Президентский срок изменения в конституции рф
Изменение Конституции в 2021 году: 10 поправок, предложенных Президентом РФ
Изменения в Конституции РФ
Действующая Конституция Российской Федерации была принята в 1993 году в совершенно иных рыночных и политических реалиях.
По мнению Президента, Основной закон до сих пор справляется со своими функциями и не подлежит кардинальным изменениям, но некоторые положения необходимо привести в соответствие с текущими потребностями и целями развития страны.
Изменения, которые предложил В. В.Путин, уже назвали революционными.
Всероссийское ание по поправкам в Конституцию может пройти 12 апреля, в воскресенье.
Хронология
- 15 января – Президентом предложены поправки в Конституцию. Сформирована рабочая группа для подготовки предложений о внесении поправок. Состав группы можно посмотреть в документе на сайте Кремля.
- 20 января – законопроект о поправках вынесен на рассмотрение нижней палаты парламента.
- 23 января – Госдума единогласно приняла в первом чтении президентский законопроект о поправке к Конституции.
- 03 февраля. Опубликован опрос ВЦИОМа. Около 80% россиян считают поправки, предложенные президентом страны Владимиром Путиным важными и поддерживают их.
Какие поправки предложено внести в Основной закон в 2021 году
В ходе Послания Федеральному собранию Президент предложил закрепить в Конституции изменения по 10 пунктам:
- Приоритет Конституции РФ над международным правом на территории страны. Фактически это означает, что международные договоренности, подписанные РФ, действуют только в той части, в которой они не ограничивают права и свободы граждан и не противоречат Конституции. В настоящее время международное право по Конституции выступает составной частью правовой системы. Если международный договор устанавливает отличные от российских законов правила, то применяются нормы международного договора. Таким образом, данная поправка направлена на укрепление российского суверенитета.
- Ужесточение требований к кандидатам на президентский пост. Теперь для того, чтобы претендовать на президентский пост, кандидат должен проживать в стране в течение не менее 25 лет и не иметь иностранного гражданства. Пока же в числе требований к кандидатам в президенты значатся возраст не менее 35 лет и постоянное проживание в РФ не менее 10 лет.
- Запрет на иностранное гражданство или иностранный вид на жительство для представителей власти. Такие запреты предполагается распространить на глав регионов, депутатов Госдумы, министров, судей и ряд других должностных лиц («критически важные» должности). Указанный запрет действует и сегодня, но предполагается закрепить его на конституционном высшем уровне.
- Изменение статуса и полномочий Госсовета (действует с 2000 года) и усиление позиций губернаторов. Эксперты полагают, что данный губернаторский институт доказал свою эффективность, в связи с чем его роль и значение нужно повышать. Президент предложил повысить роль губернаторов в процессе принятия значимых для федерального уровня власти решений.
- Изменение роли парламента. Теперь кандидатура Премьера должна пройти утверждение Госдумой, а Президент не вправе отклонить одобренного кандидата. Помимо утверждения кандидатуры Председателя Правительства, предполагается, что Госдума примет участие в формировании Правительства. Сейчас эти полномочия, которые передаются Парламенту, являются прерогативой Президента. Тем не менее за главой государства сохранится право на отстранение главы Правительства или иных министров при утрате доверия или ненадлежащем исполнении должностных функций. За Президентом также будет сохранено право руководства ВС и силовыми структурами.
- Изменения в назначении руководителей силовых ведомств и прокуроров регионов. Теперь такие назначения Президент сможет сделать только по результатам предварительных консультаций с Советом Федерации.
- Закрепление в Конституции РФ социальных гарантий. Законодательно закреплено условие, по которому МРОТ должен быть не ниже прожиточного минимума. Предлагается ввести это правило в Конституцию. Еще одна «косметическая поправка» – это закрепление норм об индексации пенсий и достойного пенсионного обеспечения. Пенсия в настоящий момент индексируется 2 раза в год, но Конституция этот вопрос не регулирует.
- Усиление роли Конституционного суда. К новым правам Конституционного суда отнесут право проверки законопроекта на конституционность по запросу Президента.
- Наделение Совета Федерации полномочиями отрешать от должностей судей КС РФ и ВС РФ. Снятие с должности судей такого уровня допускается по представлению Президента и при совершении ими грубых проступков, порочащих честь и достоинство.
