+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Сольфеджио все правила с 1 по 7

Как легко выучить сольфеджио? Технологии приходят на помощь!

Сольфеджио все правила с 1 по 7

«Что?! Сольфеджио?! Нет, никогда не любил!”. Такие возгласы нередко можно услышать от тех, кто изучал или изучает сейчас эту дисциплину. В обществе закрепилось мнение, что это – очень тяжело, скучно и непонятно.

Многие уже оставляют надежду выучить сольфеджио самостоятельно. А зря! Есть один несложный способ, воспользовавшись которым можно сделать изучение сольфеджио более интересным.

Ведь у вас есть планшет или смартфон? Наверняка да! Ведь теперь даже у среднестатистического школьника есть свой личный навороченный гаджет.

  Поэтому, в отличие от сольфеджио, ОС Android или Apple со своим английским интерфейсом  – отнюдь не «terra incognita». Так вот смартфон также можно использовать не только, для того, чтобы серфить в интернете или играть.

Предлагаем вам 6 приложений для андроид-устройства, бесплатных для загрузки и таких, которые могут помочь вам в изучении такого предмета, как “Сольфеджио”.

Отметим, что все приведенные приложения использовались в педагогической работе. Так, приложение «Perfect Piano» применялось во время работы на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в музыкальной школе. Остальные приложения предлагались для самостоятельного овладения по желанию.

Их перечень является произвольным, субъективным и не претендует на рейтинг. Основная задача этой статьи  – рассказать, какие типы навыков можно улучшить с помощью любимого смартфона. Выбор на «Play Market» чрезвычайно разнообразен, поэтому каждый может выбрать то, что ему нравится.

«Perfect Piano» («Идеальное фортепиано»)

Это многофункциональное приложение позволяет овладеть базовыми навыками игры на фортепиано, достаточными для начального уровня изучения сольфеджио. Программа относительно легка в использовании, а тем более для детей, которые «смартфонные вещи» воспринимают на лету. К сожалению, приложение содержит только русское меню; русский язык отсутствует.

«Perfect Piano» имеет полный ряд клавиш – 88. Каждая из октав маркирована своим цветом, что облегчает ориентирование на клавиатуре для новичков и особенно непианистов. Кроме этого, это дает возможность каждому ученику выполненять индивидуальные упражнения в зависимости от диапазона его голоса.

Для белых клавиш существует три режима:

  • с буквенными обозначениями (А, B, C…),
  • составляющими (Do, Re, Mi…)
  • и вообще без обозначений.

Это позволяет по-разному пользоваться приложением на разных стадиях овладения материалом.

Программа имеет функцию записи мелодии. Одновременно с проигрыванием демонстрируется видеоряд, показывающий клавиши, при воспроизведении каждого звука.

Поэтому базовые навыки игры на фортепиано становятся доступными почти для всех. Записанный вариант ученик может использовать для самопроверки.

Тогда становится возможным самостоятельное овладение материалом даже при отсутствии глазного контакта (если такое случается).

Пользователь может выбрать, сколько белых клавиш одновременно отображается на экране (от 6 до полных 52). Конечно, здесь большую роль играет и размер экрана устройства: небольшая диагональ ограничивает количество одновременно видимых клавиш.

Неплохой функцией в приложении является встроенный метроном. Отметим, что звук на сильной доле такта имеет другой тембр, что позволяет лучше почувствовать метрическую сетку.

Правда, функция метронома решена в приложении не лучшим образом. Во-первых, меню “Метроном” сделано несовершенно-отсутствует полный русский перевод, который есть в остальном меню.

Кроме этого, в метрономе доступны только три размера: 3/4, 4/4 и 6/8.

Это самые простые функции приложения. При желании можно узнать другие его возможности.

«Music Crab» («Музыкальный Краб»)

Приложение создано для самых маленьких музыкантов, которые только начинают изучать ноты и клавиатуру. “Краб” поможет овладеть нотами скрипичного и басового ключей. Если же вы – любознательные и «жаждущие знаний» вундеркинды, то можете испытать себя в других ключах – альтовом, теноровом тому подобное!

Можно выбрать скорость передвижения «краба» по нотной состояния, тип подписей на клавиатуре (буквенное «A, B, C…» или же составляющее «Do, Re, Mi…»).

Веселый интерфейс, наличие коротеньких уровней сложности превращают процесс обучения в игру. В начале упражнения клавиатура фортепиано подписана, что поможет сориентироваться среди клавиш даже неофиту.

Позже надписи исчезают, стимулируя процесс запоминания.

SightSight 

Если «Краб» уже кажется слишком «детским», пришло время скачать другое приложение. Цель «SightSight» – заставить вас фокусироваться именно на высоте нот, при этом не обращая внимания на «лишние» элементы (длительность нот, паузы) и как можно быстрее давать ответ. Научиться этому можно в двух режимах – “тренировки” и “испытания”.

Приложение «заботится» о Вашей успешности – даже в «Тренировке» игрок сможет перейти к следующей тональности только тогда, когда получил «отлично» (то есть, «три форте») за все предыдущие уровни.

А получить оценки в последних двух задачах не так уж и легко! Во время «испытания» Вас «протестуют» в разных тональностях, каждый раз уменьшая время на ответ и увеличивая количество нот. Ошибиться в задании можно только трижды.

Кто выдержит длинную дистанцию и наберет больше очков?

Sight Sing Melodies Now

Приложение направлено на развитие навыка пения с листа даже у тех, кто не владеет ни одним музыкальным инструментом. Оно содержит достаточно мелодий в разных тональностях, размерах, ключах.

