Спецшкола для малолетних преступников
Директора спецшколы обвиняют в издевательстве над подростками
Бывший руководитель учреждения для малолетних преступников утверждает, что действовал в рамках закона.
Бывший директор спецшколы Дмитрий Бабошин: «Наручники были,
но игрушечные и только для устрашения нарушителей режима».
Все началось с анонимки
В Тульской области назревает очередной скандал, связанный с образовательной системой региона. На этот раз в поле зрения стражей закона попала ГОУ ТО «Головеньковская спецшкола» – ее бывшего директора Дмитрия Бабошина обвиняют в нарушении прав подростков.
Все началось в 2009 году с анонимки в прокуратуру, после которой в учреждение была направлена проверка.
– В ходе нее было установлено, что воспитанник К.
за самовольный уход из учреждения 23 января был незаконно помещен в комнату временного содержания, где находился вплоть до 19 марта, – рассказала «Слободе» старший помощник прокурора Тульской области Любовь Кузнецова.
Выяснилось, что первые двое суток подросток провел, будучи пристегнутым наручниками к батарее.По результатам проверки в отношении Дмитрия Бабошина было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ (совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекшее существенное нарушение прав граждан).
Щекинский район, пос. Головеньки. Здание спецшколы обнесено
забором – здесь держат малолетних преступников.
В туалет под охраной
– В ходе расследования выяснилось, что решение «воспитывать» проштрафившихся подростков в помещениях, которые назывались комнатами временного содержания (КВС), пришло директору Головеньковской спецшколы еще в 2007 году, – говорит руководитель следственного отдела по городу Щекино СУ СК при Прокуратуре РФ по Тульской области Дмитрий Пятков. – Помещения были с металлическими решетками на окнах и обитыми листовым металлом дверьми, которые закрывались на засов с навесным замком. Изолированных подростков кормили прямо в комнате, а днем, под охраной, выводили на часовую прогулку и в туалет. Наказанные, естественно, не посещали предусмотренные программой учебные занятия.По словам работников прокуратуры, перечень провинностей, после которых подростки попадали в КВС, был достаточно обширен: сломанный плафон лампы освещения, повреждение облицовочного пластика, испачканная краской одежда, мат в адрес воспитателя, драка, кража, «самоволка» или просто плохое поведение во время каникул.
21 мая 2010 года расследование уголовного дела было закончено и после утверждения щекинским прокурором передано в суд. Теперь уже бывшего директора спецшколы обвинили в совершении 16 преступных эпизодов.
Воспитанники спецшколы Александр Ч. и Александр Ш.:
«Мы на директора зла не держим».
«Как волчата…»
В самом учреждении не согласны с позицией прокуратуры и считают, что Дмитрий Бабошин действовал по закону.
– У нас содержатся подростки девиантного поведения (нарушители. – Прим. авт.), – объяснила «Слободе» завсектором социально-психологичес-кого сопровождения воспитанников учреждения Марина Исаева.
– Они попадают сюда по решению суда – в основном это малолетние воришки, грабители, бродяги и наркоманы. В отношении каждого, параллельно с обычной программой школьного типа и дополнительного образования, нами вырабатывается отдельная методика восстановления.
– Но не всем из этих детей достаточно «словесного» воспитания, – подчеркнула Марина Викторовна. – Некоторые из них, кроме грубости, не желают ничего понимать. Как волчата! К таким подросткам должен применяться элемент сдерживания, который прописан в уставе учреждения и не является противозаконным.
Воспитанники спецшколы, которых допрашивали в рамках уголовного дела, такого же мнения:– Я не держу зла на Дмитрия Владимировича и уважаю его как человека, – говорит Александр Ш., подросток, которому довелось побывать в КВС. – Я дважды был в камере временного содержания и оба раза за то, что убегал.
Получается, сам виноват!
– Туда никогда никого просто так не помещали,– поддерживает мнение товарища Александр Ч. – Если попал – значит за дело!
Константина К. освободили из «карцера» в ходе прокурорской проверки.
Наручники были, но игрушечные
– Действительно, на момент проверки в помещении находились наручники, но они были детскими и купленными в обычном магазине, – рассказал «Слободе» бывший директор спецшколы Дмитрий Бабошин. – По сути, это была игрушка.