- Закрепление принципов единой системы власти. Предлагается также убрать ограничение «не более двух президентских сроков подряд» и заменить на «не более двух президентских сроков». Хотя сам Президент подчеркнул, что этот вопрос не является принципиальным. По действующей редакции один Президент не может находиться у власти более двух сроков подряд. Именно это положение Конституции позволило самому В. В. Путину получить пост Президента в третий раз в 2012 году и в четвертый раз в 2021 году.
Президент уже создал рабочую группу по подготовке конституционных поправок, в которую вошли 75 человек.
История изменений Конституции РФ
Действующая Конституция была принята на референдуме в 1993 году. В нем приняли участие свыше 58 млн россиян.
Конституция за время своего действия неоднократно корректировалась. Так, в период с 1996 по 2008 г. в нее были внесены изменения, связанные с укрупнением субъектов РФ, а также их переименованием.
В 2009 году были внесены более существенные коррективы, когда был расширен срок избрания Президента до 6 лет (ранее он избирался на 4 года), а депутатов Госдумы стали выбирать на 5 лет (ранее – на 4 года). Также в обязанности Правительства включили регулярную отчетность перед Госдумой по результатам работы.
В 2014 году в Конституцию внесли изменения, связанные с объединением ВС и ВАС РФ, а также с принятием в состав РФ Крыма и Севастополя, введением должности федерального сенатора.
В Послании Федеральному Собранию 15 января 2021 года Президент указал на то, что со времени принятия Конституции прошло уже более 25 лет, и текущие российские реалии сегодня изменились. Конституция 1993 года принималась в кризисный период российской истории, который существенно отличается от текущей конъюнктуры.Хотя налицо ряд острых экономических и социальных проблем, в целом ситуацию в стране можно охарактеризовать, как стабильную.
Именно такие причины Президент озвучил в качестве оснований для изменения Конституции. Озвученные предполагаемые поправки в Конституцию не затрагивают ее базовых основ, поэтому они могут быть утверждены Парламентом.
Но с учетом того, что коррективы предполагают существенное изменение действующей конфигурации политической системы, а также изменение деятельности законодательной и судебной властей, то Президент посчитал необходимым провести всероссийский референдум по вопросам изменения Конституции. Таким образом, В. В.
Путин анонсировал всеобщее ание по конституционным поправкам, которое может состояться уже весной 2021 года.
Бюллетень 1993 года для ания по конституции. Источник: wikipedia.org
Как повлияют поправки на конституционный строй РФ
Принимаемые поправки призваны сделать политическую систему РФ более сбалансированной, с более дифференцированной системой сдержек и противовесов между ветвями и уровнями власти.
Отдельного внимания заслуживает именно усиление роли регионов через повышение значимости института губернатора. Это идет в противовес с ранее доминирующей тенденцией на централизацию власти. Некоторые эксперты предположили, что сам В. В.
Путин может занять определенный пост в Госсовете и сохранить за собой важнейшие властные рычаги.
Важное значение имеет усиление законодательной ветви власти через передачу Госдуме отдельных полномочий по утверждению Правительства. Но это не означает перехода РФ к парламентской республике, так как глава государства сохраняет за собой статус ключевой фигуры в политической системе, и именно у него сконцентрированы ключевые функции.
Что касается закрепления ряда социальных обязательств в Конституции в части зарплат и пенсий, то они не окажут существенного влияния на социально-экономическую ситуацию, так как эти нормы и в текущий момент находятся в рамках федеральных законов.
Можно предполагать, что вынесение конституционных поправок на референдум призвано придать легитимность измененному политическому строю и дать возможность рядовым гражданам ощутит сопричастность с принимаемыми важнейшими решениями на федеральном уровне.
Таким образом, изменения в Конституцию, которые предложил Президент РФ, распространили свое действие на социальные обязательства государства перед гражданами, на положение чиновников и главы государства, а также на конфигурацию политической системы.
С учетом важности и значимости поправок предполагается, что окончательное решение по их дальнейшей судьбе примут российские граждане на референдуме.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!
+7 (499) 110-86-72
Москва и область
+7 (812) 245-61-57
Санкт-Петербург
Президент РФ Владимир Путин, предложивший во время послания Федеральному собранию самую масштабную реформу Конституции РФ с момента ее принятия в 1993 году, не раз высказывался по поводу возможных изменений в Основной закон страны. Рассказываем, как с годами кардинально поменялась точка зрения российского лидера.