Не можете сыграть? «Sight Sing Melodies Now» сделает это за Вас. Забыли темп? Напомнит. Не помните или не слышите первую ноту? Теперь услышите. Не помните, как спели? Приложение любезно проигрывает ваше «концертное исполнение». Правда, домашнее задание по сольфеджио оно за вас не сделает. И оценить уровень вашего мастерства не сможет: тут или сами, или – к педагогу!

Vivace: Learn to Read Music («Быстро: научись читать музыку»)

По-сути приложение представляет собой тренажер по нахождению нот на клавиатуре и рассчитан на “непианистов”. Это приложение, в отличие от «музыкального краба», рассчитано только на взрослую аудиторию.

Упорядоченность и последовательность, разделение «нотной теории» на коротенькие правила и упражнения к ним, работа в выбранной вами тональности, никаких «лишних» любопытных функций – пожалуй, это именно то, что может понравиться взрослому пользователю.

Кроме этого «Vivace» стимулирует быстро выучить English! Иначе ничего не поймете – приложение сугубо англоязычное.

«Perfect Ear» («Абсолютный слух»)

Пожалуй, мечта каждого музыканта – узнавать любую ноту сразу… Конечно, ожидать, что после использования приложения с соблазнительным названием «Абсолютный слух» этот навык мгновенно появится – это… хм-м… несколько наивно. Что же предлагает эта программа? «Увеличим масштаб» и рассмотрим подробнее.

Неполная, бесплатная версия приложения может оказаться полезной для учеников старшего возраста. Меню русскоязычное, поэтому и детей удобно сориентировать.

“Абсолютный слух” является комплексным “тренажером”, который содержит много разнообразных упражнений: слуховых, певчих, ритмичных, зрительных.

Есть и теоретическая информация (правда, это скорее для тех, у кого «собака съела конспект» ‑ сложновато написано). Далее подробно остановлюсь на возможностях этого приложения.

В «Упражнениях на слух» – три рубрики: «Интервалы», «Гаммы», «Аккорды». Здесь доступные теоретические сведения, распознавания элементов по нотной записи, определение и сравнение их на слух, и тому подобное.

Удобным для самостоятельных занятий «непианистов» есть возможность «подобрать» на экранной клавиатуре то, что звучит, и уже после этого дать ответ. Бесплатная версия не предусматривает полный арсенал интервалов, гамм и аккордов в стандартных упражнениях.

Но это можно легко исправить, если указывать параметры для упражнений самостоятельно! И интересно, и просто, и полезно.

Очень важным для самостоятельных занятий сольфеджио является отображение ошибок на нотном стане, на клавиатуре и в названии элемента.

«Тренировка ритма», кроме теории, предусматривает повторение ритмических рисунков, чтение ритма по нотной записи, ритмические диктанты. Стандартные ритмические упражнения представлены только в размере 4/4.

Но разработчики добавили в «Абсолютный слух» приятную, интересную и полезную вещь – возможность создавать собственные ритмические упражнения и давать им названия! Вы можете выбрать размер, темп, допустимые ритмические блоки (или же даже создать их сами).

Рубрика «Упражнения» несколько удивляет несоответствием названия и содержания» после двух предыдущих ( Неужели перед этим была лишь теория?!). Здесь можно потренироваться читать ноты в трех ключах (скрипичном, басовом и альтовом), находить прослушанную ноту на клавиатуре и на гитаре, петь заданную ноту, а также определять, какие параллельные тональности имеют указанные на нотоносце знаки.

«Абсолютный слух», ориентирован точно не на славянскую музыкальную традицию, порой поражает требовательного славянского пользователя «абсолютной нелогичностью».

Отсутствует традиционное название октав – лишь циферное! Нет энгармонической замены тонов! В «слуховой» рубрике «Интервалы» почему-то помещено их пение! В аналогичной рубрике “гаммы” спеть нельзя, но почему-то можно написать звуковысотный (сугубо звуковысотный, без ритма!) диктант!.

. Как это так?! Что же делать? Или же разобраться и приспособиться, или же открыть и… удалить со смартфона навечно.

Подведем итоги. С помощью описанных приложений можно:

  • получить начальное представление об игре на фортепиано;
  • улучшить знания по музыкальной грамоте;
  • потренироваться в распознавании сольфеджийных элементов;
  • испытать свой слух.

И, главное – сделать все это в адекватной, привлекательной для современных, вечно занятых людей, форме.

Ощутимой преградой для некоторых начинающих музыкантов может стать английский язык многих приложений. Но их простота в использовании и приближенность к игровому процессу, думаю, помогут преодолеть это препятствие, а в некоторых случаях – еще и способствовать изучению другого языка. 

Предложенные приложения позволят легче и быстрее перейти к полноценным упражнениям сольфеджио. Ведь по-настоящему овладеть сольфеджио помогут только регулярные и упорные занятия, лучше под контролем педагога.

Урок №1 (ТЕМА №1.1 Длительности, паузы, размеры.)

Сольфеджио все правила с 1 по 7

  1. Знать соответствие длительностей и размеров.
  2. Знать, какие длительности существуют, отличие нот и пауз друг от друга в звучании и на письме.

  3. Знать, как имитировать длительности нот и пауз хлопками. Знать, как считать ногой и вслух.
  4. Знать определение Музыкального размера (2/4, 3/4, 4/4) и его обозначение на нотном стане.

  5. Знать соответствие длительностей и музыкальных размеров в такте.

