+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Вопросы психолого педагогической экспертизы ребенка для суда

Психолого-педагогическая экспертиза для суда

Вопросы психолого педагогической экспертизы ребенка для суда

  Если у Вас есть дети и Вы в разводе или планируете развестись, а вопрос с местом жительства ребенка не решен.

     Или не определен порядок встреч с отдельно проживающим родителем. Вероятнее всего Вам нужна психолого-педагогическая экспертиза.

     Второй родитель желает лишить Вас возможности общаться с собственным ребенком? Суд назначил психологическую экспертизу ребенка или Вы планируете иск самостоятельно?  Вы хотите узнать как правильно поставить вопросы перед экспертами?

  Вы можете провести экспертизу ребенка и родителей по определению суда или по договору с экспертной организацией. 

   Прочтите информацию и Вы узнаете как Вы можете провести экспертизу.

   Наши экспертизы принимаются судами Москвы и Московской области!

Как и где провести? Как поставить вопросы? Сроки и стоимость экспертизы 

         Судебная психологическая экспертиза детско-родительских отношений (психолого – педагогическая экспертиза) проводится по делам о разводе, определении места жительства ребенка, лишении родительских прав или установления судом частоты встреч с ребенком.

          В ходе указанной экспертизы могут исследоваться личность ребенка, отца, матери и иных родственников, проживающих или планирующих проживать с ребенком после решения суда, психологические особенности их взаимоотношений.

       Нередко судебному экспертному исследованию предшествуют длительные судебные тяжбы между родственниками ребенка. Эти тяжбы и разбирательства, не смотря на все благие намерения противоборствующих сторон, не всегда учитывают действительные интересы ребенка.

Примерные вопросы экспертам

Сроки и стоимость проведения экспертизы

Заключение эксперта по семейным спорам о воспитании детей

Психолого-педагогическая экспертиза для органов опеки и попечительства

      Помимо судебной экспертизы экспертное психологическое исследование ребенка проводится для предоставления органам по опеки и попечительству. В этом случае экспертиза идет по вопросам, которые интересуют указанное государственное учреждение для реализации программ защиты детей и их интересов, представления ребенка в суде.

   В некоторых обстоятельствах судебно-правового разбирательства по определению места жительства ребенка или порядка встреч с ним, например при обвинении одного из родителей другим в психических нарушениях или неумении общаться с ребенком, возникает необходимость проведения психологической экспертизы по определению психологической возможности конкретных лиц (отца или матери) обеспечить воспитание детей.

     В этих обстоятельствах проводится психологическая или психолого-психиатрическая экспертиза родителя или опекуна. Подробно о ней можно экспертиза опекуна, родителя, отца, матери.         

               Бесплатно проконсультироваться по вопросам связанным проведением экспертизы можно позвонив профессиональному судебному эксперту – психологу по телефону 8(495)118-31-03.  

Сроки и стоимость проведения экспертных исследований. Срок проведения психолого-педагогической экспертизы

   В некоммерческих экспертных учреждениях Москвы полноценная психолого-педагогическая экспертиза ребенка и детско-родительских отношений для предоставления заключения в суд обычно длится, в зависимости от сложности, не менее 10 дней.

     В государственных экспертных учреждениях на это уходит обычно не менее месяца.

   Психодиагностика одного человека может быть проведена в течении трех-пяти суток, в зависимости от профессионализма и загруженности эксперта. Исследование для органов опеки и попечительства длится обычно 3-7 суток.

Психолого-педагогическая экспертиза детей и взрослых. Стоимость экспертных исследований ребенка и детско-родительских отношений

виды экспертных исследованийсрокценарезультат
Психологическая диагностика ребенка3-5 суток13 000Справка психолога
Психологическая диагностика родителя (опекуна)3-5 суток13 000Справка психолога
Психологическое исследование для органов опеки и попечительства3-7 суток14 000Справка эксперта
Психологическая (психолого-педагогическая) экспертиза для суда (по определению суда)от 6 до 14 сутокот 43000Заключение эксперта по результатам судебной психолого-педагогической экспертизы
Психологическая (психолого-педагогическая) экспертиза для суда (по инициативе сторон)от 6 до 14 сутокот 37 000Заключение психологической экспертизыЗаключение психолого-педагогической экспертизы
Очная консультация по вопросам судебной экспертизы30 мин2500ответы на вопросы, устные рекомендации судебного эксперта
Постановка экспертом вопросов для судебной экспертизы24 часа5000письменные рекомендации судебного эксперта

Звоните прямо сейчас 8(495)741-11-72 и мы ответим на все Ваши вопросы!

 Основной целью психологической экспертизы детско-родительских отношений является необходимость обеспечения суда объективной информацией о психологических особенностях ребенка, его родственников, отношений между ними через призму интересов ребенка, его дальнейшей судьбы, участия в этой судьбе родственников в той мере, в которой они могут максимально позитивно обеспечить непрерывность и качество процесса воспитания и развития ребенка, ухода за ним. 

           Где проводится психолого-педагогическая экспертиза? Место проведения экспертизы:

– Москва, ул. Тверская, д.20, стр.1,

(станции метро: Пушкинская, Тверская, Чеховская).

– Место проведения экспертизы в регионах – уточняйте по телефону 8(499)390-32-97 или у регионального представителя.

Экспертные задачи судебной психолого-педагогической экспертизы детско-родительских отношений.  

Перед экспертами могут быть поставлены следующие вопросы:

-Благоприятен ли для воспитания и развития ребенка микроклимат в семье?

