коммерческих конструкций на местности, уготованной для ИЖС, или возведение промышленных предприятий на сельскохозяйственных наделах.
Но встречаются и неоднозначные ситуации. Например, местность узаконена под ИЖС, а там размещены коммуникации или дороги. Для разрешения спорных ситуаций следует обратиться в компетентные ведомства.
За нецелевую эксплуатацию предусмотрена административная ответственность в форме штрафа, который исчисляется исходя из кадастровой стоимости надела.
Нарушения выявляются в ходе плановых проверок или профилактических мероприятий, проводимых компетентными ведомствами. Уполномоченное лицо осматривает область и составляет акт о выявлении правонарушений или отсутствии таковых.
При обнаружении нарушений эксплуатации надела выносится постановление о привлечении к административной ответственности виновных лиц. В течение 10 дней с момента получения постановление может быть обжаловано в судебном порядке.
Правила охраны
Все земли, в том числе и невостребованные, находятся под охраной государства. Охрана резервов заключается:
- в предотвращении негативного воздействия или загрязнения;
- в улучшении состояния;
- в восстановлении почв.
Особенности оценки состояния наделов закреплены в законодательстве Российской Федерации.
Для поддержания благоприятной экологической обстановки не только государство, но и собственники должны заботиться о своих пределах:
- Защищать от сорняков.
- Не допускать эрозию почв.
- Ликвидировать загрязнения.
- Сохранять уровень плодородия.
При невыполнении или ненадлежащем выполнении обязательств по сохранению владений к землевладельцу применяется мера административной ответственности в форме штрафа.
Разрешение спорных моментов
При возникновении спорных ситуаций лучше обратиться за помощью к квалифицированному юристу. А также при разногласиях с местной администрацией можно обратиться в суд.
Помимо ЗК РФ, такие вопросы регулируются Конституцией РФ, Федеральным законом от 21.12.2004 №172-ФЗ и другими подзаконными актами.
При загрязнении почвы радиоактивными или химическими отходами без вины землевладельца можно через суд добиться получения компенсации расходов и возмещения стоимости делянки.Земля запаса – особенная резервная территория, которая не может эксплуатироваться или передаваться в собственность граждан до перемены целевого назначения. После смены вида разрешенного использования они могут эксплуатироваться по целевому предназначению.
Что такое земли запаса и для каких целей они предназначены
Каждый участок земли имеет кадастровую категорию. В зависимости от неё территория используется для нужд сельского хозяйства, промышленности или жилья. Есть так же категория резервных земель, то есть, находящихся без чётко обозначенного статуса на данный момент. Что такое земли запаса и для каких целей они предназначены, поясняет законодательство по землепользованию.
Определение земель запаса
Этим статусом наделены территории, использование которых не определено в силу особых обстоятельств, чаще всего – их удалённое расположение от объектов жизнедеятельности человека.
Такие земли находятся в резерве, в запасе, и не могут принадлежать частным лицам.
Законодательные акты
Порядок распоряжения, назначения категорий и охраны земель запаса прописан в законодательстве:
- Земельный Кодекс;
- федеральные и региональные постановления и законы.
В соответствии с нормативной базой использование участков такого типа строго ограничено, передача в частные руки невозможна без назначения категории, а ответственность за их состояние полностью возложена на субъект, на чьей территории этот участок расположен.
Что относится к землям запаса
В список территорий, не подлежащих передаче в частные руки, попадают:
- расположенные на далёком расстоянии от городов, сёл, производств и сельскохозяйственных угодий;
- выведенные из оборота сельхоз земли ввиду истощения их ресурсов;
- зарезервированные земли лесного фонда для строительства промышленных объектов;
- непригодные к использованию водоёмы;
- непригодные в данный момент для использования леса.
Земля – важнейший ресурс для государства, поэтому часть фонда оно оставляет в запасе, чтобы освоение пространства не было хаотичным и безнадзорным. Освоение этих территорий возможно только в случае крайней необходимости.
Типы земель запаса
Сохранность территорий обеспечивает государство в лице:
- федеральных властей, если земли содержат объекты с особым статусом (государственной важности);
- властей субъектов РФ для тех земель, которые не принадлежат конкретному муниципалитету и просто входят в границы территории субъекта;
- властей муниципалитета, если участок запаса находится в границах этого муниципалитета.