По словам Бабошина, воспитанник, который находился в КВС на момент проверки, только сначала утверждал, что его приковывали наручниками, а потом признался, что «браслеты» висели там только для устрашения.
– Подросток проходил по шести уголовным эпизодам, в том числе по нанесению телесных повреждений средней тяжести и грабежу,– вспомнил характеристику «пострадавшего» Дмитрий Бабошин.
– В 16 лет он учился в четвертом классе! А наручники… Они в комнате временного содержания были нужны для того, чтобы он понимал, что произойдет, если он не решит исправиться.
– Кстати, после того как срок его пребывания в спецшколе закончился, он отправился домой, а через два месяца ограбил родителей. Сейчас этот молодой человек сидит в колонии.
Зам. директора спецшколы Валерий Яковец:
«Раньше здесь был «карцер», а теперь – кладовка…»
Все из-за двусмысленной фразы?
По мнению бывшего директора Головеньковской спецшколы, все произошло из-за фразы в «Типовом положении о специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа», которую можно истолковать двояко.
– Там прописано, что для подобных детей создается режимно-вспомогательная служба, – объяснил «Слободе» Дмитрий Владимирович. – В обязанности последней входит создание условий для проведения временной изоляции воспитанников с целью предотвращения их самовольного ухода из учреждения.
И я понял, что это должно быть отдельное помещение для особо злостных нарушителей. – Я неоднократно официально спрашивал у милиции и прокуратуры разъяснения по этому вопросу, но никто не дал вразумительного ответа,– говорит Дмитрий Бабошин.
– И я, на свое усмотрение, решил применить КВС как средство воздействия к особо злостным нарушителям режима.
А прокуратура почему-то посчитала это перебором. По ее мнению, сам факт помещения подростка в учреждение закрытого типа уже является изоляцией.
Оставьте директора в покое!
– Дмитрий Бабошин – профессионал с большой буквы,– говорит директор департамента образования Тульской области Эльвира Играева. – Он очень многое сделал для этого учреждения, он в него весь свой опыт и душу вложил.
После того как Дмитрий Владимирович принял на себя руководство учреждением, там вообще прекратились побеги, а процент вставших на правильный путь подростков увеличился в разы!
– Мое мнение расходится с мнением прокуратуры, – подчеркнула Эльвира Ивановна.
– Я считаю, что возможный уход Бабошина с должности – это большая потеря для образовательной системы региона.
Алкоголь в крови депутата был почти в 5 раз выше нормы
Слуга народа может получить до семи лет лишения свободы.
Cтали известны результаты анализа крови депутата Троняева, который на въезде в пос. Славный (Арсеньевский район) сбил 15-летнюю Наташу Васину. алкоголя в крови депутата составило 1,41 промилле – это в 4,7 раза выше допустимой законом нормы (0.
30)! Подчеркнем, что это результат образца, который брался спустя 8 часов после ДТП! Если учесть, что средняя скорость «выветривания» алкоголя из крови составляет около 0,12 промилле в час, то можно предположить, что в момент наезда эта цифра могла быть еще выше – около 2,37 промилле. Говоря простым языком – депутата в таком состоянии нельзя было даже близко подпускать к машине.
Для справки. При содержании в крови водителя 1,2-2,4 промилле алкоголя ехать практические невозможно. Глаза плохо приспосабливаются к изменению освещения. Существенно ухудшается внимание и возможность концентрироваться. У пьяного возникают сильная эйфория, расслабленность и чрезмерная самонадеянность. Нарушается скорость реакции и теряется чувство равновесия.
Последствия: чрезвычайно рискованный стиль езды; большие проблемы при ориентировании в пространстве; ошибки в движениях при вождении, например, вместо тормозов нажимается педаль газа.
Основные типы пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних заключенных
– учреждение для детей от рождения до трех лет (в исключительных случаях – до четырех), матери которых осуждены к лишению свободы. ДР иногда называют ДМР – Дом матери и ребенка.
Спецшколы и СПТУ
– воспитательные учреждения закрытого типа для несовершеннолетних, совершивших общественно-опасные деяния. За воспитанниками установлено круглосуточное наблюдение; они не могут выйти из учреждения без разрешения администрации, территория охраняется; их вещи, получаемая корреспонденция, бандероли, посылки досматриваются.