-Имеются ли с психологической точки зрения у матери или отца обстоятельства, препятствующие их общению с ребенком?

-К кому из родителей ребенок привязан больше?

-Как часто ребенок хотел бы общаться с матерью в случае проживания в семье отца?

-Как часто ребенок хотел бы общаться с отцом в случае проживания в семье матери?

-Какие имеются объективные конфликты между родителями ребенка? Каково восприятие ребенком данных конфликтов?

-Каков уровень тревожности ребенка?

-Каково возможное негативное влияние индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей на  психологическое состояние и особенности психического развития ребёнка?

-Каково действительное отношение матери и отца к ребёнку?

-Каково действительное отношение ребёнка к каждому из родителей?

-Каково отношение несовершеннолетнего к родителям вместе и к каждому в отдельности, к кому из родителей ребенок привязан в большей степени, чем это характеризуется?

-Каково реальное психологическое отношение ребенка к другим членам семьи (бабушкам, дедушкам и другим родственникам)?

-Каково реальное психологическое отношение ребенка к мачехе?

-Каково реальное психологическое отношение ребенка к отчему?

-Каковы индивидуально-психологические особенности обоих родителей и их влияние на состояние ребёнка и особенности его психического развития?

-Каковы индивидуально-психологические особенности ребёнка?

-Какой из вариантов проживания ребенка с родителями причинит наименьший ущерб детской психике?

-Кто из родителей имеет для ребенка наибольший авторитет, влияние?

-Разрыв с кем из родителей для ребенка может быть причиной наиболее сильной психологической травмы?

-Каково мнение ребёнка относительно порядка и графика встреч с отдельно проживающим родителем?

-Выражает ли ребёнок какое-либо мнение относительно проживания с кем-либо из родителей? Если выражает то какое?

-Самостоятельно ли или под влиянием третьих лиц у ребенка сформировалось желание (мнение ребёнка) проживать с матерью (отцом)?

-Соответствует ли уровень психического  развития ребенка возрастным нормам?

        Данный перечень вопросов не является исчерпывающим.

     Вопросы на рассмотрение судебной психологической экспертизы детско-родительских отношений должны подбираться в каждом случае индивидуально в соответствии с Семейным Кодексом Российской Федерации, исходя исключительно из потребности в специальных психологических познания дознания, следствия и суда.

          Как правильно поставить вопросы на разрешение судебной психологической экспертизы детско-родительских отношений?

   Для того, чтобы четко понимать для чего суду нужна судебная психологическая экспертиза данного вида необходимо подробно ознакомиться с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.1998 №10 “О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей”.

   В данном документе Пленум верховного Суда четко определяет юридические приоритеты судебного разбирательства по делам связанным с разводами и определением места жительства ребенка, его прав, прав разводящихся супругов. 

Позвоните сейчас нам по телефону:

8(495)741-11-72

или

Оставьте заявку в форме обратной связи

и мы перезвоним Вам сами

Заполняя данную форму и нажимая на кнопку “Отправить”, Вы принимаете Положение и Согласие на обработку Ваших персональных данных.

Поставить вопросы для экспертизы детей. Центр специальны

Вопросы психолого педагогической экспертизы ребенка для суда

Важно!

Представленные здесь вопросы психологу для суда примерные. Для корректного экспертного исследования требуется перед постановкой вопросов консультация судебного психолога!

Он изучит ситуацию и поставит правильные вопросы экспертам для экспертизы детей и родителей.

Вопросы для экспертизы ребёнка

– Каковы индивидуально-психологические особенности ребёнка?

– К кому из родителей ребёнок ощущает психологическую привязанность в большей степени?

– С какой периодичностью ребёнок изъявляет желание общаться с матерью в случае проживания в семье отца?

– С какой периодичностью ребёнок изъявляет желание общаться с отцом в случае проживания в семье матери?

– Известно ли ребёнку о наличии конфликтов между родителями? Каково восприятие ребёнком данных конфликтов?

– Каков уровень тревожности ребёнка? Если высокий, какими психологическими факторами или обстоятельствами это обусловлено?

– Каково действительное отношение ребёнка к каждому из родителей?

– Каково отношение несовершеннолетнего к родителям вместе и к каждому в отдельности, к кому из родителей ребёнок испытывает психологическую и эмоциональную привязанность в большей степени? Какими психологическими обстоятельствами это характеризуется?

– Каково реальное психологическое отношение ребёнка к остальным членам семьи (бабушкам, дедушкам и другим родственникам)?

– Каково реальное психологическое отношение ребёнка к мачехе?

– Каково реальное психологическое отношение ребёнка к отчиму?

– Какой из вариантов проживания ребёнка с родителями причинит наименьший ущерб детской психике?

– Кто из родителей имеет для ребёнка наибольший авторитет, влияние?

– Разрыв с кем из родителей для ребёнка может быть причиной наиболее сильной психологической травмы?

– Самостоятельно ли или под влиянием третьих лиц у ребёнка сформировалось желание проживать с матерью (отцом)?

– Соответствует ли уровень психического  развития ребёнка возрастным нормам?

– Выявляются ли у несовершеннолетнего признаки повышенной внушаемости?

Вопросы для экспертизы родителей

– Имеются ли с психологической точки зрения у матери психологические особенности или обстоятельства, препятствующие её общению с ребёнком?

– Имеются ли с психологической точки зрения у отца психологические особенности или обстоятельства, препятствующие его общению с ребёнком?