Правовой статус
В соответствии с ЗК РФ земли запаса запрещено:
- передавать в частные руки, как на правах собственности, так и в аренду на любой срок (ст.96);
- использовать находящиеся на территории поля, леса и водоёмы для промышленных, сельскохозяйственных и прочих нужд;
- предпринимать какие-либо действия во вред территории и расположенным на ней объектам.
Законодательство разрешает:
- использование гражданами земель в личных непромышленных целях: сбор ягод, грибов, ловля рыбы, охоты;
- на территории можно свободно находиться, она не относится к закрытым;
- через земли запаса возможен прогон домашнего скота;
- сбор валежника для отопления личного дома, без нанесения вреда деревьям и тд.
Кроме того, ст.45 ЗК РФ разрешает:
- проводить на территории геодезические и кадастровые работы;
- исследовать почву на предмет полезных ископаемых;
- проводить обучение и научно-исследовательские работы.
В некоторых случаях существует возможность создавать на землях запаса личные хозяйства граждан с разрешения органа, в ведомстве которого находится территория. Условия для предоставления (ст.60 ЗК РФ):
- гражданин не является членом колхоза;
- он не работает на сельскохозяйственном предприятии;
- он планирует организовать фермерское хозяйство в личных целях.
Перевод в другую категорию
Без назначения участку категории передача в частные руки на правах собственности или аренды невозможна. Разрешение на освоение земли обязательно нужно получить, нарушившему грозит административная ответственность за самовольный захват территории.
Право использовать землю выдаёт администрация района, ответственная за участок земель запаса. Когда у участка появляется определённое назначение, использовать его можно только согласно кадастровым сведениям.
В каких случаях возможна смена категории землям запаса:
- принято решение создать на территории объект с особым статусом и сделать территорию закрытой: национальный парк, заповедник, заказник и тд;
- требуется расширение границ муниципального образования: увеличение территории города или села;
- необходимо построить на участке объект инфраструктуры для жизнедеятельности граждан: электростанция, водонапорная станция, ЛЭП, дороги, водопровод, нефтепровод, медицинское или образовательное учреждение и т.д.;
- за счёт земель запаса планируется укрепить государственные границы (земля передаётся под нужды обороны);
- планируется разработка месторождений полезных ископаемых и их добыча, для чего нужно построить специальные объекты, облегчающие эту задачу.
Иные цели не являются основанием для перевода земель запаса в какую-либо категорию.
Но даже если цель входит в перечисленные пункты, перевод может занять длительное время, а инициатор должен собрать все обоснования для проведения процедуры.
Что требуется для перевода
Вне зависимости от того, как планируется использовать территорию, и в какую категорию перевести, алгоритм будет одинаков:
- Составление прошения о переводе. Оно должно отражать:
- планы инициатора по освоению земли;
- аргументы в поддержку идеи;
- кадастровый номер требуемого участка;
- его размеры;
- текущую категорию (земли запаса) и ту, в которую участок нужно перевести.
- Составление пакета документов:
- для физических лиц – паспорт;
- для юридических лиц – сведения о юрлице из ЕГРП;
- заключение эксперта от экологической комиссии о возможности эксплуатировать землю планируемым способом;
- заключение кадастрового инженера о межевании;
- план построек на территории, подробное описание каждого объекта.
- Документы и прошение подать в ведомство, к которому относится надел:
- для федеральных земель – Правительство РФ;
- для региональных – исполнительный орган субъекта;
- для муниципальных – органы местного самоуправления.
Подача документов осуществляется в двух экземплярах, на одном из них принимающая сторона проставляет входящий номер и дату. Эта отметка – гарант того, что прошение будет рассмотрено в ходе специальной проверки.
- положительное – в виде Постановления о назначении земле специальной категории;
- отрицательное – акт с отказом. Его можно обжаловать в суде.
Основаниями для отказа могут быть:
- отсутствие у заявителя права получить землю в пользование или права подать прошение;
- неполный пакет документов, оформленный с ошибками или недостоверными сведениями;
- цель недостаточно аргументирована, идея заявителя не нашла поддержки у государства;
- цели нарушают градостроительный регламент: неправильно выбранные размеры, планы по освоению, земли находятся в особом статусе и т.д.
Сроки и стоимость получения категории для земель запаса
Процедура принятия решения делится на два этапа.