2001: «Вопрос о поправках в Конституцию на повестке дня не стоит»
Путин заявил на приеме по случаю Дня Конституции (который, кстати, при нем перестал быть выходным для россиян): «Пересмотр фундаментальных положений Конституции равносилен пересмотру основ государственного строя страны, а ревизия ее норм, продиктованная политической конъюнктурой, – прямой путь к кризису власти и к расшатыванию органов власти, к опасным государственным конфликтам.
В этой связи хотел бы еще раз подчеркнуть: вопрос о поправках, ведущих к принципиально новой Конституции, в нашей стране на повестке дня не стоит».
(цитата с сайта президента РФ)
Кадр видео с сайта kremlin.ru
2003: «Наш долг – бережно относиться к Конституции»
На приеме, посвященном 10-летию принятия Конституции, Путин был настроен все так же категорично: «Строгое следование Конституции – это основа успешного развития государства и гражданского согласия в обществе. Ресурсы Конституции далеко не исчерпаны. И об этом должны хорошо помнить те, кто пытается спекулировать на теме возможных поправок к Основному закону. Наш долг – бережно относиться к Конституции».
(цитата с сайта президента РФ)
Кадр видео с сайта kremlin.ru
2004: «Лучше не трогать основной закон государства»
Путин во время встречи с доверенными лицами отвечает на предложение увеличить президентский срок до семи лет: «Как только начнем править Конституцию – это уже путь к какой‑то нестабильной ситуации.
Вот стоит только начать – потом не остановиться будет. Поэтому лучше не трогать Основной закон государства и работать в тех рамках, которые те люди, которые работали над этим законом, заложили.
Четыре года – не большой, но и не маленький срок».
(цитата с сайта президента РФ)
2004 год. РИА Новости / Владимир Родионов
2005: «Ни при каких обстоятельствах менять Конституцию я не намерен»
Путин отвечает журналисту Fox News на вопрос о возможности пойти на третий президентский срок, вопреки запрету занимать эту должность более двух сроков подряд: «Вы знаете, я считаю, что самым главным элементом в укреплении российской государственности на сегодняшний день является стабильность. Стабильность в стране, в обществе не может быть обеспечена другим путем, кроме как стабильностью законодательства и основного закона страны – Конституции. Поэтому ни при каких обстоятельствах менять Конституцию я не намерен».
На уточняющий вопрос журналиста, действительно ли Путин так считает, президент ответил: «Вы хотите, чтобы я поклялся на крови и в сотый раз повторил то, что сказал уже 99 раз. Я думаю, что я достаточно четко сформулировал свои ответы на предыдущие вопросы. Этого достаточно».
(цитата с сайта президента РФ)
2005 год. РИА Новости / Сергей Гунеев
2007: «Четыре года – достаточно маленький срок…»
На встрече с журналистами стран-членов «восьмерки» Путин допустил изменение положения Конституции, касающегося продолжительности президентского срока: «Четыре года – достаточно маленький срок. Мне кажется, что для сегодняшней России пять, шесть или семь лет – это вполне приемлемо, но количество сроков (не более двух подряд. – прим. ред.) все-таки должно быть ограничено».
(цитата по «Коммерсанту»)
2007 год. kremlin.ru
2007: «Мозги им надо поменять, а не Конституцию»
Путин заявил в ответ на предложение Великобритании поменять Конституцию РФ, чтобы выдать Лондону бизнесмена Андрея Лугового, обвинявшегося в убийстве экс-офицера ФСБ РФ Александра Литвиненко: «К другим странам они предъявляют повышенные претензии, в том числе дают оскорбительные советы для нашей страны – поменять Конституцию. Мозги им надо поменять, а не Конституцию».
(цитата по РИА Новости)
2008 год. Владимира Путина сменяет на посту президента РФ Дмитрий Медведев. Он вносит в Конституцию РФ первые поправки, увеличивая срок полномочий главы государства и Госдумы.
2013: «Точечные коррективы возможны, а порой – необходимы»
В декабрьском послании Федеральному собранию Путин говорит, что менять Конституцию все-таки можно: «Жизнь не стоит на месте, и конституционный процесс нельзя рассматривать как окончательно завершенный, мертвый. Точечные коррективы других глав Основного закона, идущие от правоприменительной практики, от самой жизни, конечно, возможны, а порой – необходимы».