Ноты и их запись

Музыкальные звуки записываются при помощи нот. Нотные знаки (ноты) состоят из следующих частей:

1 – флажок; 2 – штиль; 3 – головка

В зависимости от длительности ноты, головка может быть пустой или закрашенной, флажковможет быть несколько, штиль и флажки могут отсутствовать. Расположение головки нотыотносительно линеек нотоносца, определяет высоту звука, а взаимное расположение нот —

порядок их исполнения.

Когда штиль присутствует, он направлен вверх (из правой части головки ноты) или вниз (из левой части, исключая длинную ноту). В большинстве случаев штиль направлен вниз, если головка ноты находится на центральной линии нотоносца или выше ее, в противоположных случаях — вверх. Флажок всегда рисуется справа штиля.

Когда две или более ноты, в обычном виде имеющие флажки (восьмые ноты и короче), встречаются последовательно, флажки могут быть заменены рёбрами (перемычками, вязками). Число вязок равно числу флажков у негруппированных нот. Ноты обычно связываются рёбрами, только если они появляются в одной и той же доле в такте.

Длительности нот

Любой музыкальный звук может быть не только высоким или низким, но также долгим или коротким. И это свойство звука называется длительностью. Длительность ноты не сопоставлена никаким общепринятым длительностям (например, секунда и т. д.

), её протяжённость считается только в рамках конкретной композиции, опираясь на её темп, который выбрал автор.
Рассмотри обозначение длительностей нот и пауз в музыке.

В таблице приведены аудиопримеры счёта, в которых метроном считает “четвертями”.

Метроно́м (греч. μέτρον — мера, νόμος — закон) — прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами

Если нет метронома, то счёт ведётся ногой. При движении носка вниз (касание пола) считаются цифры (1,2,3,4) при подъёме носка считается “И” .

В аудиопримере метроном обозначает только сильные доли (цифры-1,2,3,4).

Доля — элементарная единица музыкального метра (аналог общепринятой секунды, но её величина может меняться в зависимости от темпа музыкальной композиции). За эту единицу чаще всего принимается 1 четвертная нота

Основных длительностей не так уж и много. Это:

Целая – считается самой долгой длительностью, она представляет собой обычный кружочек или, если хотите, овал, эллипс, пустой внутри – не закрашенный.
Половинная – это длительность, которая ровно в два раза короче, чем целая.

Половинная длительность выглядит почти так же как целая, только головка у нее не такая жирная, а еще у нее имеется штиль.
Четвертнáя – это длительность, которая в два раза короче половинной ноты. А если ее сравнивать с целой ноткой, то она будет ее в четыре раза короче (ведь четвертная – это 1/4 часть целой).

Четвертная нота – обязательно закрашенная и штиль у нее тоже есть, как и у половинной.
Восьмая –восьмая нота в два раза короче, чем четвертная, в четыре раза короче по сравнению с половинной, и нужно восемь штук восьмых нот, чтобы заполнить время одной целой ноты (потому что восьмая нота – это 1/8 часть целой.

От четвертной она отличается наличием флажка. Восьмые часто любят собираться группами по две или по четыре штуки, тогда все хвосты соединяются и образуют одну общую «крышу» (ребро).
Шестнадцатая – в два раза короче восьмой, в четыре раза короче четвертной, а чтобы заполнить целую ноту надо 16 таких нот.

По своему написанию, по внешнему виду эта длительность очень похожа на восьмую, только вот флажка два. Шестнадцатые любят собираться в компании по четыре штуки (иногда и по две, конечно), а соединяют их целых два ребра.

Когда “восьмая” или “шестнадцатая” стоят не в чётной группе (по 2 или 4 ноты), то отдельно стоящая восьмая пишут так: , а шестнадцатая так: .
Рассмотрим счёт различных длительностей на основе всем известной мелодии.

Триоли

До этого мы рассматривали длительности, кратные двум. Есть ещё вариант обозначения «дробных» длительностей.

https://www.youtube.com/watch?v=3SwR2vrO82w

Рассмотрим рисунок (триоли обведены красными квадратами – точнее это восьмые триоли):

Длительность всех нот – восьмые. Метроном ведёт счёт четвертями.

Восьмые триоли это три ровные восьмые в одной четверти.

В этом случае при счёте “И” не считается, так как она попадает между долями и её сложно считать.

Давайте рассмотрим ещё 1 пример. За основу возьмём шестнадцатые. Длительность триоли будет соответствовать двум шестнадцатым или одной восьмой, что одно и то же.

Паузы

Какие нотные знаки нужны для того, чтобы показать тишину в музыкальном произведении?Молчание вашего голоса или инструмента (во время исполнения произведения) называют паузой.

Длительность пауз определяется так же, как и у звуков (нот): она может быть равна целой ноте, половинной, четвертной и т.д.

Давайте посмотрим обозначения пауз:
Приводим пример использования пауз (в оригинале этой мелодии пауз нет):

Тот же пример, но уже без пауз:

Верхний вариант из-за пауз звучит отрывисто, нижний звучит более плавно. Постарайтесь это услышать.
Кстати, обратите внимание на то, что с исчезновением пауз, длительность нот увеличилась ровно на длину паузы.

Размер такта

Размер такта (музыкальный размер) – количество долей определенной длительности, образующих такт.

Такты придуманы специально для того, чтобы помочь исполнителям следить за тем, в каком месте пьесы они находятся, и играть в нужном размере.

В простом размере именно в тактах можно ощутить истинный ритм пьесы, даже если вы просто просматриваете нотную запись, не играя нот. В простом размере сильной всегда является первая доля каждого такта.