Первый – проверка документов на подлинность и соответствие реальности. На это у властей уходит 30 календарных дней. Если найдены нарушения, заявитель получает акт об отказе. Бумаги, прошедшие проверку успешно, направляются дальше.
Второй этап – рассмотрение заявки по существу и вынесение постановления. Сроки – 2 месяца для муниципальных участков и земель субъектов, 3 месяца – для федеральных земель.
Подача пакета документов бесплатна. Заплатить придётся за подготовительный этап: межевание, заключение экологической комиссии и прочие пункты.
Что делать после получения Постановления о смене категории
Дальнейшая судьба участка определяется:
- конкурсом или аукционом, на который нужно подавать заявку;
- передачей участка по договору выкупа, долгосрочной аренды или передачи в безвозмездное пользование.
Заключение
Чтобы получить в пользование участок земель запаса, нужно сначала пройти процедуру получения территорией категории земли. Земли, находящиеся в резерве, не имеют исходного целевого назначения и собственника, поэтому заявки рассматриваются муниципалитетом, органами региональной или федеральной власти.
Смена категории возможна так же по инициативе самого органа, ответственного за использование участка. В этом случае после положительного решения комиссии и вынесения постановления земля либо продаётся, либо сдаётся в аренду (по конкурсу или аукциону), либо осваивается самим государством.
Использование земель запаса: основные правила
Далеко не все земли, которые есть у государства, могут использоваться юридическими или физическими лицами в своих интересах.
Большинство тех земель, которые можно увидеть вокруг населенных пунктов, относится к особой категории ресурса, именуемой землями запаса.
Однако эти земли также могут быть использованы, если в этом возникла необходимость. Как именно это можно осуществить?
Законодательное регулирование
Так как земли запаса представляют собой особую категорию земельных участков, регулирование их режима использования осуществляется на законодательном уровне тоже по-особому.
Вопрос регулирования правоотношений, связанных с использованием земли, в том числе земель, относящихся к категории земель запаса, осуществляется с помощью Земельного Кодекса Российской Федерации.
Говоря более подробно о том, как именно происходит регулирование этой сферы правоотношения, следует отметить, что подробная регламентация осуществляется с помощью статьи 103 указанного нормативного акта.
Еще одной нормой, которая должна использоваться при регулировании вопроса использования земель запаса, будет являться статья 80 Земельного кодекса Российской Федерации. Эта статья формулирует основные правила формирования фонда перераспределения земель, составленных из земель запаса.
Если говорить о том, как должен производиться перевод земель запаса в любую другую категорию, здесь распространяют свое действие федеральный закон “О переводе земель или земельного участка из одной категории в другую”.
Кроме того, использование земель запаса может регулироваться также и региональным законодательством, если такая возможность предусмотрена на федеральном уровне. В этом случае будет действовать основное правило, согласно которому, в том случае, если использование регионального законодательства будет происходить, такие нормы права не должны противоречить федеральным нормативно-правовым актам.
Что такое земли запаса и какие виды существуют
Статья 103 Земельного Кодекса Российской Федерации дает конкретное определение, что можно считать землями запаса.
Формирование земель запаса происходит из участков, которые были специально выведены из оборота. К этой категории земель будут относиться:
- Сельскохозяйственные земли, использование которых временно не может осуществляться из-за снижения их плодородия.
- Кроме того, сюда будут относиться и такие сельскохозяйственные угодья, эксплуатация которых не планируется ввиду отсутствия необходимости в этом (например, в конкретном регионе нет необходимости использовать резервные площади для возделывания сельскохозяйственных культур, так как получаемого урожая вполне хватает и для обеспечения внутренних нужд, и для поставки в другие регионы России).
- Земли лесного фонда, а также участки, покрытые древесно-кустарниковой растительностью, использование которых либо на данный момент не представляется возможным, либо они находятся в резерве для последующего строительства необходимых для региона крупных объектов промышленности или инженерных сооружений.
- Земли, на которых находятся естественные водоемы, в использовании которых нет необходимости ввиду их непригодности для иных вариантов эксплуатации, кроме рекреационных.