– Каково возможное негативное влияние индивидуально-психологических особенностей отца на психологическое состояние и особенности психического развития ребёнка?

– Каково возможное негативное влияние индивидуально-психологических особенностей матери на психологическое состояние и особенности психического развития ребёнка?

– Каково действительное психологическое отношение матери к ребёнку?

– Каково действительное психологическое отношение отца к ребёнку?

– Каковы индивидуально-психологические особенности матери и их влияние на состояние ребёнка и особенности его психического развития?

– Каковы индивидуально-психологические особенности отца и их влияние на состояние ребёнка и особенности его психического развития?

– Благоприятен ли для воспитания и развития ребёнка микроклимат в семье отца?

– Благоприятен ли для воспитания и развития ребёнка микроклимат в семье матери?

– Благоприятен ли для воспитания и развития ребёнка микроклимат в семье опекуна?

– Имеются ли у отца психологические признаки повышенной агрессивности и склонности к импульсивному агрессивному поведению?

– Имеются ли у матери психологические признаки повышенной агрессивности и склонности к импульсивному агрессивному поведению?

– Имеются ли у отца признаки умственной неполноценности, могущей препятствовать ему в полной мере осуществлять обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетнего ребёнка?

– Имеются ли у матери признаки умственной неполноценности, могущей препятствовать ей в полной мере осуществлять обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетнего ребёнка?

          Следует помнить, что каждое конкретное гражданское дело по определению места жительства ребенка и порядка встреч с отдельно проживающим родителем требует индивидуального подхода.

   Поэтому перед назначением экспертизы для того, чтобы поставить вопросы психологу следует обратиться к специалисту, профессионально занимающемуся вопросами судебной экспертизы детско-родительских отношений.

          Вопросы эксперту наш специалист может Вам поставить в дистанционном режиме. Если это не потребует изучения материалов дела – специалист их Вам подскажет бесплатно.

        Если ситуация сложная и необходимо будет потратить время на вникание в ситуацию и изучение исковых требований, то данная услуга платная. Ее стоимость составит 5000 рублей.      

    Консультация по постановке вопросов для суда может пройти очно, в офисе экспертного центра. Также данная работа может быть выполнена дистанционно, с применением каналов связи интернет. 

Постановку вопросов эксперту можно заказать нам по телефону 8 (495)-118-31-03

        Постановка вопросов для психологической экспертизы ребенка с изучением материалов дела осуществляется после полной предоплаты и высылки на электронную почту v@psy-expert.ru первичных материалов правового разбирательства. Аналогичная ситуация если заказчику необходимы вопросы для психологической экспертизы родителей.

       В этом случае эксперт подготовит вопросы в письменном виде. Потом вышлет заказчику их электронной почтой. После чего проведет консультацию по телефону.

   В ходе консультации будут прокомментированы поставленные вопросы экспертам. Будет объяснены их смысл и целесообразность.

   Необходимость в постановке вопросов обусловлена самой законом и самой структурой Заключения эксперта, которое составляется по итогам экспертизы. В соответствии с ст. 25 Федерального закона РФ №73-ФЗ “О ГСЭД”  Заключение эксперта должно содержать “вопросы”, вынесенные для разрешения экспертизы и “выводы” по поставленным вопросам. 

    исследований излагается в исследовательской части. Выводы представляют основную ценность для принятия судом объективного решения по гражданскому делу.

Психолого-педагогическая экспертиза

Вопросы психолого педагогической экспертизы ребенка для суда

Психолого-педагогическая экспертиза является комплексным аналитическим действием, цель которого состоит в установлении и фиксации психологического состояния несовершеннолетнего и обстоятельств для ведения досудебных и судебных разбирательств по делам, одним из участников которого является ребенок.

Также подобная экспертиза может проводиться в формате психологического консультирования педагогов, детей и родителей для корректировки образовательного и воспитательного процесса с учетом особенностей психологического развития ребенка.

Для чего назначается психолого-педагогическая экспертиза

В ходе исследования эксперты могут выявить:

  • наличие и характер привязанности ребенка к родителям, близким родственникам или иным лицам;
  • характер влияния родителей и родственников на воспитание и развитие ребенка, действительное отношение каждого из них к ребенку;
  • личностные характеристики и психологические нюансы личности родителей и близкого окружения ребенка;
  • наличие факта психологической травмы, нанесенной несовершеннолетнему со стороны близкого родственного круга, преподавателей школы;
  • предпочтительное место жительства ребенка в случае развода родителей с одним из них;
  • необходимость ограничения или запрета на общение ребенка с кем-то из родственников с целью ограничения негативного психологического воздействия;
  • желательный режим встреч ребенка с отдельно живущими родителем или родственниками.

Независимая психологическая экспертиза ребенка необходима для суда, если рассматриваемое дело затрагивает права и интересы несовершеннолетнего. В этом случае проведение процедуры направлено на выявление важных аспектов для разрешения судебного дела и связано с такими решениями, как:

  • лишение, ограничение или восстановление родительских прав;
  • установление или ограничение права лица на участие в воспитании ребенка;
  • определение места проживания несовершеннолетнего с одним из родителей;
  • решение вопроса об усыновлении;
  • установление опеки, попечительства.