Это означает, что, когда вы видите строку наподобие показанной на рисунке ниже, ритм отсчитывается так: РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре.

Размер длительности доли и количество долей могут быть разными. (2,4,6,8,16)

Размер тактаПроизношение
2/4Две четверти
3/4Три четверти
4/4Четыре четверти
6/8Шесть восьмых
12/8Двенадцать восьмых

Музыкальных размеров больше, чем представлено в таблице.

Их разнообразие придумано для дирижёров и композиторов, так как смена музыкального размера изменяет не только принцип счёта, но так же и характер музыки и принцип игры на инструменте.

В рамках первого этапа обучения нас интересует только счёт музыки и длительности нот, поэтому мы будем рассматривать только 2/4, 3/4 и 4/4. К остальным размерам мы вернёмся на втором этапе обучения.

Рассмотрим примеры счёта в этих музыкальных размерах:

Рисунки в примерах сложны для счёта в слух. Главное чтобы вы поняли, сколько и каких длительностей можно использовать в том или ином размере. Обратите внимание паузы какой длительности используются в тактах. Нужно посчитать и убедиться, что в каждом такте сумма длительностей нот и пауз соответствует музыкальному размеру.

Размер 4/4 (четыре четверти) состоит из четырёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте.

Теперь пример который выглядит сложнее, обратите внимание, что в триолях “и” не считается.

Размер 3/4 (три четверти). состоит из трёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте.Здесь вы не увидите целых нот, т.к. целая нота не вмещается в один такт.

Размер 2/4 (две четверти). состоит из двух долей, каждая из которых по длительности равна половинной ноте. Здесь так же нет целых нот.

Проверь себя

  1. Чем отличается целая нота от четвертной в письме?

Ответ:

Целая нота пишется как овал, а четвертная с закрашенной головкой и штилем.

  • Чем отличается целая пауза от половинной паузы в письме?

Ответ:

Целая пауза пишется в виде закрашенного прямоугольника под четвертой линией нотного стана, а половинная — на третьей линии.

  • Как отличается запись восьмых нот по отдельности и тогда, когда они стоят по несколько штук?

Ответ:

По отдельности восьмые ноты пишутся как четвертные, но с флажком, пишущимся справа от ноты. Когда же восьмые ноты стоят по несколько штук, рядом друг с другом, то они соединяются одним ребром.

  • Как пишутся 8-ая и 16-ая паузы?
  • Прохлопайте восьмые длительности со счетом вслух и счетом ногой.
  • Что означают цифры в размере композиции?

Ответ:

Верхняя цифра обозначает количество нот в такте, нижняя – длительность этих нот.

  • Можно ли использовать другие длительности в такте, кроме тех, которые значатся в размере такта?

Ответ:

Можно

  • Сколько восьмых в одной четверти?И сколько восьмых триолей в одной четверти? В чем разница счета ногой и вслух восьмых и восьмых триолей?

Ответ:

В четверти помещаются две восьмые ноты. В счете “и” используется при поднятии ноги.
При использовании восьмой триоли в четверти помещаются три равные восьмые ноты. В счете не используют “и”, так как она сбивала бы ровный счет и ее неудобно считать.

  • Сколько шестнадцатых нот может быть в одном такте при размере такта 3/4

Ответ:

12

Сольфеджио все правила с 1 по 7

Сольфеджио все правила с 1 по 7

Мажор и минор. Тоника. Мажор и минор — наиболее распространенные в музыке лады. Бодрым, жизнерадостным мелодиям, светлым мелодиям соответствует мажорный лад.

Печальным, грустным мелодиям соответствует минорный лад. Главный, опорный звук лада называется тоникой.

На тонике чаще всего оканчивается мелодия.

Тоническое трезвучие. Кроме тоники (первая ступень), к опорным звукам лада относятся также третья и пятая ступени.

Первая, третья и пятая ступени образуют тоническое трезвучие (т 5 3). Устойчивые и неустойчивые звуки лада. Устойчивые (опорные) звуки — I, III и V ступени Неустойчивые звуки VII, II, IV и VI ступени Вводные звуки — звуки, окружающие тонику (VII и II ступени). Полутон и тон. Полутон — это расстояние между двумя ближайшими звуками.

Два полутона составляют целый тон. Диез, бемоль, бекар. Знаки повышения и понижения отдельных звуков называются знаками альтерации, или хроматическими

Теоретический материал по сольфеджио_Таблицы-памятки.

1-4 класс

Полутон (П) – расстояние между двумя ближайшими клавишами: .

. . . Тон (Т) =2 полутона:(Отсюда значит, что полутон =1/2 тона, или 0,5 тона: П=1/2т; П=0,5т) . . . Строение гаммы – это определенная последовательность тонов и полутонов.

Строение мажорной гаммы: Т – Т – 0,5т – Т – Т – Т – 0,5т Гамма До мажор:Строение минорной гаммы: Т – 0,5т – Т – Т – 0,5т – Т – ТГамма ля минор: I II III IV V VI VII IВ любой гамме есть устойчивые ступени – I, III, V.

Неустойчивые ступени – II, IV, VI, VII.

Неустойчивые ступени тянутся в устойчивые. При этом II, IV, VI – вниз, а VII — вверх (при записи они закрашиваются, стрелочкой обозначается тяготение).Вводные ступени – II, VII. Вводные ступени окружают тонику.Гаммы со знаками при ключеОт ноты «до» по белым клавишам образуется гамма До мажор.Чтобы построить мажорную гамму от другой ноты, нужны знаки – диезы (#) или бемоли (b).