В целом же, земли запаса могут подразделяться на три основных вида по степени подчиненности ресурса одному из уровней собственности:
- Федеральные земли (если на них расположены объекты недвижимости федерального значения, а также такие участки, на которых расположены приватизированные объекты недвижимости, которые до прохождения процедуры приватизации находились в федеральной собственности);
- Земли субъектов Российской Федерации (к ним относятся такие участки, которые были включены в территориальные границы муниципальных образований, находящихся на территории этого субъекта, или включенные в границы непосредственно субъекта, а также те земли, на которых находится недвижимость, принадлежавшая до приватизации субъекту Российской Федерации);
- Земли муниципальных образований (в эту категорию включаются все остальные территории, не имеющие разделения на федеральный и региональный уровни).
Использование этих земель может производиться только в том случае, если в этом возникла крайняя необходимость, а участки были переведены в другую категорию земель в соответствии с положениями действующего законодательства с учетом возможных целей его использования.
Правила использования земель запаса
Так как земли запаса относятся к особой категории земель, существующих на территории государства, для осуществления их эксплуатации необходимо соблюдать определенные правила, которые могут запрещать или разрешать использования этой категории ресурса.
Так, разрешается использование земель запаса без перевода их в другую категорию в том случае, если:
- Участок не относится к территории закрытых образований, а имеющиеся на нем природные объекты могут свободно эксплуатироваться людьми в своих интересах (Например, через земли, относящиеся к категории земель запаса, протекает река, в которой ловится щука. Рыбалка в этом случае будет разрешена, так как этот вид рыб не относится к запрещенным для ловли).
- Еще одним случаем, когда участок может эксплуатироваться даже без перевода его в другую категорию, это использование участка для охоты, а также для прогона скота к месту выпаса без остановки на этом участке.
- Третьим случаем возможности использования участка, относящегося к землям запаса, без перевода его в иную категорию, будет относиться сбор сухостоя на нем без организации вырубки насаждений, если такой сухостой используется для отопления своего собственного жилья и не направлен на извлечение прибыли.
Порядок использования земель запаса
Как уже говорилось выше, использование земель запаса может осуществляться как с переводом в другую категорию, так и без такового.
Если речь идет об использовании без перевода, то в этом случае осуществление эксплуатации этого ресурса возможно только в трех перечисленных случаях. В остальных придётся переводить земли в другие категории в соответствии с целями их возможного использования.
Перевод земель запаса в другие целевые категории возможен только в исключительных случаях, установленных на уровне федерального законодательства. К таким исключительным случаям будут относиться:
- Необходимость создания территорий с особым режимом эксплуатации и охраны (например, природные парки или заповедники);
- Необходимость изменения существующих территориальных границ субъектов Федерации или муниципальных образований, а также выделения новых административных образований;
- Потребность в осуществлении консервации имеющихся земель ввиду их износа (например, снижения плодородия существующих сельскохозяйственных площадей);
- Необходимость возведения объектов инженерной инфраструктуры, социально-культурного и бытового назначения (строительство дорог, ресурсоснабжающих предприятий, например, водозаборов, школ или больниц и т.д.);
- Обеспечение безопасности государства и его границ (строительство новой военной части или комплекса оборонительных сооружений вблизи границ государства);
- Разработка новых месторождений полезных ископаемых с последующей организацией их добычи.
Порядок перевода земель из категории земель запаса в любую другую определяется Федеральным законом “О переводе земель или земельного участка из одной категории в другую”. В рамках этого закона подробно регламентирован алгоритм осуществления такой процедуры:
- Первым этапом будет подача соответствующего прошения, именуемого в законе ходатайством, об изменении категории земель. Уровень подачи такого ходатайства определяется уровнем принадлежности земельного участка государству, субъекту или муниципальному образованию (если участок принадлежит государству – прошение подается в Правительство РФ, если субъекту – в исполнительный орган на региональном уровне, муниципальному образованию – в ответственный орган на муниципальном уровне);
- На втором этапе необходимо подготовить все требуемые документы для подтверждения правомерности просьбы о переводе участка из одной категории в другую (кадастровые документы, а также документы, подтверждающие возможность использования участка в конкретных целях);
- На третьем этапе, после проведённой проверки, осуществляется вынесение соответствующего постановления о разрешении перевода земли из категории запаса в заявленную или о невозможности такого действия.
В том случае, если перевод был разрешён, решение оформляется соответствующим Постановлением уполномоченного органа с обязательным закреплением новой категории во всех правоустанавливающих документах на участок.