Виды психолого-педагогических экспертиз

Назовем основные разновидности психолого-педагогической экспертизы и сферы, в которых они действуют:

  • прогностическая, педагогическая. Выявляет закономерности воспитания и обучения несовершеннолетнего в их психологических аспектах;
  • психолого-психиатрическая. Рассматривает личностные и поведенческие особенности человека;
  • медико-психологическая. Находит отклонения в развитии психики вследствие заболеваний или особенностей развития;
  • психолого-педагогическая. Объединяет в единую картину особенности психологического и прогностического развития ребенка с целью создания комплексного описания его развития в текущий момент времени;
  • психолого-социальная. Ставит целью нахождение взаимосвязей между психологическими особенностями человека и его существования и взаимодействия в социальной сфере с другими людьми.

К данным разновидностям можно также отнести более частные экспертизы, например, различного типа психологические консультации. К ним часто прибегают родители и педагоги трудных детей с целью наладить отношения с ребенком и выстроить благоприятные условия для его развития. Наиболее распространенными в этой сфере являются:

  • возрастно-психологическое консультирование подростков, которые вступили в переходный возраст, и психологическое консультирование родителей подростков как обратная сторона одной медали. Нередко в этот период отношения детей и родителей выходят из-под контроля и требуют вмешательства и помощи от специалистов;
  • детское психологическое консультирование школьников требуется в случае неуспеваемости ребенка, сложностей при его вхождении в образовательную среду. Специалисты с помощью определенных методик находят истинные причины проблем ребенка в обучении;
  • психологическое консультирование родителей, имеющих детей-инвалидов, направлено на оказание психологической помощи и поддержки для семей с особенными детьми. Воспитание ребенка с отклонениями в здоровье зачастую является тяжелым испытанием для родителей и обращение к специалистам помогает наладить здоровые взаимоотношения в семье.

Таким образом, подбор необходимого вида экспертиз зависит от конкретного случая и целей, которые ставятся перед специалистом. В зависимости от них формируется необходимый методический набор для работы специалистов с ребенком или взрослым. Как правило, это комплексные методики, основанные на объединении двух или трех более узких областей.

Результатом любой психологической экспертизы является нахождение ответов на вопросы, связанные с особенностями личности, поведения и психологического состояния человека, который является объектом исследования.

Порядок проведения, сроки и стоимость

Провести психологическую экспертизу ребенка может только сертифицированный специалист. Психо-педагогическая экспертиза проводится специалистами в области психологии и педагогики с применением разработанных методик оценки развития ребенка и его психологического состояния.

Исследование проходит в несколько этапов:

  • сбор и анализ сведений о ребенке. На этом этапе опрашиваются взрослые, взаимодействующие с ребенком, на предмет выявления социально-бытовых и педагогический условий его жизни, основных моментов ситуации, психологических особенностей;
  • работа с несовершеннолетним. В ходе беседы, выполнения простых заданий и тестов с применением специальных дидактических материалов (карточек, иллюстраций, картинок) и игровых заданий специалист оценивает уровень развития ребенка, его психологическое состояние и возможные отклонения от нормы;
  • после проведения встречи с несовершеннолетним эксперты выстраивают общую психологическую картину, выявляют проблемы и возможные пути их разрешения.

Психологическая экспертиза родителей ребенка проводится по похожей схеме.

Результаты исследования оформляются в виде экспертного заключения, в которое включены следующие пункты:

  • вступительная часть с перечислением оснований для проведения экспертизы;
  • описание процедуры с указанием присутствующих лиц и использованных методик и тестов;
  • исследование, в котором результаты экспертизы получают трактовку и делаются выводы по заданным вопросам эксперту.

В приложении к документу подшиваются примененные тесты и вопросы, выполненные или демонстрируемые рисунки.

Сроки проведения процедуры варьируются от 1 дня до недели. Это зависит от ряда факторов:

  • необходимость оформления результатов экспертизы для суда или ведение психологического консультирования детей вне правовых разбирательств;
  • количество человек, участвующих в экспертизе. В среднем на работу психолога или педагога с одним респондентом уходит 1,5–2 часа. Далее за день обрабатывается собранный материал и формируется психологическая карта;
  • вопросы, поставленные перед экспертами, и поиск на них ответов в процессе процедуры. Например, психологическая экспертиза ребенка по отношению к отцу, с которым он находится в сложных отношениях, может быть затруднена и потребовать не одной встречи с психологом.

Стоимость экспертизы также формируется исходя из ее целей и исходных данных, которые перечислены выше. Цена комплексной экспертизы в «Стандарт Эксперт»

В среднем цена за один из перечней, указанных выше, составляет от 7 до 15 тысяч рублей.

Вопросы для эксперта

На какие вопросы может ответить эксперт, проводящий психолого-педагогическое расследование:

  • С каким из родителей проживание является наиболее предпочтительным в случае расторжения брака между родителями ребенка с учетом психологических особенностей каждого из родителей и ребенка? Какие стили воспитания транслируются каждым из родителей?
  • Скрывается ли причина неуспеваемости ребенка в школе следствием его психологической несовместимости с преподавателем, коллективом класса и образовательной моделью, диктуемой школой?
  • Является ли поведение несовершеннолетнего девиантным? В чем истинные причины такого поведения? Каковы взаимоотношения между несовершеннолетним и его родителями?

Объект экспертизы: Взаимоотношения родителей и ребенка.

Вид экспертизы: психолого-педагогическая.

Заказчик экспертизы: Балашихинский городской суд.

Проблема: Психологу необходимо определить индивидуально-психологические особенности ребенка, родителей, описать характер взаимоотношений в семье, определить структуру привязанности ребенка, произвести анализ семейного конфликта и на основе психологических потребностей и интересов ребенка в рекомендательной форме предложить порядок общения несовершеннолетнего ребенка с матерью, отцом.