МАЖОРНЫЕ ГАММЫ С ОДНИМ ЗНАКОМ

Korholding.ru

На одну четверть приходятся две восьмые.

Деление первой доли такта на две равные части: две восьмые , четверть Деление второй доли такта на две равные части: четверть, две восьмые Деление первой и второй долей такта на две равные части: две восьмые, две восьмые.

Печальным, грустным мелодиям соответствует минорный лад. Главный, опорный звук лада называется тоникой.

На тонике чаще всего оканчивается мелодия. Гамма — это звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до ее октавного повторения. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями.

Правила по Сольфеджио консультация по музыке по теме

Бодрым, жизнерадостным мелодиям, светлым мелодиям соответствует мажорный лад. Печальным, грустным мелодиям соответствует минорный лад.

Главный, опорный звук лада называется тоникой. На тонике чаще всего оканчивается мелодия.Тоническое трезвучие.Кроме тоники (первая ступень), к опорным звукам лада относятся также третья и пятая ступени.

Первая, третья и пятая ступени образуют тоническое трезвучие (т53).Устойчивые и неустойчивые звуки лада.Устойчивые (опорные) звуки — I, III и V ступениНеустойчивые звуки VII, II, IV и VI ступениВводные звуки — звуки, окружающие тонику (VII и II ступени).Полутон и тон.

Полутон — это расстояние между двумя ближайшими звуками. Два полутона составляют целый тон.Диез, бемоль, бекар.Знаки повышения и понижения отдельных звуков называются знаками альтерации, или хроматическими знаками.

Диез — знак повышения звука на полтона: #Бемоль — знак понижения звука на полтона:

Сольфеджио все правила с 1 по 7.

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио. А. Однотерцовые тональности

Не забудем, что четверти мы хлопаем в ладоши, а восьмые – кулачками.

Если не получается: вместе прохлопать и постараться угадать.3.

А теперь на полученную ритмическую запись давайте сочиним мелодию, используя движение по гамме, трезвучию, опевание.

Например:

Дети предлагают свои варианты.Молодцы, теперь давайте выберем вариант, который получился лучше и запишем. А теперь споем получившуюся песенку.4. Работа с ритмической тетрадью.Учитель: Ребята, теперь давайте все встанем и заведем пульс: будем раскачиваться вправо и влево – раз-два.

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе — I

Продолжительность звука обозначается различными видами нот. Белая нота (круг) без палочки — целая нота.

Белая нота (круг) c палочкой — половинная нота.

Черная нота (круг) с палочкой — четвертная нота Черная нота с палочкой и хвостиком — восьмая нота. Основное деление длительности звуков: Целая делится на 2 половинные, половинная — на 2 четверти, четверть — на 2 восьмые Направление палочек нот на нотоносце: до третьей линии палочки пишутся вверх, выше третьей линии — вниз.

Размер 2/4- это двухдольный такт, в котором каждая доля длится четверть, первая доля сильная, вторая — слабая. Схема дирижирования на 2/4: вниз, вверх.

Длительности, которые исполняются в 2 раза быстрее, чем четверти, называются восьмыми. На одну четверть приходятся две восьмые. Деление первой доли такта на две равные части: две восьмые , четверть Деление второй доли такта на две равные части: четверть, две восьмые Деление первой и второй долей такта на две равные части: две восьмые, две восьмые.

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе — III

Мажорное трезвучие от звука ДО:

Минорное трезвучие от звука ЛЯ:

Квинта — интервал, который содержит пять ступеней. Квинта называется чистой, если она составляет три с половиной тона.

Чистая квинта обозначается ч. 5. Чистая квинта в тоническом трезвучии ДО мажора:

  1. ДО-СОЛЬ в трезвучии ДО-МИ-СОЛЬ.

Чистые квинты в ДО мажоре:

  1. На VII ступени чистой квинты нет.
  2. ДО-СОЛЬ(I), РЕ-ЛЯ(II), МИ-СИ(III), ФА-ДО(IV), СОЛЬ-РЕ(V), ЛЯ-МИ(VI).

Кварта — интервал, который содержит четыре ступени. Кварта называется чистой, если она составляет два с половиной тона.

Чистая кварта обозначается ч. 4. Чистая кварта в тоническом трезвучии ДО мажора:

  1. СОЛЬ-ДО в развернутом трезвучии ДО-МИ-СОЛЬ-ДО.

Чистые кварты в ДО мажоре:

  1. ДО-ФА(I), РЕ-СОЛЬ(II), МИ-ЛЯ(III), на IV ступени ч.4 нет, СОЛЬ-ДО(V), ЛЯ-РЕ

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе — II

За каждой сильной долей следуют две слабые.

Схема дирижирования на 3/4: вниз — в сторону — вверх.

Размер 3/8 — это трехдольный такт, в котором каждая доля длится одну восьмую. За каждой сильной долей следуют две слабые. Схема дирижирования на 3/8: вниз — в сторону — вверх.

Затакт — это неполный такт, с которого начинается мелодия. Мелодии, в которых есть затакт, всегда начинаются со слабой доли такта.

Затакты — четверть, восьмая, две восьмые. Ключевые знаки в тональности РЕ мажор:

Гамма РЕ мажор и ее ступени:

  1. РЕ -I, МИ — II, ФА-диез — III, СОЛЬ — IV, ЛЯ — V, СИ- VI, ДО-диез — VII, (РЕ) — I.

Тоническое трезвучие в РЕ мажоре:

  1. РЕ-I, ФА-диез — III, ЛЯ — V.