Земли, принадлежащие к категории земель запаса, являются особым объектом в сфере земельных правоотношений, так как до своего перевода в другую категорию не могут эксплуатироваться, а также не могут быть переданы в собственность физическим или юридическим лицам. Однако, если процедура перевода в другую категорию осуществлена, участок может использоваться в зависимости от его нового целевого назначения.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!
+7 (499) 110-86-72
Москва и область
+7 (812) 245-61-57
Санкт-Петербург
Что такое земли запаса?
Землями запаса считаются земли, не переданные в частную, или использованные гражданами или организациями.
- Так называются земли, считающиеся «ничейными», на деле же они принадлежит государству или муниципалитету (разницы почти никакой нет);
- Земли запаса не используются в сельском хозяйстве или по иному назначению, формально они не относятся ни к какой категории, не имею целевого назначения;
- На карте нельзя найти земельные участки, обозначенные в качестве «запасных».
Ранее мы рассматривали, что такое земли поселений.
Общее описание земель запаса
Их сравнивают с резервами для использования в будущем. Они находятся в любой точке страны, где никто не пожелал их приобрести, что свойственно малоосвоенным территориям: Сибири, Дальнему Востоку и т.д.
Земли запаса обладают разным качеством почв. Земли запаса понятие юридическое и их качество не определяет, к какой категории она относится.
Земли описываемой категории, если правильно рассчитать перспективу развития местности, вполне прибыльный объект вложения средств. Развитие городов, населенных пунктов, их расширение приводит к изменению цены.
Так, например, при изъятии участка под государственные или общественные нужды, выкуп проводится по рыночной цене.
В земли запаса переводятся участки, подвергшиеся загрязнению (в частности, радиоактивному облучению) или непригодные в качестве сельскохозяйственных угодий.
Отсутствие в документах сведений об отнесении земель к той или иной категории, означает, что земля относится к категории запаса. Законодательство требует отнесения земель к одной из категорий.
Правовой режим земель запаса
С точки зрения закона все земли, не имеющие владельцев, ни как не обозначенные, считаются государственными или муниципальными автоматически, никакого специального решения по ним не принимается.
- Земли запаса не используются гражданами или организациями;
- На земли запаса не распространяется градостроительный регламент, из-за неизвестности их использования в будущем;
- Разрешается перевод в любую целевую категорию;
- Решению о праве собственности или ином праве предшествует определение категории земельного участка;
- Разрабатываются программы по их улучшению, очищению;
- Ответственность распределяется между органами власти, согласно разделению прав на землю между регионами и государством;
- Используются в качестве территорий, отведенных для охоты, разработки недр или иных целей использования.
Как поменять категорию земель запаса?
Процесс перемены категории расписан в отдельных нормативных документах. Существует закон, в котором расписываются основания и процедуры изменения категорий.
Согласно ему, процесс заключается в нескольких стадиях:
- найти орган, который вправе решать вопрос об изменении цели использования участка;
- подготовить ходатайство, собрать бумаги;
- оформить свое право собственности уже с учетом изменения цели использования.
Кадастровые данные не всегда полные, и, при нехватке, они берутся из договора, иной бумаги, подтверждающей право собственности. Ранее действующее законодательство постоянно менялось и гражданам приходится сталкиваться с путаницей, отсутствием данных.
Инициировать вопрос об уточнении категории обязаны владельцы, собственники участков, после чего и принимаются решения органами власти.
Если есть различия между данными в кадастре и данными, отраженным в бумагах, приоритет отдается бумагам, если оформление состоялось после 05.01.2005.
Если сведений нет ни в свидетельстве, ни в акте на землю, ни в кадастре, муниципальные власти (местный совет) принимают решение о цели использования земель). Записи в кадастре делаются бесплатно, изменения в реестре оплачиваются пошлиной.Предусмотрены полномочия в вопросе изменения категорий при отсутствии разделения государственных земель:
- изменение категорий земли и изменение из-за этого границ земель Москвы, Петербурга, утверждается федеральным правительством (по Севастополю изменений не вносилось);
- перевод земель запаса в иную категорию в общегосударственных целях проводится федеральным правительством;
В оставшихся случаях перевод земель запаса осуществляют или региональные власти или муниципальные власти, смотря, как распределяются полномочия между ними. Муниципальные власти могут получить такое право от региональных властей.