В спецшколах содержатся правонарушители от 11 до 14 лет, в СПТУ – от 14 до 18 лет. Значительная часть детей и подростков попадают в спецшколы и СПТУ по решению административных органов – комиссий по делам несовершеннолетних при местных органах исполнительной власти, а не суда.
При рассмотрении вопроса о наказании подросток лишен права на защиту, на адвоката, не обязательны обычные для судебного следствия процедуры, у него нет права апелляции. Срок наказания в спецучреждениях произволен, он может продлеваться по представлению администрации учреждения до трех лет.
Большая часть подростков спецшкол и СПТУ отбывает наказание вдали от дома, что затрудняет контакты с семьей, родными. В 39 регионах России действуют 34 спецшколы и 16 СПТУ (из них 4 СПТУ и 2 спецшколы для девочек). В 90-е годы количество воспитанников спецшкол и СПТУ колебалось в пределах от 5 до 15 тысяч человек.
По условиям содержания, режиму изоляции, социальному микроклимату, принудительному характеру труда большинство этих учреждений мало чем отличается от ВК.Спецшколы и СПТУ находятся в ведении Министерства образования РФ, отдел специальных учебно-воспитательных учреждений Главного управления реабилитационной службы и специального образования.
Центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП)
– в просторечии спецприемник, приемник-распределитель. Обычно сюда помещают бездомных, сбежавших от родителей или брошенных ими детей, а также задержанных милицией детей, личность которых не удается установить в течение суток. В ЦВИНП могут оказаться дети самого разного возраста: от младенчества до 18 лет. Официальной статистики по учреждениям этого типа не существует.
Изолятор временного содержания (ИВС)
– учреждение закрытого типа для задержанных на месте преступления, подозреваемых в совершении преступления и т.п. По действующему законодательству помещать в ИВС могут подростков, достигших 14 лет; несовершеннолетние должны содержаться отдельно от взрослых, женщины – отдельно от мужчин.
Обычно ИВС не оборудованы прогулочными двориками, кухней, душем, заключенным не выдают постельного белья. Срок содержания в ИВС не должен превышать 3-х суток, но может быть продлен до 10-ти, а в особых случаях – до 30-ти суток. Из ИВС арестованного либо освобождают, либо по санкции прокурора переводят в следственный изолятор – СИЗО.
Кроме того, в ИВС содержат обвиняемых, доставленных из СИЗО для проведения следственных действий или судебного разбирательства. Учреждения этого типа более известны под старым названием КПЗ (камера предварительного заключения). Годовой поток через ИВС доходит до 4 миллионов человек, среднеежедневная численность заключенных в 1997 г. – 65 тысяч.
Статистика по несовершеннолетним заключенным в ИВС не ведется. По нашей оценке, относительное количество несовершеннолетних заключенных в ИВС составляет 5–6%.
ЦВИНП и ИВС находятся в ведении ГУООП (Главное управление охраны общественного порядка) МВД РФ.
Воспитательная колония (ВК)
– учреждение для несовершеннолетних заключенных, осужденных к лишению свободы. В ВК содержатся несовершеннолетние (от 14 до 18 лет), приговоренные судом к лишению свободы.
По новому УК РФ суд может направить в ВК и осужденных возрастной группы от 18 до 20 лет. Кроме того, при хорошем поведении администрация может оставлять в колонии воспитанников, возраст которых не превышает 21 года.
Количество заключенных в одной ВК от 200 до 700 человек.
Территория ВК огорожена забором, несколькими рядами колючей проволоки, между ними – вспаханная полоса земли (“запретка”). Массивные двойные ворота для въезда автотранспорта, между воротами тамбуром – площадка, на которой останавливают для досмотра и проверки машины.
Вышки (правда, охранники не как у взрослых – без автоматов), сигнализация и другие устройства для предупреждения побегов. Внутри колония разбита на несколько разгороженных участков. Два главных – промзона (производственные помещения) и жилая зона. Между ними тоже забор и колючая проволока.
Жилзона, в свою очередь, разделена заборами на локальные участки: школа и ПТУ за забором, баня за забором, заборами ограждены общежития (заключенные называют их “бараками”), в каждом из которых располагается от 70 до 150 воспитанников.