Правила по сольфеджио 1 класс

До 3 линейки нотоносца штиль пишется у ноты справа вверх, а с 3 линейки – у ноты слева вниз.

РЕ мажор — мажорный лад, в котором тоникой является звук РЕ (лад с двумя диезами в ключе). Звуки, из которых состоит РЕ мажор: РЕ, МИ, ФА-диез, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО-диез, РЕ.

1 ПАУЗА – это знак молчания или перерыв в звучании. Паузы, как и ноты, бывают разной длительности: Целая пауза – по длительности равна целой ноте. Пишется в виде «кирпича» под 4 линейкой нотоносца.

Половинная пауза – равна половинной ноте. Пишется в виде «кирпича» над 3 линейкой нотоносца.

Четвертная пауза – равна четверной ноте и похожа на «молнию» Восьмая пауза – равна восьмой ноте и похожа на цифру «4» или букву «ч» Шестнадцатая пауза – равна шестнадцатой ноте и похожа на двойную букву «ч» ОКТАВА – это расстояние от одного звука до его ближайшего следующего повторения (например, от ноты «До» до следующей ноты «До»). Клавиатура делится на равные части – на октавы.

Всего 6 полных и 2 неполные октавы. Каждая октава начинается и заканчивается нотой «До».

Музыкальные интервалы – первое знакомство

Сольфеджио все правила с 1 по 7

Интервалы в музыке играют очень важную роль. Музыкальные интервалы – первооснова гармонии, «строительный материал» произведения.

Вся музыка сложена из нот, но одна нота – это ещё не музыка – равно, как и любая книга написана буквами, но буквы сами по себе ещё не несут смысла произведения. Если взять смысловые единицы крупнее, то в текстах это будут слова, а в музыкальном произведении – созвучия.

Гармонические и мелодические интервалы

Созвучие двух звуков называется интервалом, причём эти два звука можно сыграть, как вместе, так и по очереди, в первом случае интервал будет называться гармоническим, а во втором – мелодическим.

Что значит гармонический интервал и мелодический интервал? Звуки гармонического интервала берутся одновременно и поэтому сливаются в единое созвучие – гармонию, которая может прозвучать очень мягко, а может и остро, колюче. В мелодических интервалах звуки играются (или поются) по очереди – сначала один, потом другой. Эти интервалы можно сравнить с двумя соединенными звеньями цепочки – из таких звеньев состоит любая мелодия.

Роль интервалов в музыке

Какова же сущность интервалов в музыке, например, в мелодии? Представим себе две разные мелодии и проанализируем их самое начало: пусть это будут всем известные детские песенки «Как под горкой, под горой» и «В лесу родилась ёлочка».

Давайте сравним начала этих песенок. Обе мелодии начинаются с ноты «до», но совершенно по-разному развиваются дальше.

В первой песенке мы слышим, будто мелодия маленькими шажками поднимается по ступенькам – сперва от нотки до к ноте ре, потом от ре к ми и т.д.

А вот на первых же словах второй песенки мелодия сразу скачком уходит вверх, как бы перескакивая сразу через несколько ступенек («в лесу» – ход от до к ля). Действительно, между нотами до и ля поместились бы ещё совершенно спокойно ре ми фа и соль.

Движение вверх и вниз по ступенькам и скачком, а также повторение звуков на одной и той же высоте – это всё музыкальные интервалы, из которых, в конечном счёте, складывается общий мелодический рисунок.

Да, кстати. Если вы взялись изучать музыкальные интервалы, то вы наверняка уже знаете ноты и сейчас хорошо меня поняли. Если пока не знаете нот – ознакомьтесь со статьёй «Нотная грамота для начинающих».

Свойства интервалов

Вы уже поняли, что интервал – это некий промежуток, расстояние от одной ноты до другой. Теперь разберёмся, в чём же это расстояние можно измерить, тем более что пришла пора узнать названия интервалов.

Каждый интервал имеет два свойства (или две величины) – это ступеневая и тоновая величина. Ступеневая величина зависит от того, сколько музыкальных ступеней охватывает интервал – одну, две, три и т.д. (причём сами звуки интервала тоже считаются).

Ну, а тоновая величина относится к составу конкретных интервалов – подсчитывается точное число тонов (или полутонов), которые умещаются в интервале.

Эти свойства иногда называют по-другому – количественная и качественная величина, суть их при этом не меняется.

Музыкальные интервалы – названия

Для названия интервалов применяют числительные на латинском языке, название определяется свойствами интервала. В зависимости от того, сколько ступеней охватывает интервал (то есть от ступеневой или количественной величины), даются названия:

1 – прима
2 – секунда
3 – терция
4 – кварта
5 – квинта
6 – секста
7 – септима
8 – октава.

Для названия интервалов используются эти латинские слова, но для записи всё-таки удобнее применять цифровые обозначения. Например, кварту можно обозначить цифрой 4, сексту – цифрой 6 и т.д.

Интервалы бывают чистыми (ч), малыми (м), большими (б), уменьшёнными (ум) и увеличенными (ув). Эти определения исходят из второго свойства интервала, то есть тонового состава (тоновой или качественной величины). Эти характеристики присоединяются к названию, например: чистая квинта (сокращённо ч5) или малая септима (м7) , большая терция (бз) и т.д.

Чистые интервалы – это чистая прима (ч1), чистая октава (ч8), чистая кварта (ч4) и чистая квинта (ч5). Малыми и большими бывают секунды (м2, б2), терции (м3, б3), сексты (м6, б6) и септимы (м7, б7).