Переводом земель, относящихся к городским округам, районным или населенным пунктам занимаются органы власти, действующие в их пределах, если только земли находились в пределах территориальных образований до 05.01.2005.
Отмечается, что изменение по внутригородским, поселковым землям проводится исключительно решением органов власти, собственники и владельцы в решении вопроса не участвуют.
Описанные правила касаются регионов, где не разделены земли между центральным правительством и региональными властями, что затрагивает и муниципальные власти. Если же разграничение проведено, каждый уровень власти решает вопросы по землям, находящимся под его ответственностью.
Какие категории земель могут быть присвоены землям запаса?
Их количество ограничено:
- землями запаса;
- землями населенных пунктов;
- землями, используемыми под промышленные, транспортные, коммуникационные, оборонные, космические объекты – нет замкнутого списка целей назначения;
- земли лесов;
- земли занятые водными объектами;
- земли под занятие сельским хозяйством.
В классификаторе целей использования земли перечислены возможные варианты использования участка в рамках каждой категории:
- какие здания, какого назначения возводятся.
- если речь идет о садоводческих товариществах, описаны варианты использования общих земель и отдельного участка, принадлежащего каждому владельцу.
В рамках категории предлагается свободно выбирать один из видов разрешенного использования, никакого специального разрешении, получать нет необходимости.
Процесс перевода земель в другую категорию
Изменение категории проходит почти одинаково, ряд особенностей обуславливается предыдущей категорий. Особенность земель запаса в предварительном формировании участка.
Что понимается под формированием участка?
- Кадастровые инженеры фиксируют границы участка;
- Составляется план расположения участка;
- Участок вносится в кадастр.
Услуги кадастровых инженеров не бесплатны и их оплачивает заинтересованное лицо, имеющее разрешение на оформление бумаг на права на конкретный участок.
Особенностью земель запаса – отсутствие согласования границ участка с другими собственниками.
В тоже время не разрешается формировать участки:
- На охраняемых территориях (земли, занятые водными объектами, лесами);
- Пересекающие границы территориальных образований (городов, поселков и т.д.).
Формирование участка не должно нарушать градостроительные регламенты, в частности, размеры участков, целевое использование и т.д.
Категорию меняют после подачи заявления и бумаг, к нему приложенных. Каково примерное содержание ходатайства?
- указание сведений из кадастрового паспорта;
- категории (первоначальная и желаемая);
- выписка из реестра об отсутствии правообладателя;
- копии паспорта;
- копия доверенности представителя и его паспорта;
- выписка из реестра об отсутствии прав на участок;
- материалы отправляются на проведение государственной экологической экспертизы.
Как правило, земли, передаваемые из запаса в качестве земельных участков, не существовали, нет ничего на них и заниматься вопросами изменения категории почти не приходится. Тем более, что земли запаса перед формированием участков получают решением органа государственной или муниципальной власти категорию. Решение принимается в виде акта.
Но, что, если приходиться заниматься изменением категории?
Заявление передается в нужный орган, который проверяет и заявление, и приобщенные бумаги.
Отказывают в принятии заявления, если:
- нет всех документов или они не соответствуют законодательству (выдал не полномочный орган, отсутствуют обязательные элементы);
- бумаги подало лицо, не имеющее на это право.
Наличие оснований отказать в ходатайстве обязывает госорган отослать ответ не позже 30 суток.
- Федеральное правительство принимает решение в срок – 3 месяца;
- Региональным властям отводится 2 месяца.
Решение об изменении категории излагается в акте.
- На основании чего принят акт (решение совета, собрания, думы или иного органа власти);
- Описываются размеры участка, адрес, кадастровый номер;
- Категория, которая была и категория, которая присвоена.
Акт носит постоянный характер, его нельзя принять на ограниченный отрезок времени.
Когда отказывают в перемене категорий?
- Ограничение, установленное федеральным законом;
- Нарушение градостроительного регламента местности (не соответствие категории планам дальнейшего развития);
- Негативные выводы экологической экспертизы.
Заинтересованный человек вправе жаловаться в суде, если считает отказ необоснованным и незаконным.
Если принимается решение в пользу изменения категории, сообщение направляется всем заинтересованным. Копия отправляется в органы кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость.
Возникает вопрос: нужно ли менять бумаги, подтверждающие права на участок или нет?