На территории жилой зоны обычно имеется столовая, клуб, библиотека, амбулатория (медчасть), иногда небольшой стационар (на 10-30 человек), штаб, в котором расположены помещения для административных работников. Дом свиданий, для краткосрочных (от 2 до 4 часов) и длительных (от 1 до 3 суток) свиданий. В некоторых ВК имеются спортивные площадки.Как и в лагере для взрослых, на малолетке есть внутренняя тюрьма – ДИЗО (дисциплинарный изолятор) – для нарушителей дисциплины: полутемные, сырые камеры с голыми стенами, окном с рядом решеток и шконкой. Спальные комнаты в общежитиях рассчитаны на 20-50 человек.
Кроме спальных комнат в общежитии на каждые 70-100 человек (“отряд”) предусмотрены: комната для хранения личных вещей; раздевалка (для верхней одежды); комната для приема пищи (с устройством для кипячения воды, шкафами для продуктов); “красный уголок” (прежнее название – “ленинская комната”), где обычно проводятся политзанятия и культурно-массовые мероприятия, установлены столы, полки для книг, радиодинамик, телевизор (если он имеется); в тех случаях, когда в ВК есть канализация – туалет.
Новым уголовно-исполнительным кодексом (действует с 1.07.97) для ВК установлена норма жилой площади 3,5 кв.м на одного человека (у взрослых – 2 кв.м).
В дневное, свободное от работы и мероприятий время заключенные имеют право выходить из общежития на “локальную зону” – небольшую, огражденную забором площадку перед общежитием.
По остальной территории колонии заключенные могут передвигаться только колонной (строевым шагом, иногда с песней) или, при получении разрешения от администрации, строем в несколько человек.
Виды ВК и условия содержания: общего режима – для подростков, осужденных к лишению свободы впервые; для девушек (независимо от того, впервые или нет); усиленного режима – для подростков, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы.
В ВК и общего, и усиленного режимов воспитанники разделены (с 1.07.97) на 4 категории, каждая из которых содержится в разных условиях: обычные, облегченные, льготные, строгие. Они отличаются по режиму, количеству посылок, передач, свиданий и т.п. По новому УИК право на условно-досрочное освобождение имеют только воспитанники, которые находятся на льготных условиях содержания.
Согласно УИК воспитанники льготного режима могут проживать в общежитиях за пределами ВК. Но пенитенциарная система не располагает средствами, чтобы это право несовершеннолетних соблюдалось в полном объеме.Зато для создания строгих условий содержания (запираемые помещения, куда изолируются от остальных воспитанников “злостные нарушители режима содержания”) необходимые средства почти всегда находятся.
Следственный изолятор (СИЗО)
– учреждение, предназначенное для содержания под стражей арестованных, в отношении которых судебный приговор не вступил в законную силу.
ВК, СИЗО и ДР находятся в подчинении ГУИН (Главное управление по исполнению наказаний). С сентября 1998 г. это управление подчинено Минюсту РФ.
Второй шанс: за стенами спецучилища для общественно опасных подростков
ОРЛОВ (Кировская область) 14 янв – РИА Новости, Алина Медведская.
Воспитанники закрытого учебного заведения для подростков с девиантным поведением в городе Орлов Кировской области встретили официальных гостей из Общественной палаты (ОП) РФ, которые работают над декриминализацией российской молодежи. Вместе с общественниками в спецучилище отправился и корреспондент РИА Новости, чтобы посмотреть, где и как живут трудные подростки.
Декриминализации подростковой среды было посвящено одно из первых поручений президента РФ Владимира Путина в новом году.
Для выполнения этой цели правительству РФ необходимо до 15 февраля создать межведомственную рабочую группу, включив в нее представителей Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
В пятницу секретарь ОП РФ Александр Бречалов и председатель комиссии ОП РФ по поддержке молодежных инициатив Сангаджи Тарбаев посетили орловское учебное заведение, которое находится под шефством секретаря ОП уже больше двух лет.
В Орловском специальном учебно-воспитательном учреждении обучается 104 подростка в возрасте от 11 до 18 лет из более чем 30 регионов РФ. Здесь молодые люди обучаются по пяти профессиям: слесарь механосборочных работ, токарь, столяр, штукатур-маляр и мастер художественных изделий из дерева.