Число тонов в каждом интервале нужно запомнить. Например, в чистых интервалах так: в приме 0 тонов, в октаве 6 тонов, в кварте – 2,5 тона, а в квинте – 3,5 тона. Чтобы повторить тему тонов и полутонов – почитайте статьи «Знаки альтерации» и «Как называются клавиши фортепиано», где эти вопросы подробно рассматриваются.

Интервалы в музыке – итоги

В данной статье, которую можно было бы назвать уроком, мы с вами разобрали интервалы в музыке, выяснили, как они называются, какие имеют свойства, и какую роль играют.

В дальнейшем вас ждёт расширение знаний по этой очень важной теме. Почему она так важна? Да потому что музыкальная теория – это универсальный ключ к пониманию любого музыкального произведения.

Музыкальные интервалы: какие они бывают и как их строить?

Сольфеджио все правила с 1 по 7

Интервалы в музыке – это расстояние между двумя звуками, и еще это созвучие двух нот. Вот такое простое определение можно дать этому понятию. На уроках сольфеджио интервалы поют и слушают, чтобы потом узнавать их в музыкальных произведениях, но сначала нужно научиться строить их от разных нот.

Простых интервалов всего восемь штук, они обозначаются обычными цифрами от 1 до 8, а называются особыми латинскими словами:

1 – прима
2 – секунда
3 – терция
4 – кварта
5 – квинта
6 – секста
7 – септима
8 – октава

Что означают эти названия? В переводе с латинского языка прима – первый, секунда – второй, терция – третий и т.д.

Интересные факты про названия интервалов

Многие из названий интервалов вам уже, наверное, не раз приходилось слышать, даже если разговор не касался музыки. Например, слово «прима» есть в словосочетании «примадонна» (так называют первую, то есть главную артистку-певицу театра).

Слово «секунда» очень напоминает английское числительное «second» (то есть второй), а название шестого интервала «секста» похоже на английское «six» (шесть).

Интересными с этой точки зрения являются интервалы «септима» и «октава». Помните, как по-английски сказать «сентябрь» и «октябрь»? Это «September» и «October»! То есть эти названия месяцев имеют те же корни, что и названия интервалов.

«Но ведь септима – это семь, а октава – восемь, а указанные месяцы по счету в году девятый и десятый», – скажете вы, и будете совершенно правы. Дело в том, что были времена, когда каждый новый год отсчитывали не от января, как сейчас, а от марта – первого весеннего месяца.

Если посчитать так, то все становится на свои места: сентябрь будет седьмым месяцем, а октябрь – восьмым.

Мы еще не сказали ни слова о кварте и терции. С терцией все понятно – ее просто нужно запомнить, но особо наблюдательные, вероятно, заметят, что если прочитать слово «терция», пропуская каждую вторую букву, то получится обыкновенное «три».

В русском языке есть слова, похожие на «кварту»: это, например, квартира или квартал. Что такое «квартал»? Это слово имеет два значения: 1) деление года на 4 равных части; 2) участок городской застройки, который с четырех сторон окружен улицами. Так или иначе здесь фигурирует число 4, и, если запомнить эту ассоциацию, то кварту ни за что не перепутаешь с каким-нибудь другим интервалом.

Как строить интервалы от разных нот вверх и вниз?

Интервалы состоят из двух нот, которые могут быть расположены близко или далеко по отношению друг к другу. И о том, на каком расстоянии они находятся, нам говорит число интервала, которым оно обозначено (от 1 до 8).

 Вы знаете, что каждый звук в музыке – это ступень большой музыкальной лестницы. Так вот число интервала показывает, сколько нужно пройти ступенек, чтобы от первого звука интервала добраться до второго. Чем больше число, тем шире интервал, и тем дальше его звуки друг от друга находятся.

Обратимся к конкретным интервалам:

Прима – обозначается числом 1, что говорит нам: два звука находятся на одной и той же ступени. Значит, прима – это обыкновенное повторение звука, шаг на месте: до и еще раз до, или ре и ре, ми-ми и т.д.

Секунда – обозначается двойкой, потому что этот интервал охватывает уже две ступени: один звук находится на какой-либо ноте, а второй на соседней, то есть второй по счету ступени. Например: до и ре, ре и ми, ми и фа и т.д.

Терция – охватывает три ступени. Второй звук находится по отношению к первому на расстоянии трех ступеней, если идти подряд по музыкальной лестнице. Примеры терций: до и ми, ре и фа, ми и соль и т.д.

Кварта – теперь интервал расширяется до четырех ступеней, то есть первый звук находится на первой ступени, а второй звук – на четвертной. Например: до и фа, ре и соль и т.д. Поясним еще раз, что считать ступеньки можно начинать от любой ноты: хоть от до, хоть от ре – выбираем то, что нам нужно.

Квинта – обозначение числом 5 говорит о том, что ширина интервала – 5 ступеней. Например: до и соль, ре и ля, ми и си и т.д.

Секста и септима – числа 6 и 7, которыми они обозначаются, указывают на то, что нужно отсчитать шесть или семь ступеней, чтобы получить сексту или септиму. Примеры секст: до и ля, ре и си, ми и до. Примеры септим (все вверх по лестнице): до и си, ре и до, ми и ре.

Октава – последний интервал, такой же легкий, как и прима. Это тоже повторение звука, только на другой высоте. Например: до первой октавы и до второй октавы, ре и ре, ми и ми и т.д.

А теперь давайте выстроим все интервалы по порядку от ноты ДО и ноты, например, СОЛЬ. Примеры можно послушать. Сделайте это!