В законе говорится, что действительность выданных ранее бумаг сохраняется. Достаточно приобщать копию акта или получить новый кадастровый паспорт. В новом паспорте будет вписано наименование новой категории.
Земли запаса: описание, состав и правовой режим в 2021 году
Время чтения: 5 минут
Земельные участки в РФ могут применяться для промышленных, сельскохозяйственных, социальных целей. В зависимости от этого все участки поделены на несколько категорий.
Значительную площадь занимают земли запаса. Эти участки – своего рода резерв для федеральной или местной власти, который можно отвести под разные цели в зависимости от потребности.
Для этого нужно пройти определенные процедуры.
Характеристика земель запаса
Приступая к изучению вопроса, обсудим статус и предназначение таких территорий. В первую очередь нужно выяснить, что такое земли запаса.
Согласно Земельному кодексу РФ, существуют следующие виды земель:
В соответствии со ст. 103 ЗК РФ, к последней категории относятся территории, принадлежащие государственным или муниципальным органам власти, кроме земель для сельскохозяйственных целей. То есть это все земли, которые не относятся ни к одному из предыдущих видов и не могут использоваться.
Стоит также упомянуть, что значит неиспользуемые земли. Такой статус определенные участки получают из-за того, что у земель запаса отсутствует целевое назначение.
А, согласно законодательству, использовать любую территорию можно лишь в соответствии с ее целевым назначением.
Как следует из ст.
103 ЗК РФ, запрещено передавать такие участки арендаторам или новым собственникам без перевода наделов в другую категорию.
Земли запаса предоставляются на правах пользования для осуществления некоторых видов деятельности: например, на них можно проводить геодезические, кадастровые и другие работы по исследованию местности (ч.2 ст.103 ЗК РФ). Однако поскольку эксплуатация будет сопровождаться значительным влиянием на участок, законодательно предусмотрена необходимость перевода территории в иную категорию.
Что может быть отнесено к территориям запаса
К землям запаса относятся земли, которые:
- не востребованы и являются частью сельскохозяйственных угодий;
- изъяты у собственников по решению суда за нарушения законодательства;
- выкуплены у частных собственников;
- утратили правообладателя в связи с отказом собственника;
- отошли государству по завещанию;
- были предоставлены в срочное пользование, по истечении срока;
- непригодны к использованию в силу своего качества: загрязненные, зараженные и так далее.
Данный перечень не является исчерпывающим. Особое место в нем занимают земли запаса в муниципальной собственности. К ним часто относят участки, которые никем не освоены или перешли к местным властям из-за прекращения прав граждан на них.
Это часто происходит, когда муниципалитет выкупает земли у граждан для использования в будущем или получает в собственность территорию, которую никто не унаследовал.
Использование местных территорий запаса возможно, но оно будет специфичным.
Так, разрешенное использование земли запаса предусматривает выпас скота или охоту, но воздвигать капитальные сооружения или выращивать сельскохозяйственные культуры запрещено.Чаще всего такие участки, находящиеся в собственности местных властей, просто не успели перевести в иную категорию или в силу своих характеристик они вообще не пригодны к какому-либо использованию.
Правовое положение земель запаса
Земли запаса находятся в собственности государства или местных властей, что является одним из основных признаков данного вида территорий. Это не значит, что они бесхозны и забыты: такие участки находятся на особом учете.
В кадастровой документации указана вся экономическая и правовая информация, а закон защищает их от любых действий, на которые отсутствует согласие органов власти.
Подобные территории нельзя выделять физическим или юридическим лицам.Использование земель запаса допускается после перевода в другую категорию и определения их целевого назначения.
Это обеспечивает их сохранность, ведь существуют разные требования к эксплуатации территорий и способы защиты от повреждения участков, применяемых в определенных видах деятельности.
Например, использование под постройку промышленных объектов предполагает одни мероприятия по защите земель, а осуществление сельскохозяйственной деятельности – другие.
Бесхозные территории, информация о которых не содержится в государственном кадастре недвижимости, не могут стать землями запаса. Только после того как отсутствие собственника отразится в соответствующих решениях местных властей, а земли сдадут муниципалитету, их можно относить к различным категориям.
Изменение категории земель
Если земли запаса находятся в собственности государства или муниципалитета продолжительное время, это значит, что найти им максимально эффективное применение не получается.