(цитата с сайта президента РФ)
kremlin.ru
Февраль 2014 года. Приняты поправки к Конституции, внесенные Путиным годом раньше: Арбитражный суд объединен с Верховным, расширены полномочия президента по назначению прокуроров на должности.
Июль 2014 года. Приняты поправки, согласно которым президент получил право назначать в состав Совета Федерации дополнительных «президентских» представителей – не более 10% остальных членов Совета Федерации.
2021: «Полагаю возможным вынести на обсуждение ряд поправок»
Во время ежегодного послания Федеральному собранию Путин предлагает беспрецедентный пакет поправок в Конституцию РФ: «Потенциал Конституции 1993 года далеко не исчерпан (…).
Вместе с тем высказывания на тему изменения Конституции уже прозвучали.
И полагаю возможным обозначить здесь и свою позицию, вынести на обсуждение ряд конституционных поправок, которые считаю вполне обоснованными и важными для дальнейшего развития России как правового социального государства (…)».
(цитата с сайта президента РФ)
Предложенные Путиным поправки прежде всего предполагают расширение полномочий парламента и закрепление статуса Государственного совета как конституционного органа. Также возможно ограничение продолжительности президентских полномочий двумя сроками (не подряд, а в общем).
kremlin.ru
Путин внес в Думу проект закона о поправке к Конституции. Какие положения она затрагивает
МОСКВА, 20 января. /ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин в понедельник внес в Госдуму законопроект, предусматривающий изменение ряда статей конституции, о которых он заявил в своем послании Федеральному собранию 15 января.
В общей сложности, как следует из текста документа, опубликованного в думской электронной базе данных, корректировке подлежат 22 статьи из глав с третьей по восьмую (“Федеративное устройство”, “Президент РФ”, “Федеральное собрание”, “Правительство РФ”, “Судебная власть и прокуратура”, “Местное самоуправление”). Все они могут быть изменены посредством принятия федерального конституционного закона, однако по предложению главы государства поправки будут вынесены на всероссийское ание, чтобы высказаться по ним могли граждане РФ.
Полномочия президента
Отдельный блок изменений будет касаться непосредственно президента РФ.
Так, для кандидатов на пост главы государства будет увеличен с нынешних 10 до 25 лет необходимый срок проживания на территории России (так называемый ценз оседлости), также введен запрет иметь когда-либо гражданство или вид на жительство в другом государстве.
Новая редакция статьи 81 главы 4 (“Президент РФ”) основного закона страны будет подразумевать, что главой государства может быть избран гражданин РФ, достигший 35 лет, “проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства”.
При этом отдельно оговаривается, что требование в части гражданства “не распространяется на граждан РФ, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в РФ в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в РФ государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства”. Иными словами, жители Крыма и Севастополя, в 2014 году вошедших в состав России по итогам референдума, также смогут претендовать на эту должность при выполнении других необходимых условий.
Аналогичные требования об отсутствии иностранного гражданства или вида на жительство предполагается распространить также на “высших должностных лиц субъектов РФ, членов Совета Федерации, депутатов Государственной думы, председателя правительства РФ, его заместителей, федеральных министров, руководителей других федеральных государственных органов, а также для судей”. Как пояснял Путин в послании Федеральному собранию, речь идет о лицах, “которые занимают должности, критически важные для обеспечения безопасности, суверенитета страны”.Кроме того, Путин предложил отменить в конституции оговорку “подряд” в части сроков президентских полномочий.
Согласно действующей норме, закрепленной в части 3 статьи 81 Конституции РФ, нельзя занимать пост главы государства более двух сроков подряд.
В случае принятия поправок это положение будет звучать следующим образом: “Одно и то же лицо не может занимать должность президента РФ более двух сроков”.
Органы власти
Предложенные президентом изменения затронут все ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную.
Так, Госдума получит полномочия утверждать кандидатуры премьер-министра, его заместителей и федеральных министров, после чего они будут назначаться на должности президентом.
Как отмечается в пояснительной записке к документу, это делается “в целях повышения эффективности взаимодействия между представительной и исполнительной ветвями власти, усиления роли Государственной думы и парламентских партий, а также в целях повышения ответственности членов правительства РФ”.
Как сообщил сопредседатель рабочей группы по поправкам в конституцию, глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников, будет прописан механизм, который позволит предотвратить затягивание парламентом процесса назначения нового премьер-министра и правительства.