Интервалы от ноты ДО вверх

https://muz-teoretik.ru/wp-content/uploads/2016/02/interval-001.mp3

Интервалы от ноты СОЛЬ вверх

https://muz-teoretik.ru/wp-content/uploads/2016/02/interval-002.mp3

ВАЖНО! Считать ступеньки и строить интервалы можно не только вверх, но и вниз. Посмотрите на рисунок: здесь все восемь интервалов построены вниз от нот ДО и ЛЯ.

Интервалы от ноты ДО вниз

https://muz-teoretik.ru/wp-content/uploads/2016/02/interval-003.mp3

Интервалы от ноты ЛЯ вниз

https://muz-teoretik.ru/wp-content/uploads/2016/02/interval-004.mp3

Упражнения : играем интервалы на фортепиано

При изучении интервалов одинаково полезны и взрослым, и детям упражнения на фортепиано или на нарисованной клавиатуре. Фортепиано или синтезатор со звуком, конечно, лучше, потому что цель изучения интервалов на сольфеджио – запомнить не название интервала, не ноты, которые его составляют (хотя это тоже важно), а звучание.

Поэтому если нет подходящего инструмента под рукой, то можно воспользоваться виртуальной клавиатурой или приложением «Пианино» на телефоне (планшете). Важно, чтобы вы работали не в немом режиме, а со звуком (желательно).

Упражнение 1. Играем примы

Примы играть легко, ведь прима – это повторение одной и той же ноты два раза. Значит, нужно просто два раза ударить по любой клавише и уже получится интервал. Прима – очень важный интервал, который встречается во многих песнях, поэтому никогда не нужно забывать о нем (забывают обычно потому, что он легкий).

Упражнение 2. Играем секунды

Секунду всегда образуют две соседние ступени, две ноты, которые находятся рядом. И на клавиатуре пианино, чтобы сыграть секунду, тоже нужно взять две соседние клавиши. Играйте секунды от разных нот – вверх и вниз, запоминайте звучание, можете также параллельно заниматься сольфеджио, то есть пропевать ноты, которые играете.

Упражнение 3. Играем терции

Терция – любимый интервал маленького В.А. Моцарта – гения мировой музыки. Известно, что в детстве Моцарт-малыш подходил к клавесину отца (инструмент – предшественник фортепиано), клавиши он не видел (по росту), но дотягивался до них ручками. Моцарт играл всякие созвучия, но больше всего радовался, когда ему удавалось «поймать» терцию – так красиво и мелодично звучит этот интервал.

Попробуйте поиграть терции и вы. Возьмите терцию «ДО-МИ» и запомните это расстояние: звуки расположены на клавиатуре через одну клавишу (через одну ступеньку). Играйте терции вверх и вниз от разных нот. Играйте звуки терций одновременно или поочередно, то есть вразбивку.

Упражнение 4. Играем кварты и квинты

Кварты и квинты – это интервалы, которые звучат воинственно, призывно и очень торжественно. Недаром с кварты начинается наш российский гимн. Возьмите кварту «ДО-ФА» и квинту «ДО-СОЛЬ», сравните их по звучанию, запомните расстояние.  Играйте кварты и квинты от разных нот. Постарайтесь научиться мгновенно находить эти интервалы глазами на клавиатуре.

Упражнение 5. Играем сексты

Сексты, как и терции, тоже очень мелодичные и красивые по звучанию. Чтобы быстро сыграть сексту можно мысленно представить себе квинту (ее число 5) и добавить к ней еще одну ступеньку (чтобы было 6). Сыграйте сексты вверх «ДО-ЛЯ», «РЕ-СИ» и от всех других нот и вниз «ДО-МИ», «РЕ-ФА» и т.д.

Упражнение 6. Играем октавы

Октава – это повторение звука в следующей октаве. Вот такое вот парадоксальное и смешное определение можно дать этому интервалу.

Найдите на клавиатуре две одинаковых ноты, которые расположены максимально близко: две ДО (одна в первой октаве, вторая – во второй), или две РЕ. Это и будут октавы.

То есть октава – это расстояние от одного звука до его повторения музыкальной лестнице. Октавы нужно видеть сразу. Потренируйтесь.

Упражнение 7. Играем септимы

Чуть не пропустили седьмой интервал – септиму. Хотим поделиться с вами одной хитростью. Известно, что число октавы – 8, а септимы – 7. Значит, чтобы получить септиму, нужно всего-то вычесть одну ступеньку из октавы. Это способ быстрого построения септимы, чтобы не считать каждый раз семь ступеней «от печки».

Например: нам нужна септима от РЕ. Представим себе октаву – РЕ-РЕ, а теперь спустим верхний звук на одну ступеньку: получаем септиму РЕ-ДО!

Еще пример: построим септиму от МИ вниз. Отложили вниз октаву – МИ-МИ, а теперь, внимание, нижний звук поднимем на ступень вверх и получим септиму МИ-ФА вниз. А почему мы поднимали нижний звук, а не опускали? Потому что интервалы, построенные вниз, это как отражение в зеркале, и все действия потому нужно делать наоборот.

Дорогие друзья, если вы выполнили предлагаемые упражнения, то вы просто молодцы! Вы многое постигли, но это только начало, первое знакомство с интервалами. Интервалы в таком виде обычно проходят в 1-2 классах музыкальных школ, а потом все становится немного сложнее. И мы приглашаем вас отправиться за новыми знаниями вместе с нами.

В следующих выпусках вы узнаете, о том, что такое количественная и качественная величина интервала, что такое обращения и как можно получить уменьшенные и увеличенные интервалы. До новых встреч!

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.