Результат: Для производства экспертизы были привлечены 2 специалиста: Клинический психолог и психолог, ориентированный на работу с детьми. Для производства данного типа экспертизы экспертами-психологами была использована батарея методик для анализа индивидуально-психологических особенностей родителей (Тест смысложизненных ориентаций Д. Крамбо и Л.

Махолик; методика определения акцентуаций характера К. Леонгарда; Личностный опросник Айзенка и пр.); индивидуально-психологических особенностей ребенка (Тест Кетелла; Тест «Несуществующее животное»; Методика Рене Жиля и пр.), различные патопсихологические методики (пиктограмма, 10 слов, исключение предметов и пр.

); а также методики взаимоотношений родитель-ребенок (Методика «Рисунок семьи»; Методика Рене Жиля и пр.).

Временно-пространственная организация исследования может варьироваться в зависимости от уровня конфликтности в семье, но обычно предлагается такая схема:

  • Исследование ребенка
  • Исследование матери
  • Исследование отца
  • Исследование отец+ребенок
  • Исследование мать+ребенок.

Время проведения экспертизы 1 человека – от 2 до 4 часов. Экспертиза может проводиться в несколько дней. Исследование ребенка проводится без присутствия родителей.

По результатам исследования экспертами-психологами составлено заключение, состоящее из вступительной части, где указываются основания для производства экспертизы, производится описание процедуры исследования, перечисление присутствующих; исследовательской части, где приведены результаты исследования и их интерпретация и выводов, где отражены ответы на вопросы, поставленные судом перед экспертом. Очень важным и обязательным является наличие приложений, где приводятся сканы рисунков, тестов и опросников, выполняемых подэкспертными.

ПРИМЕР №2

Объект экспертизы: исследование личности конкретного человека

Вид экспертизы: психологическая

Заказчик экспертизы: частное физическое лицо

Проблема: Женщина, Иванова И.И., осуществляя сделку, полагала, что приобретает квартиру. На самом же деле она приобрела долю в паевом инвестиционном фонде. Подписи поставлены, сделка состоялась. Конечно, в такой ситуации доказать свою правоту весьма сложно.

Однако в рамках психологических экспертиз есть исследование сделок с «пороком воли», которые по статье 177 ГК РФ могут быть признаны недействительными.

Что относится к «пороку воли»: неспособность человека понимать значение и последствия своих действий (с психологической точки зрения), сделка под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, а также сделка под влиянием насилия, угрозы.

Сюда также могут быть отнесены: неадекватность мотивации, необоснованность решений, дефектность программирование системы действий, дефектность исполнительских механизмов, в т.ч. волевая регуляция.

Результат: Для производства данного типа экспертизы экспертом-психологом исследованы такие параметры личности человека, как уровень внушаемости, неадекватность антиципации, акцентуации характера, ошибки восприятия, сенсорная недостаточность, познавательные процессы: мышление, внимание, память. Использованы следующие методики: MMPI, патопсихологические методики: «Пиктограмма», «Классификация предметов», «Исключение предметов», «10 слов», «Опосредованное запоминание по Леонтьеву» и пр., методика определения акцентуаций характера Леонгарда и пр.

С подэкспертной проведена батарея соответствующих методик, в том числе проективных, проведен эксперимент по стрессоустойчивости.

По результатам проведенного исследования установлен истерический тип личности со склонностью к сужению сознания, снижению интеллектуального потенциала в психически напряженных ситуациях.

Таким образом, Иванова И.И. может на законных основаниях требовать признать данную сделку недействительной.

В паре с такой психологической экспертизой может также проводится правовая или лингвистическая экспертиза Договора, который скрепил данную сделку.

ПРИМЕР №3

Объект экспертизы: текст, расположенный на личной WEB-странице в социальной сети ВКонтакте

Вид экспертизы: комплексная психолого-лингвистическая

Заказчик экспертизы: Частное физическое лицо

Проблема: На исследование поступил текст, расположенный на личной WEB-странице в социальной сети ВКонтакте, в котором была размещена информация, в том числе о деятельности ООО «ХХХ» (название организации и заказчика не приводятся из соображений конфиденциальности) и ее Генеральном директоре. Экспертам в области психологии и лингвистики предлагалось ответить на вопросы, относительно присутствия/отсутствия проблемной (спорной) тематики, использованных автором языковых средств и приемов психологического воздействия и влияния на потенциального читателя.

Результат: Для производства данного типа экспертизы экспертом-лингвистом было установлено, что в тексте вообще не идет речь о заданном в вопросе предмете речи, исделан отрицательный вывод об отсутствии описанного в вопросе значения.

Также эксперт-лингвист установил, что использованное языковое средство в данном контексте и коммуникативной ситуации может быть понято «двояко» и объяснил причины неоднозначности.

Далее эксперт-психолог установил имеющиеся в тексте приемы психологического воздействия и влияния, а именно: внушение и пробуждение импульса

к подражанию читательской аудитории, которые, однако, не были связаны с деятельностью компании ООО «ХХХ», а выражали исключительно упования и негодования автора относительно снижения уровня качества определенного вида продукции на рынке в целом.

Психолого-педагогическая экспертиза ребенка для суда

Вопросы психолого педагогической экспертизы ребенка для суда

В последнее время психолого-педагогической экспертизе ребенка уделяют огромное внимание, ибо стороны убеждены: суд при рассмотрении гражданских дел ориентируется исключительно на результаты независимого исследования. На самом деле это всего лишь одно из доказательств, учитываемое при вынесении решения. Остановимся на нем подробнее.