Назначать министров так называемого силового блока, ведающих “вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности”, предлагается после консультаций с Советом Федерации. Речь идет об органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет президент. Кроме того, верхняя палата парламента будет участвовать в консультациях по кандидатурам прокуроров регионов, которые в настоящее время назначаются на должность президентом по представлению генерального прокурора, согласованному с субъектами РФ. Это делается “для обеспечения большей прозрачности работы силовых ведомств, правоохранительных органов, независимости органов прокуратуры в субъектах РФ”, указывается в сопроводительных материалах к законопроекту.
В полномочия Совфеда будет также входить прекращение по представлению главы государства полномочий судей Конституционного суда, Верховного суда, судей кассационных и апелляционных судов “в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий”.
Изменения ожидают и Конституционный суд: его состав планируется сократить с нынешних 19 до 11 судей, а функции расширить за счет права проверять по запросу президента федеральные и федеральные конституционные законы, а также законы субъектов РФ до их подписания соответственно главой государства или руководителем региона. В настоящее время он может это делать только по уже вступившим в силу законодательным актам.
В Основном законе РФ появится и один новый орган – Государственный совет, который будет формироваться президентом.“В целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, определения основных направлений внутренней и внешней политики РФ и приоритетных направлений социально-экономического развития государства предусматривается формирование президентом Российской Федерации Государственного совета РФ”, – описываются его задачи в пояснительной записке к законопроекту. Уточняется, что статус Госсовета “определяется федеральным законом”. Как пояснил Крашенинников, Госсовет “будет рассматривать вопросы внутренней, внешней политики и так далее”.
Поправки предусматривают создание единой системы публичной власти в стране, в которую войдут органы местного самоуправления и государственной власти для взаимодействия “в целях наиболее эффективного осуществления полномочий, имеющих государственное значение”.
Президент ранее неоднократно обращал внимание на разрыв между муниципальным и государственным уровнями управления.
По его словам, это системная проблема, причем такое разделение заложено в Конституции РФ, муниципальная власть в отличие от региональной и федеральной не считается государственным уровнем.
При этом президент РФ подчеркивал, что изменения в этой сфере следует производить, “не нарушая обязательств международного характера” в том, что муниципальный уровень управления должен иметь определенную степень самостоятельности.
Соцгарантии и международные обязательства
Президентский законопроект предусматривает, что решения межгосударственных органов, истолкованные в противоречии с основным законом, не подлежат исполнению Россией.
В документе также отмечается, что РФ может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами РФ, “если это не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации”.
Выступая с посланием, Путин заявил о том, что необходимо внести в основной закон изменения, которые “прямо гарантируют приоритет Конституции России” в российском правовом пространстве.
По его словам, это “означает, что требования международного законодательства и договоров, а также решения международных органов могут действовать на территории России только в той части, в которой они не влекут за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина, не противоречат конституции”.Предложенные президентом поправки зафиксируют в основном законе и ряд социальных обязательств государства.
Так, в статье 75 предлагается прописать, что в РФ гарантируются минимальный размер оплаты труда (МРОТ) “не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ и индексация социальных пособий и иных социальных выплат в порядке, установленном федеральным законом”.
Кроме того, планируется закрепить положение о том, что “в РФ формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также регулярно осуществляется индексация размера пенсий в порядке, установленном федеральным законом”.
Сроки и процедура рассмотрения
Как сообщил журналистам председатель Госдумы Вячеслав Володин, профильный думский комитет по госстроительству и законодательству на заседании 21 января рассмотрит президентский законопроект. Он уточнил, что после этого, в 11:30 мск, состоится дополнительное заседание Совета Госдумы, который рассмотрит предложение профильного комитета по законопроекту и определит дату первого чтения.
По прогнозу Крашенинникова, второе чтение документа возможно уже в феврале. После того, как закон примет Госдума и одобрит Совет Федерации, его должны рассмотреть законодательные собрания субъектов РФ, поправки должны одобрить органы законодательной власти не менее чем двух третей регионов.
После этого документ поступит на общероссийское ание, механизм которого сейчас прорабатывается.
Как пояснила ТАСС сопредседатель рабочей группы по подготовке изменений в конституцию, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Талия Хабриева, всероссийское ание по поправкам в Основной закон РФ может быть проведено с учетом опыта проведения выборов президента России.
“Мы должны предложить новую процедуру [ания]. В принципе, аналоги у нас есть. Вот, например, процедуры ания при выборах президента вполне могут быть использованы.