Орловское спецучилище внутри напоминает хорошую среднеобразовательную школу: просторные светлые кабинеты, украшенные к Новому году, отремонтированные тематические классы, портреты успешных выпускников на стенах. То, что внутри территории этого образовательного учреждения действует особый режим, выдает только высокий каменный забор.
Воспитанники – обычные пацаны с озорными взглядами. Все в одинаковых черных костюмах, видимо, специально надетых в честь нашего приезда. Видно, что ребятам в них было не по себе, непривычно.
В то, что за плечами некоторых (даже самых юных) не только кражи, но и нанесение побоев, разбой и сексуальное насилие, поверить трудно.
После вступительной речи гостей, небольшого концерта и общения ребят с Бречаловым и Тарбаевым, все отправились в столовую.
Здесь общественники, преподаватели и журналисты обедали за одними столами с воспитанниками.
“Как тебя зовут?” — спрашивает один из членов региональной Общественной палаты, обращаясь воспитаннику. Мальчик лет 12 явно был польщен проявленным к нему интересом и тут же назвал свое имя.
“А за что ты здесь? Что натворил?”, — продолжает спрашивать общественник.
“Ни за что, ничего я не сделал”, — ответил подросток, нахмурив брови.
Но общественник все же продолжил допрос и выпытал, что мальчишка попался на краже.
Кто виноват и что делать
Секретарь Общественной палаты РФ считает, что перед принятием конкретных мер для декриминализации подростков необходимо осознать глобальность проблемы. “Дело ведь не в пацанах. Изначально вопрос в семье, в том окружении, в той среде, в которой они живут, растут. У большинства из них это среда агрессивная.
Они не находят по разным причинам поддержки в семье… На мой взгляд, надо меньше говорить, а больше делать”, — рассказал Бречалов.
Он призвал заниматься шефством подростков в подобных учреждениях, относясь к этой работе ответственно и принимая во внимания все нюансы.
Секретарь ОП РФ уверен, что при активном наставничестве через несколько лет снизятся и показатели по криминалу в обществе в целом.
“На этом этапе ситуацию можно изменить для конкретного человека… Например, Ваня (воспитанник спецучилища, имя изменено) — из него получится либо преступник, либо добропорядочный гражданин, а он ведь талантливый. Этим ребятам сложнее всего помочь… им нужно внимание, их будущее нужно пошагово сопровождать. Очень долго, очень”, — считает секретарь ОП.
Руководитель спецучилища Татьяна Хохлова согласна с мнением общественника, уверяя, что особенно важен для воспитанников личный пример успешных людей.
Важна и мотивация: чем больше детям предлагают различные поощрения за хорошее поведение, например, поездки в Москву, тем больше у них стимулов соблюдать правила.“Самое главное в этом возрасте — показать, что круто быть успешным в спорте, в творчестве.
И вот так постепенно вовлекать подростков в (некриминальную) деятельность, в ситуацию успеха, можно заменить (тягу к криминалу – ред.). Но это нужно делать ежедневно, ежечасно”, — рассказывает Хохлова.
Клеймо на всю жизнь
Ранее Минобрнауки РФ сообщило о намерении переименовать школы для трудных подростков, исключив из документов указание о девиантном поведении выпускников. Сейчас эти школы называются “специальные учебно-воспитательные общеобразовательные учреждения для обучающихся с девиантным поведением”.
Такое же название содержится в бланках аттестатов выпускников, что, по данным ведомства, “создает им существенные затруднения в продолжении обучения и трудоустройстве”. Для решения этого вопроса в мае был подготовлен проект изменений в существующие приказы.Руководитель спецучилища выступает за отмену этой отметки.
“Чаще всего эти дети не такие уж общественно опасные, это дети, которых недолюбили, чего-то недодали, причем недодали в школе, в семье. И считай, что дети оказались у нас, потому что система профилактики не совсем эффективно сработала на местах”, — считает Хохлова.
Другого мнения придерживается секретарь ОП, который уверен, что запись сохранить нужно, но необходимо изменить отношение общества к этой записи.
“Указывать надо, потому что тогда некая модель поведения работодателя или вуза должна корректироваться в лучшую сторону, больше внимания (будет уделяться). Это мое личное мнение. Вопрос не в штампе и записи, а вопрос в отношении”, — сказал Бречалов.