Причины назначения по гражданскому делу

Психолого-педагогические экспертизы могут быть двух видов: добровольная и по определению суда.

Если в процессе разбирательства затрагиваются интересы детей, важно выявить, например, их эмоциональную привязанность к каждому из родителей, другим членам семьи, свойства личности, особенности интеллектуального развития и т. д. Для этого требуется использовать знания в области педагогики и возрастной психологии.

Стороны судебного разбирательства могут прийти к обоюдному согласию о необходимости подобной экспертизы и провести ее добровольно в присутствии обоих родителей. В этом случае ее результаты будут трактоваться как рекомендации.

Назначение психолого-педагогической экспертизы судом требуется в следующих случаях:

  • Появление адвокатского запроса или ходатайства одной из сторон.
  • Судья вправе вынести определение и самостоятельно, если считает, что нет других объективных способов выявить мнение ребенка, например. Так, согласно СК РФ, опрашивать в суде можно только детей 10 лет и старше. Чтобы выявить позицию девятилетнего подростка, необходимо заключение эксперта.

Во втором случае психолого-педагогическая экспертиза для суда будет служить одним из доказательств по делу, но выноситься решение будет на основании их совокупности.

В полной семье в роли законных представителей ребенка выступают оба родителя, между которыми могут возникать разногласия по вопросам воспитания.

Если их не удается решить мирным путем, одна из сторон вправе обратиться в суд. Первой инстанцией, куда семейное законодательство рекомендует обращаться, являются органы опеки.

Однако их решение можно оспорить в суде, если кто-то из родителей с ним не согласен.

Перечислим наиболее часто рассматриваемые гражданские дела, в которых важно выявить интересы ребенка для вынесения решения:

  • Ст. 59 СК РФ об изменении имени и фамилии несовершеннолетнего. Обязательное согласие ребенка требуется с 10 лет. До этого возраста между супругами могут возникать споры, особенно если они совместно не проживают.
  • Ст. 65 СК РФ об осуществлении родительских прав. В ней говорится о возможных разногласиях по вопросам воспитания и месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании матери и отца.
  • Ст. 66 СК РФ о реализации прав на участие в воспитании несовершеннолетнего одного из родителей, не проживающего совместно с ребенком.
  • Ст 69 СК РФ о лишении родительских прав. Эта исключительная мера применяется к матери и отцу, злоупотребляющим своими правами и жестоко обращающимся с детьми. Факт физического или психологического насилия должен быть установлен с помощью медико-психолого-педагогической экспертизы.

Обращаем внимание, что любое медицинское обследование требует лицензирования, поэтому следует подробнее остановиться на том, кто имеет право быть экспертом.

По взаимному согласию законные представители ребенка вправе самостоятельно выбрать специалиста для проведения исследования. Главное условие – наличие профессионального образования.

Это может быть сотрудник кафедры педагогики и психологии вуза, школьный психолог или индивидуальный предприниматель, имеющий соответствующий диплом.

Но каждый, кто проводит экспертизу, должен быть готов к тому, что его могут пригласить в суд для пояснений результатов обследования или итогового заключения.

Более того, по инициативе одной из сторон или суда документ может быть подвергнут рецензированию специалистом более высокой квалификации. Это накладывает определенную ответственность на того, кто проводит обследование. Для экспертизы требуется использование апробированных методик. Она не может выглядеть как описание консультационного приема с последующими выводами.

Если требуется медико-психологическая экспертиза, например, для уголовного дела, где подросток является обвиняемым или потерпевшим, то проводить его вправе только организации или индивидуальные предприниматели, получившие на это соответствующую лицензию. Так, факт жестокого обращения с ребенком и наличие психологического насилия могут быть подтверждены только имеющим на это право учреждением.

Цели психолого-педагогической экспертизы

Если в суде рассматривается дело по определению места жительства несовершеннолетнего, родители которого проживают раздельно, экспертиза не вправе подготовить заключение с окончательным выводом – матери или отцу следует передать ребенка на воспитание. Ибо это не может являться целью исследования.

В законе сказано, что при вынесении окончательного решения суд учтет привязанность ребенка к матери и отцу, сестрам и братьям, возраст несовершеннолетнего, личные качества каждого из родителей и их отношения с ребенком, возможность создания несовершеннолетнему условий для развития. К последнему пункту относятся: род деятельности и режим работы каждого из родителей, их семейное и материальное положение и т. д.

Суд будет рассматривать все аспекты, многие из которых не находятся в компетенции педагога-психолога. Например, материальное положение сторон. Но в ходе экспертизы методики позволяют выявить:

  • эмоциональную привязанность несовершеннолетнего к каждому из членов семьи;
  • их отношения;
  • личностные особенности родителей и самого несовершеннолетнего.

Возможно экспертное заключение по вопросу, могут ли индивидуальные особенности и стиль воспитания матери или отца оказать негативное влияние на развитие ребенка. Оно делается с учетом возрастных и личностных особенностей несовершеннолетнего.

Условия проведения экспертизы

Проведение психолого-педагогической экспертизы требует соблюдения ряда принципов:

  • добровольности;
  • отсутствия личной заинтересованности эксперта в результатах исследования;
  • научности;
  • гибкости;
  • прогнозируемости.