Здесь очень много похожего, там используется система избирательных комиссий, бюллетень с одним вопросом – за или против, я думаю, что здесь вполне уместно использовать по аналогии эти процедуры”, – сказала Хабриева.
По ее словам, главным моментом является наличие в России необходимой инфраструктуры для проведения подобного ания. “Мы представляем, какая есть инфраструктура для обеспечения, кто будет организовывать [ание], то есть избирательные комиссии.
И главное – обеспечить транспарентность, потому что у нас очень отработанная, слаженная система общественного контроля, когда это проводят избирательные комиссии.
Ну и еще у нас есть Государственная автоматизированная система (ГАС) “Выборы”, она прекрасно себя зарекомендовала”, – отметила Хабриева.
При этом она уточнила, что рабочая группа может разработать дополнительные предложения к президентскому законопроекту об изменении основного закона, которые затронут в том числе новые полномочия Федерального собрания.
В новость были внесены изменения (20:24 мск) — добавлена информация по тексту.
Революция сверху. Суть предложенных Путиным изменений в Конституцию
МОСКВА, 15 янв — РИА Новости. Действующую Конституцию принимали десятилетия назад, и ситуация в стране с тех пор кардинально изменилась, отметил в послании Федеральному собранию Владимир Путин перед тем, как озвучил ряд предложений по изменению Основного закона.
Тот документ действительно рождался в борьбе мнений, на фоне политического кризиса 1993 года, когда исполнительная и законодательная ветви власти оказались по разные стороны баррикад. Нынешние поправки предлагается обсудить на всенародном ании в принципиально иной обстановке.
В подробностях разбиралось РИА Новости.
Конституция рождалась в острых дискуссиях
Сразу после объявления независимости России 12 июня 1990 года началась работа над новой Конституцией. В окружении президента Бориса Ельцина разгорались острые дискуссии по этому поводу. В проектах недостатка не было. В итоге в основу легла разработка правоведа Сергея Шахрая и юриста Сергея Алексеева.
“В обсуждении участвовало огромное количество людей: на одном только Первом конституционном совещании в 1993 году состоялось семьсот выступлений”, — вспоминал в разговоре с РИА Новости глава администрации Бориса Ельцина в 1993-1996 годах Сергей Филатов. По его словам, когда Ельцину принесли итоговый текст, он собственной рукой внес шестнадцать поправок, общая направленность которых сводилась к расширению полномочий исполнительной власти.
Референдум, несмотря на призывы оппозиции к его бойкоту, состоялся 12 декабря 1993 года. В волеизъявлении приняли участие 54 процента избирателей. Документ поддержали 58,43 процента авших.
Потом в Основной закон вносились уточнения, но непринципиальные. Среди поправок — пересмотр сроков работы президента и Государственной думы, объединение судов и новый порядок утверждения заместителей Генпрокурора. Владимир Путин долго сомневался в необходимости изменения Конституции, однако в последнее время допускал такую возможность. Конкретные предложения он озвучил впервые.
Приоритет Конституции над международным правом
В экономике и социальной сфере ситуация, несмотря на ряд нерешенных проблем, стабилизировалась, и поэтому, на взгляд Путина, сейчас уже можно говорить о корректировке Основного закона. Глава государства сразу же оговорился, что в принятии новой Конституции необходимости нет, потенциал документа 1993 года не исчерпан.
Однако назрела необходимость закрепить некоторые положения, которые прямо устанавливают приоритет Конституции России в нашем правовом пространстве. По словам президента, это гарантирует независимость государства. “Суверенитет нашего народа должен быть безусловным.
Мы многое сделали для этого: восстановили единство страны, покончили с ситуацией, когда некоторые государственные и властные функции были узурпированы фактически олигархическими кланами, Россия вернулась в международную политику как страна, с мнением которой стали считаться”, — подчеркнул Путин.
И добавил, что созданы мощные резервы, позволяющие защитить национальную экономику от любых попыток внешнего давления.
Стоит отметить, что сегодня Основной закон и так обладает высшей юридической силой в стране и ни один международный договор не может ему противоречить. Поэтому закрепление этой нормы носит скорее политический, чем узко юридический характер.Тем более, как показывает практика, Конституционный суд пользуется правом отказать в исполнении решения Европейского суда по правам человека (Россия ратифицировала Европейскую конвенцию по правам человека в 1998-м).