Между строк
Один из учеников признается, что обычно в спецучилище все примерно так же, как и сейчас, когда приехали гости из Москвы. “Ну, только скатерти не накрывают”, — добавил парень.
“Живем спокойно, каждый знает свое место, так что без всяких. У нас в группах есть дежурные, они все решают… А мне здесь больше понравилось, чем даже в Питере (санкт-петербургском спецучилище – ред.
)”, — рассказал воспитанник, показывая своим сверстникам, чтобы те поторопились.
На вопрос, куда они спешат, парень ответил, что просто хочет “поскорее переодеться в нормальную одежду”.
Детей можно одеть в новые костюмы, можно накрыть скатерти на столы, вымыть до блеска здание, но один эпизод заставил задуматься о том, что здесь детей не бросили, в них верят, их воспитывают.
В столовой было очень холодно, потому что целый день из-за гостей не закрывали двери на улицу. Я на это пожаловалась вслух коллегам. Меня осторожно кто-то толкнул в плечо.
“Извините, я вам свой пиджак отдам?”, — спросил меня один из воспитанников училища для подростков с общественно опасным поведением.
Специальные школы-интернаты для трудных подростков: особенности, программа, отзывы
Подростковая пора наступает, когда ребенок переступает границу десяти-одиннадцати лет, и продолжается до 15-16 лет.
Ребенок в этом периоде начинает воспринимать мир как взрослый, моделировать поведение старших, самостоятельно делать выводы. У ребенка появляется личное мнение, он ищет свое место в обществе.
Усиливается интерес и ко внутреннему миру. Подросток умеет сам ставить цели и достигать их.
Кроме психологических изменений, в указанный период времени происходят физиологические изменения: ребенок быстро растет, появляются вторичные половые признаки, меняется гормональный фон и так далее.
Подростковые проблемы
Проблемы возникают у подростков по различным причинам. Но в основу можно положить следующие внутренние конфликты:
- Желание стать взрослым, при отрицании ценностных ориентиров, по которым живут взрослые.
- Ощущение себя в центре Вселенной и неприятие этого со стороны окружающих.
- Половое созревание и страх перед новым Я.
- Влечение к подросткам противоположного пола и неумение построить со сверстниками отношения.
В итоге подростку тяжело справиться с новыми бурными эмоциями, и родители должны быть всегда готовы вовремя поддержать ребенка или дать совет.
Если же в подростковом периоде на него, помимо трудностей с изменением организма, наваливаются и другие, например, низкая культура родителей, алкоголизм в семье, занятость родителей своими делами или работой, то такая личность может попасть в категорию “трудных”. Для таких есть школы-интернаты для трудных подростков.
Как строится учебный процесс в интернатах?
Обычно в специальных школах-интернатах для трудных подростков оказываются дети с большими проблемами в обучении или те, кто не в первый раз нарушил закон. Справиться с особыми детьми трудно, следовательно, в этих учебных учреждениях осуществляют свою деятельность педагоги с большим опытом, дефектологи и психологи.
Часто в штате педагогических работников есть и люди с медицинским образованием. Железная дисциплина – основа воспитания в интернате для трудных подростков. Основная цель – вернуть ребенка к нормальным мировосприятию и жизни.
Сначала у воспитанников проверяют уровень знаний и интеллектуальные способности. Проверка проходит в виде тестирования. Если по его итогам выявлено отставание в развитии, юноше или девушке могут преподавать даже программу начальных классов.
В основе поведения трудных подростков – нарушения психологического развития, так что учащиеся из интерната для трудных детей постоянно общаются с психологом. Такие беседы проходят индивидуальным образом. По итогам специалист старается найти основу – причину такого поведения воспитанника.
В интернате для трудных подростков все дети постоянно находятся под контролем преподавателя, а в субботу и воскресенье они имеют право отправиться к родителям, хотя некоторые остаются и на выходные.
Названные заведения бывают открытого и закрытого типа. Первые из них похожи на кадетские корпуса или суворовские училища.
Тут есть дисциплина и распорядок дня, но дети учатся по стандартной школьной программе (конечно, с поправкой на умственные способности), а на выходные могут ездить к родителям.В закрытых же интернатах все намного серьезнее – есть и КПП, и хождение строем, и регулярные занятия с психологом. Некоторые воспитанники в таких учреждениях не попадают домой на выходные, но родители могут навещать их на территории интерната.