Для более объективной картины исследование должно проводиться на нейтральной территории – в учреждении, где созданы все условия для комфортного пребывания взрослых и детей, а также для проведения тестирования. В помещении ничто не должно отвлекать испытуемых: внешний шум, посторонние люди, плохое освещение.

Подобную экспертизу часто называют комплексной. Обследование ребенка проводится в присутствии обоих родителей. Это не означает, что они должны находиться в помещении, где проходит тестирование, – для них должна быть выделена комната ожидания. А при выявлении отношения родителей к ребенку, а также их влияния на его воспитание и развитие тестирование должны пройти и взрослые.

Подготовительный этап экспертизы

Экспертиза проводится в несколько этапов. Одним из важнейших является подготовительный. Он важен как с точки зрения настроя ребенка и его родителей, так и с точки зрения наблюдения. Приглашение обоих родителей, между которыми существует конфликт, очень важно для того, чтобы стороны доверяли результатам исследования, которое должно проводиться максимально прозрачно.

Психолого-педагогическая экспертиза ребенка для суда начинается со сбора фоновой информации.

Можно понаблюдать, с кем придет несовершеннолетний, как он отреагирует на второго родителя и как все поприветствуют друг друга.

Очень показательна предварительная ознакомительная беседа, в ходе которой имеет значение, как рассядутся ее участники, как они будут взаимодействовать, что скажут по существу спора.

Эксперту необходимо выстроить доброжелательные отношения с семьей и объяснить суть проведения исследования. Наиболее эмоционально значимый родитель поможет настроить несовершеннолетнего на тестирование. Само исследование должно проходить без присутствия посторонних лиц, чтобы ничто не отвлекало во время его проведения.

Тестирование

Для исследования чаще всего используются структурированные методики, где имеется возможность ранжирования количественных показателей. Выбор зависит от цели тестирования, возраста ребенка, времени, которыми располагает эксперт.

Для детей младшего школьного возраста применяются проективные методики в виде рисуночных тестов. Например, “Рисунок семьи” Рене Жиля. Для более старших можно воспользоваться “Диагностикой эмоциональных отношений в семье” Е. Бене, “Опросником взаимодействия родитель-ребенок” (ВРР).

Эксперт должен быть готов к тому, что все объективные материалы могут быть истребованы судом при проведении рецензирования, поэтому очень важна достоверная интерпретация результатов.

В последнее время все чаще применяется видеосъемка, где фиксируется процесс проведения психолого-педагогической экспертизы, так как при выполнения рисуночного теста, например, поведение ребенка очень диагностично.

Экспертное заключение

Для данного документа нет специальной формы установленного образца, но грамотное заключение должно включать в себя:

  • Дату, время и место проведения обследования.
  • ФИО обследуемого, возраст и краткие биографические данные (адрес проживания, школа, детский сад, состав семьи и т. д.).
  • Кто и в чьем присутствии проводил обследование.
  • Цель тестирования.
  • Объективные данные, выявленные в процессе наблюдения.
  • Перечень используемых методик.
  • Результаты тестирования.
  • Выводы.
  • Рекомендации.

Хотя психолого-педагогическая экспертиза проводится для суда, рекомендации даются родителям. Если у ребенка повышена тревожность, например, и он травмирован конфликтной ситуацией между родителями, необходимо указать, что должны делать взрослые, чтобы облегчить состояние несовершеннолетнего. Суд учтет готовность каждого из них соблюдать интересы ребенка.

Заключение: что нужно знать родителям

По гражданскому делу судебная психолого-педагогическая экспертиза проводится на добровольной основе. Родители вправе лично отказаться от ее проведения и не подвергать обследованию ребенка. При этом суд будет трактовать отказ в пользу стороны, заявившей ходатайство.

Например, отец хочет доказать, что ребенок эмоционально привязан к нему и хочет с ним общаться. Мать отказывается привезти несовершеннолетнего на обследование, доказывая при этом, что тот забыл отца и не желает с ним видеться. В данном случае суд примет сторону заявившего ходатайство.

Судебная психолого-педагогическая экспертиза ребенка и родителей

Вопросы психолого педагогической экспертизы ребенка для суда

   Судебная психолого-педагогическая экспертиза — разъяснения дает Лосева Юлия — профессиональный психолог, судебный эксперт по гражданским делам о разводе, определении места жительства детей и определении порядка встреч с отдельно проживающим родителем.

Психолого-педагогическая экспертиза ребенка и его родителей

Сфера применения психолого-педагогической экспертизы.

   Психолого-педагогическая экспертиза детей и родителей чаще всего проводится по гражданским делам об определении места жительства ребенка и порядка встреч с отдельно проживающим родителем.

   Результаты экспертизы могут помочь суду в принятии решений, касающихся интересов ребенка.

   Также психологическая или психолого-педагогическая экспертиза может быть проведена по уголовным делам, связанным с расследованием преступлений по факту нанесения вреда ребенку. В этом случае, судебные эксперты могут помочь суду в оценке глубины конкретного ущерба психики и развитию ребенка.

Цель и выводы судебной экспертизы детско-родительских отношений.

  Цель данного вида экспертных исследований – письменное разъяснение суду и сторонам вопросов, ответы на которые предполагают использование специальных знаний в области педагогики и психологии.

    Выводы экспертизы учитываются судом при принятии решений о месте жительства ребенка.

    С учетом мнения психологов может быть принято судебное решение о частоте и порядке встреч с отдельно проживающим родителем или иным родственником (дедушкой или бабушкой ребенка).