Например, в 2021 году КС посчитал, что ЕСПЧ нарушил суверенитет страны, потребовав, чтобы Россия предоставила избирательные права заключенным.
Однако дальше Владимир Путин высказал предложения, которые существенно дополнят Конституцию.
На важных должностях — только россияне
Президент считает необходимым ввести обязательные требования к лицам, которые занимают критически важные для национального суверенитета посты: члены Госдумы и Совета Федерации, федеральные министры, судьи не могут иметь иностранное гражданство, а также любой другой документ, который позволяет проживать постоянно в другой стране.
“Предлагаю закрепить требования проживания на территории не менее 25 лет и отсутствия вида на жительство в другом государстве когда-либо ранее для кандидатов в президенты”, — сказал Путин.
Сейчас кандидатом на пост президента может быть гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее десяти лет.
Но Конституция регулирует лишь самые основные условия, более подробный перечень — в федеральном законе “О выборах президента”.
Там, в частности, есть такой критерий: кандидат не может быть судим за уголовно караемые преступления тяжкого характера либо относимые к особо тяжким.
Путин объяснил смысл предложения тем, что “миссия государственной службы — именно в служении, и человек, который выбирает этот путь, должен решить, что он связывает свою жизнь с Россией, с нашим народом, и никак иначе, без всяких полутонов и допущений”.
Два президентских срока без “подряд”
“Что касается того, что один человек не может занимать пост президента два и более сроков подряд. Не считаю этот вопрос принципиальным, но согласен”, — заявил Путин, отсылая к пункту 3 статьи 81 Конституции.
То, как этот пункт попал в документ 1993 года, — интересный момент.
Историк и политик Сергей Станкевич говорил РИА Новости, что первый президент пристально следил за работой юристов-конституционалистов и иногда вмешивался с неожиданными возражениями: “Так в Конституции появилась формула “два срока подряд” в том, что касается права на избрание, — слово “подряд” собственноручно вписал именно Ельцин”. По словам Станкевича, юристы, окружавшие Ельцина, не возражали. Решение, имевшее исторические последствия, тогда прошло незамеченным.
Впрочем, Сергей Шахрай это утверждение Станкевича опровергает. В интервью РИА Новости юрист сообщил, что в вопрос о порядке избрания президента Ельцин не вмешивался и пресловутое слово “подряд” было там с самого начала.
Статус Госсовета
Затем Путин предложил расширить и укрепить полномочия и реальные возможности местного самоуправления. А также кардинально повысить роль губернаторов в выработке и принятии решений на федеральном уровне.
“Вы знаете, в 2000 году по моей инициативе был возрожден Государственный совет, в работе которого участвуют главы всех регионов.
За прошедшее время Госсовет показал свою высокую эффективность, его рабочие группы обеспечивают профессиональное, всестороннее и качественное рассмотрение наиболее значимых для граждан и страны вопросов.
Считаю целесообразным закрепить в Конституции России соответствующий статус и роль Государственного совета”, — заявил Путин.
https://www.youtube.com/watch?v=Hl8NEYa7q0s
Первые годы в Госсовет входили только действующие руководители субъектов Федерации.
В 2007-м президент получил право включать в его состав и бывших глав регионов, “имеющих большой опыт публичной государственной и общественной деятельности”.
Еще через пять лет в совет ввели также председателей Совета Федерации и Госдумы, полномочных представителей президента в федеральных округах, руководителей думских фракций.После закрепления статуса Госсовета в Конституции роль этого органа не изменится. А какие функции на него возложат, пока не уточняется. Пока совет обсуждает ключевые социально-экономические вопросы.
Роль и ответственность парламента
Федеральное собрание готово взять на себя большую ответственность за формирование правительства, полагает глава государства.
Сейчас, в соответствии со статьей 111 Конституции, президент лишь получает согласие Госдумы на назначение председателя правительства.
При этом после трехкратного отклонения представленных кандидатур президент сам назначает председателя правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы.
Согласно 112 статье председатель правительства предлагает президенту кандидатуры на должности заместителей федеральных министров. Путин хочет дополнить и эту статью.
Он предложил доверить Госдуме не только согласование, но и назначение премьера, вице-премьера и министров. Президент после этого лишится права отклонять утвержденных Госдумой глав министерств и будет обязан их утвердить. Путин пояснил, что это повысит роль и значение парламента страны, самостоятельность и ответственность председателя правительства и всех членов кабинета.