Однако все может быстро поменяться. Например, в крупных населенных пунктах часто не хватает места для постройки жилых домов, в связи с чем приходится увеличивать городскую площадь, чтобы вместить жителей и объекты инфраструктуры.
Процесс изменения категории земель занимает много времени.
Потребуется немало исследований, экспертиз и согласований прежде чем власти примут решение о необходимости определения целевого назначения территории.
Один из важнейших документов в этом процессе – заключение государственной экологической инспекции РФ, допускающее смену категории земли и гарантирующее отсутствие негативных последствий этого решения.Окончательное решение принимает муниципалитет или орган федеральной власти, в ведении которого находится участок.
Рекомендуем более детально ознакомиться с тем, какие существуют категории земель в РФ.
Возможные категории
Земли запаса можно перевести не в любую категорию, а лишь в одну из перечисленных ниже:
- Территории сельскохозяйственного назначения.
На таких участках можно не только вести сельское хозяйство, но и строить дороги, коммуникации и здания, которые будут обеспечивать эту деятельность.
- Наделы населенных пунктов. Территория предоставляется для застройки жилыми и инфраструктурными объектами.
- Земли промышленности. Участки находятся за пределами населенных пунктов и применяются для строительства производственных зданий и сооружений, промышленной деятельности.
- Участки лесного и водного фонда.
- Охраняемые территории.
Это особо важные объекты, имеющие высокую культурную или экономическую ценность. Примеры таких территорий – заповедники и заказники Российской Федерации.
Перевод земель в другую категорию
Для отнесения участка к иной категории заявитель должен подать ходатайство. В нем следует указать:
- кадастровый номер участка;
- нынешнюю и желаемую категорию участка;
- причину запроса.
К заявлению о присвоении территории новой категории следует приложить документы, удостоверяющие личность заявителя, а также:
Ответственность за незаконную эксплуатацию
За незаконное использование любых территорий, в том числе относящихся к категории запаса, в законодательстве предусмотрено несколько видов ответственности.
- Финансовая. Нарушитель возмещает весь материальный ущерб, причиненный его действиями.
- Административная – за самовольное занятие земли предусмотрен штраф (ст. 7.
1 Кодекса об административных правонарушениях).
- В соответствии с положениями ст. 76 Земельного кодекса РФ, самовольно занятые участки подлежат возврату собственникам без возмещения затрат за время незаконного пользования.
- Согласно ст. 254 Уголовного кодекса РФ, предусмотрена ответственность за интоксикацию или засорение грунтовых почв.
Мероприятия по охране земель
Охрана участков запаса – это комплекс действий, направленных на сохранение качества земель, повышение их продуктивности и плодородности.
К мероприятиям по охране территорий можно отнести:
- защиту земель от эрозии, подтопления, заболачивания и другого негативного воздействия природного характера;
- действия по сохранению почв и их плодородности;
- защиту сельхозугодий от зарастания сорными растениями;
- ликвидацию последствий загрязнения, в том числе техногенного характера;
- разработку законодательных актов в сфере охраны земель.
Для этого создаются федеральные, региональные и местные программы, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по обеспечению сохранности участков с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.
Оценка состояния земель и эффективности охранных мероприятий проводится с учетом экологической экспертизы, санитарно-гигиенических и иных законодательных требований.
Подробная информация содержится «Правовая охрана земель».
Основные проблемы перераспределения участков
Россия занимает огромную площадь, а управление таким большим количеством территорий сопровождается проблемами в сфере перераспределения земель. К основным трудностям можно отнести:
- Бюрократизацию и длительный срок смены категории территории.
Это приводит к задержке развития земель и даже может создавать препятствия для реализации национальных проектов.
- Обременение сервитутами участков, для которых запланировано изменение целевого назначения.
- Отсутствие надлежащим образом оформленной документации на землю или ее утеря.
- Невозможность перевести территорию в другую категорию из-за ее состояния: загрязнения, эрозии и так далее.
Выводы
Земли запаса – своеобразный резерв территорий местной или общегосударственной власти. Пока участки находятся в этом статусе, их использование запрещено законом. Чтобы приступить к эксплуатации, сначала нужно изменить целевое назначение.
Хотя этот процесс достаточно продолжителен, он позволяет убедиться, что территорию можно использовать в планируемых целях.
Граждане, начавшие использовать земли запаса без перевода в другие категории, будут нести ответственность, вплоть до уголовной.