Как и кем проводится психолого-педагогическая экспертиза, каково ее содержание и что исследуется? Какие при этом используются методы?

   Психолого-педагогическое исследование проводится специалистами с высшим психологическим и психолого-педагогическим образованием. Судебную экспертизу проводят психологи, имеющие дополнительное образование в сфере судебной экспертизы или юриспруденции.

   Исследование проводится с использованием стандартизированных методов и методик психологического исследования. Это тесты и опросники, психодиагностическая беседа и наблюдение. Используемые методы диагностики корректируются с учетом возрастного и психологического развития ребенка.

   В исследовании психологии детей дошкольного и младшего школьного возраста приоритет отдается методам с использованием игрового или творческого компонента. Это проективные методы, рисование, моделирование с помощью игрушек, направленная беседа с использованием метафор.

   Непосредственное психологическое исследование несовершеннолетних должно быть построено таким образом, чтобы исключить возможность нанесения психологической травмы ребенку или его отношению к своим родителям. Для этого, перед диагностикой ребенка, лица, участвующие в экспертизе должны изучить предоставленные им материалы дела и подготовить план предстоящего экспертного исследования.

   В психолого-педагогической экспертизе детей более старшего возраста и родителей применяются более сложные диагностические процедуры. Но они тоже безвредные, просто требуют больше времени и интеллектуальных усилий.

   Психологическое исследование ребенка может быть проведено как в присутствии родителей, так и в их отсутствии. Однако, в экспертное учреждение ребенок должен прибыть в присутствии законного представителя. Исследование производится только с согласия законного представителя ребенка.

   Представлять законные интересы ребенка может отец, мать или иное лицо, имеющее доверенность от родителей. Также основанием является судебное решение, назначающее конкретного человека законным представителем несовершеннолетнего.

   Использование специальных знаний в области психологии и экспертологии позволяет раскрыть психологическое содержание душевной жизни ребенка, особенность его личности и характера, структуру его взаимоотношений с родителями.

   В некоторых случаях экспертиза может исследовать содержание отношений ребенка с другими лицами из числа ближайшего окружения. Например, с бабушками и дедушками, братьями и сестрами, другими значимыми взрослыми и детьми.

   Психологический анализ личности ребенка и его отношений производится в контексте юридически значимой ситуации.

Что подразумевается под юридически значимой ситуацией в судебной экспертизе по делам о разводе, определении места жительства ребенка и определении порядка встреч с отдельно проживающим родителем?

   Это ситуация, когда в результате сложившихся обстоятельств ребенок или кто-либо из родителей могут быть ограничены в реализации своих прав. Например, если по делу об определении места жительства ребенка оба родителя претендуют на то, чтобы ребенок проживал именно с ним. В этом случае судебное решение априори не сможет удовлетворить амбиции обоих родителей.

   Официальное место жительства ребенка может быть определено только с одним из родителей. Поэтому права второго родителя на проживание ребенка с ним , естественно, будут ограничены. В этом случае, юридически значимая ситуация — это раздельное проживание родителей и интересы ребенка.

   Нередко возникают трудности в достижении договоренности между родителями о порядке встреч ребенка с отдельно проживающим родителем. Тогда, график продолжительности и порядок встреч определяется решением суда.

   В этом случае, юридически значимая ситуация – определение порядка встреч с отдельно проживающим родителем с учетом прав родителей и интересов ребенка.

Кто может назначить судебную экспертизу детей и родителей? Можно ли данную экспертизу пройти по собственной инициативе?

   Экспертизу детей и родителей можно провести в судебном и во внесудебном порядке.

   Судебные экспертизы в гражданском процессе могут быть назначены только судом. Такие экспертизы называются судебными. Они проводятся в соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса РФ и Федерального закона РФ «О государственной судебно-экспертной деятельности» №73-ФЗ. По итогам экспертизы составляется Заключение эксперта.

   Перед производством экспертизы эксперты предупреждаются об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

   Внесудебные экспертизы могут быть проведены по Адвокатскому запросу или по обращению законного представителя ребенка. В этом случае также может быть составлено Заключение эксперта по результатам внесудебной психолого-педагогической экспертизы. Однако, эксперты при этом об уголовной ответственности не предупреждаются, а Заключение не носит процессуального статуса судебной экспертизы.

   Как правило, такое заключение оценивается как дополнительное доказательство. А эксперты, проводившие исследование, могут быть допрошены в суде в качестве сведущего свидетеля. В некоторых случаях суд допрашивает их в процессуальном качестве «специалиста». Но это решается по усмотрению суда.

Что необходимо знать родителю перед прохождением судебной психолого-педагогической экспертизы? Надо ли как-то готовиться или как-то подготавливать ребенка?

   Какой-то специальной подготовки психолого-педагогическая экспертиза не требует. Важно быть просто готовым потратить некоторое время на прохождение тестов и опросников.

   Ребенку перед экспертизой необходимо сказать о том, что будет встреча с психологом. Также необходимо сказать о том, что психолог будет давать задания и задавать вопросы, на которые лучше отвечать искренне.

   В диагностической беседе родителя с экспертом лучше просто расслабиться и честно отвечать на поставленные вопросы.

   Если психолог компетентен в своей профессии, он сразу заметит признаки неискренности или обмана.

   Отвечать надо просто и без излишних подробностей. Если специалисту потребуются подробности, он задаст дополнительный вопрос.

Судебный эксперт, психолог

Лосева Юлия 

post@use.moscow

8(495) 414-20-63

   P.S.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.