Практически все фракции, представленные в Госдуме, не сомневаются в том, что Федеральное собрание готово взять на себя большую ответственность за формирование правительства, уточнил Путин. “Это значит взять на себя и большую ответственность за ту политику, которую это правительство проводит. Я согласен с такой постановкой вопроса полностью”, — добавил он.
Полномочия Совета Федерации
Несмотря на расширение полномочий парламента, Путин четко заявил: “Наша страна не может развиваться, существовать стабильно в форме парламентской республики, Россия должна оставаться сильной президентской республикой. За президентом должно остаться прямое руководство вооруженными силами и всей правоохранительной системой”.
У главы государства сохранятся основные полномочия, в том числе по отстранению министров, прямой контроль над армией и правоохранительной системой. Но утверждать всех глав силовых ведомств президент сможет только после консультаций с Советом Федерации. Это, по словам Путина, сделает работу силовых и правоохранительных органов более прозрачной и в большей степени подотчетной обществу.
“Основной закон должен закреплять и защищать независимость судей.
Вместе с тем считаю необходимым предусмотреть полномочия Совета Федерации по представлению президента отрешать от должности судей Конституционного и Верховного судов в отдельных случаях”, — отметил Путин.
Сейчас, в соответствии со статьей 102, к ведению СФ относится только назначение на должность судей Конституционного суда, Верховного суда.Роль Конституционного суда, по мнению Путина, также надо усилить, наделив его возможностью по запросу президента проверять конституционность принятых законопроектов до подписания главой государства.
Еще из важных предложений — закрепить норму о том, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума, а также регулярную индексацию пенсий.
Поправки не затрагивают фундаментальных основ Конституции, а значит, могут быть приняты парламентом, указал Путин. Но поскольку это существенные изменения политической системы, он посчитал правильным провести ание граждан по всему пакету изменений и только по его результатам принимать решения.
Реакция
“Я считаю, что президент принял сегодня очень смелое решение передать часть своих полномочий, которые были исключительно прерогативой президента, парламенту”, — сказала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
По ее словам, это говорит о том, что в России стабильная политическая система “и президент не боится этого, а наоборот, считает, что нужно поднимать авторитет и роль парламента”.
При этом она уверена: Россия не превратится в парламентско-президентскую республику.
Никаких сложностей в предложенном порядке формирования кабинета министров не увидела вице-премьер Татьяна Голикова. “Это только повысит, с одной стороны, нашу ответственность, с другой стороны, — ответственность парламента за наше назначение и приблизит нас к общей ответственности за реализацию задач, которые стоят перед страной”, — полагает Голикова.
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов поддержал идеи президента: “Я считал, что это Конституция, которая нам навязана извне под выстрелы оружия. Там полный перекос во власти: президент имеет полномочия, которых ни царь, ни генсек не имел. Но сейчас направление “ремонта” Конституции абсолютно верное, мы будем многое поддерживать”.
“Мы давно этого требовали (изменений в Конституцию. — Прим. ред.), мы очень рады”, — заявил его коллега, лидер ЛДПР Владимир Жириновский. И предложил провести всенародное ание 13 сентября. Однако первый замглавы конституционного комитета Совфеда Владимир Полетаев думает, что ание лучше провести совместно с выборами в Госдуму в 2021 году.
Сенатор подчеркнул, что все предложения главы государства в Основной закон своевременны и “послужат дальнейшему укреплению государственности”. Он также напомнил, что уже сейчас Совет Федерации дает согласие президенту на использование Вооруженных сил России за рубежом.
“Согласование с сенаторами кандидатур на посты глав силовых ведомств — логичное развитие в этом направлении”, — добавил он.
Глава Центризбиркома Элла Памфилова отметила, что ЦИК готов организовать всенародное ание по пакету поправок в Конституцию в любой момент после того, как они будут сформулированы.
Действующий порядок внесения изменений в Конституцию не предполагает референдума, объясняет в разговоре с РИА Новости Егор Дорошенко, доцент кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени Кутафина.
“Возможно, объем новаций будет таков, что их не удастся включить в Основной закон с помощью поправок. Можно предположить, что потребуется созыв никогда ранее не собиравшегося, хотя и предусмотренного основным законом органа — Конституционного собрания.
И по его решению будет назначено всенародное ание”, — заключил Дорошенко.