Основания отправить подростка в интернат для трудных детей
Основания, чтобы отправить ребенка в спецшколу следующие:
- совершение преступления, если возраст не соответствует наступлению уголовной ответственности;
- возраст соответствует уголовной ответственности, но ребенок отстает в психическом развитии;
- подросток осужден по статьям, предусматривающим преступление средней тяжести, но освобожден от наказания по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации.
Комиссия по делам несовершеннолетних ходатайствует в суде о направлении нарушителя в специальную школу-интернат для трудных подростков. Перед рассмотрением дела в суде несовершеннолетнему проводят медицинский осмотр и направляют к психиатру. Если родители не соглашаются на данные меры, все процедуры проводятся по решению суда.
Центры временного содержания
До заседания суда ребенка могут направить на срок до 30 суток в центр временного содержания. Это происходит в случаях:
- когда должна быть обеспечена защита жизни или здоровья подростка;
- нужно предупредить повторное общественно опасное деяние;
- если ребенку негде жить;
- нарушитель уклоняется от явки в суд или не проходит медицинское освидетельствование.
Интернаты в Санкт-Петербурге и Москве
Наиболее известное учреждение-интернат для трудных подростков (Спб) – школа №1 закрытого типа. Заведение ведет свою историю еще с 1965 года. Находится оно на улице Аккуратова в доме под номером 11. Это закрытый интернат для трудных подростков, и значит, что дети поступают сюда по решению суда. Тут железная дисциплина, передвижение по периметру и контрольно-пропускные пункты на входе.
Есть школа-интернат для трудных подростков в Москве. Расположено заведение №9 по улице Жигуленкова Бориса в доме 15, строение 1. В отличие от питерского, этот интернат открытого типа. Сюда дети с девиантным поведением могут попасть и по решению родителей или рекомендации специальной комиссии. Правила тут не такие жесткие, как в учреждениях закрытого типа.
Поддаются ли перевоспитанию трудные подростки?
Нужно сказать, что проблемы у каждого трудного подростка разные. Бывает, нужен всего один месяц, чтобы научить ребенка отвечать за свои поступки, а бывает, что подростку потребуется полгода для адаптации. Многое зависит от того, какие психологические проблемы испытывает на данный момент юноша или девушка.
Сейчас преподаватели спорят о том, дает ли результаты работа в интернатах для трудных подростков.
На данный момент около семидесяти процентов учащихся таких учреждений значительно улучшают знания по школьным предметам.
Кроме того, в таких учреждениях воспитанники не только учатся, но и находятся все остальное время. Таким образом, проблемные дети создают новый круг общения и успешнее социализируются в обществе.
На что обратить внимание родителям трудных подростков?
В период переходного возраста дети отстаивают свою независимость. Это явление влияет на ребенка, и кажется, что он ведет себя странно и непредсказуемо. Как бы там ни было, такое состояние считается абсолютно нормальным и характеризует переходный возраст.
Родители трудных детей часто сталкиваются и с другими испытаниями. У юноши или девушки появляются эмоциональные и психологические проблемы, трудности в учебе. Проблемный подросток часто совершает противоправные поступки, неоправданно рискованные действия.
Может появиться депрессия, тревога.
Существуют знаки, показывающие, что ваш ребенок является трудным. Они перечислены ниже:
- Изменение внешности. Неоправданный набор веса или его потеря, причинение вреда самому себе.
- Частые ссоры, драки, жалобы.
- Плохая успеваемость, нарушения сна, депрессия, мысли о самоубийстве.
- Употребление наркотических средств, алкоголя.
- Резкая перемена круга общения, отказ соблюдать определенные правила, ложь и так далее.
Наличие проблем у подростка – первый сигнал о том, что нужно наладить с ним контакт. Ваш сын или дочь должны чувствовать поддержку, понимать, что родители его любят и принимают в любом случае.
Важно найти общие темы для разговоров, поощрять занятия спортом, ограничить просмотр телевизора и занятия за компьютером. Давайте ребенку советы, выслушивайте его, не проявляйте агрессии.
Если не справились, обратитесь за помощью к специалистам.