+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Орган контролирующий страховые компании

Кто Проверяет Страховые Компании

Орган контролирующий страховые компании

По действующему законодательству России, страховая деятельность подлежит обязательному лицензированию, а отношения между страхователем и страховщиком регламентированы нормативно-правовыми актами.

Кто контролирует работу страховых компаний? Устанавливается главный надзорный орган над страховыми компаниями — Банк России.

Это организация, контролирующая страховые компании, отвечающая за регулирование работы рынка, предупреждение возможных нарушений, соблюдение законных прав и интересов страховых компаний и их клиентов.

Кем и как осуществляется надзор за страховыми компаниями

В 2013 году в сфере страхования произошла реформа, упразднившая отдельные структуры и наделившая Банк России полномочиями единственного регулятора финансового рынка. На Центробанк были возложены обязанности исполнительного органа власти, ответственного за содействие развитию отрасли, установление правил и надзор над сферой страхования.

Современные правовые основы страхования и деятельности Центробанка в статусе страхового регулятора установлены:

  • главой 48 Гражданского кодекса;
  • законом №4015-1 «Об организации страхового дела в РФ».

Одно из ключевых требований закона к органу, контролирующему страховые компании – открытость деятельности регулятора. Центробанк обязан публиковать в открытом доступе:

  • информацию о своих компетенциях и действующих ограничениях на рынке страхования;
  • реестры субъектов рынка, страховых объединений;
  • акты о наложении санкций на юрлиц и ИП;
  • изменения в законодательстве и профильную справочную информацию.

На официальном сайте ЦБ можно направить онлайн жалобу на страховщика, получить сведения о деятельности отдельных субъектов страхового рынка страны.

Функции страхового надзора

Функциональные обязанности контролера рынка страхования установлены главой 4 Закона. Так, к обязанностям Центробанка относятся:

  • лицензирование – проверка претендентов и выдача официальных разрешений на деятельность в отрасли;
  • ведение единого реестра всех организаций, предоставляющих услуги страховки;
  • мониторинг деятельности страховщиков, рассмотрение жалоб застрахованных лиц и обращений от самих страховых компаний;
  • разработка рекомендаций, регуляторной документации для участников рынка;
  • контроль над соблюдением профильного законодательства;
  • определение тарифных ставок для отдельных видов страхования, контроль над ценовой политикой;
  • назначение временного руководства в случаях банкротства страховщиков.

Страхование – значимая доля финансового сектора страны. Ключевое требование Центробанка к участникам рынка – поддержание финансовой стабильности и платежеспособности. Недопустимо положение, при котором страховщик не сможет исполнить страховые обязательства.

Как осуществляется надзор за страховой деятельностью

Закон накладывает на страховщиков ряд обязательств, соблюдение которых проверяет Центробанк с помощью регулярной отчетности и проверок.

Обратите внимание!

По жалобе страхователей или других участников рынка регулятор может усилить надзорные мероприятия, в том числе провести внеплановые проверки или запросить дополнительную документацию.

При выявлении нарушений со стороны страховщика, ЦБР направляет предписание на устранение, и устанавливает срок исправления. Если нарушения не исправлены, или в течение года будут выявлены повторно, контролирующий орган страховых компаний вправе:

  • ввести запрет или ограничение на совершение сделок страховщиком;
  • лишить лицензии, или приостановить.

Согласно статье 32.1 закона №4015-1, регулятор также устанавливает требования по квалификации и деловой репутации для руководителей и финансистов страховых компаний.

Государственные органы, осуществляющие контроль за страховой деятельностью

Непрямые функции контроля страховых услуг выполняют организации, призванные защищать гражданские права.

В различных ситуациях, связанных со страховкой, для реализации защиты собственных прав можно также обратиться в:

  • прокуратуру — главный надзорный орган РФ, рассматривает обращения по нарушению законодательства;
  • Роспотребнадзор — защищает права клиента страховой компании, как получателя услуги;
  • суд — обращение будет действенно, если была оформлена и подана оппоненту досудебная претензия;
  • антимонопольный комитет — можно обращаться, если компания-страховщик вписывает в договор услуги не по своему профилю;
  • российский союз автостраховщиков — можно обратиться по спорам при ОСАГО и «Зеленой карте».

Лицензирование и профессиональная аккредитация страховых организаций

Лицензирование – это официальное разрешение от ЦБ на работу страховой компании. В реестре субъектов страхового дела можно ознакомиться со сведениями из выданных лицензий о:

  • номере записи в едином реестре;
  • уполномоченном органе, выдавшем разрешение;
  • названии юрлица или ФИО частного предпринимателя, адресе регистрации, номере госрегистрации или ИНН;
  • деятельности — страхование, перестрахование, страховой брокер, взаимное страхование и прочие;
  • виде предоставляемых услуг — имущественное, личное, страхование жизни и другое.

Лицензия выдается на неограниченный срок и прекращается в случае изъятия или вместе с прекращением деятельности самого страховщика.

Кем и как осуществляется надзор за страховой деятельностью в РФ

Страховая деятельность всех стран мира находится под государственным надзором, в силу того что на современном этапе развития система страхования является очень значимой для экономико-социальной жизни всего общества.

Люди хотят чувствовать защищенность, уверенность в завтрашнем дне, заключают договоры страхования жизни, здоровья, имущества, ответственности со страховыми компаниями.

Страховые компании аккумулируют большие денежные фонды, распоряжаясь деньгами страхователей.

Чтобы отследить качество предоставляемых страховых услуг, надежность страховой компании, государство регулирует деятельность страховых организаций посредством страхового надзора.

Для чего нужен страховой надзор

Государство заинтересовано в том, чтобы страховая деятельность развивалась.

Это обусловлено двумя основными причинами:

  • развитая страховая система способна обеспечивать важные народохозяйственные задачи: возмещать убытки граждан в случае чрезвычайных ситуаций, тем самым не опустошая бюджет государства, инвестировать временно свободные денежные средства страховых фондов в реальный сектор экономики, производственную сферу;
  • граждане государства – страхователи, вкладывая свои деньги в страховые фонды посредством заключения договоров страхования, должны быть уверены в их надежности, нуждаются в защите государства от страхового мошенничества.

Страховой надзор – одна из форм государственного регулирования деятельности страховых организаций, контроль за соблюдением законодательства в сфере страхования, в частности правил страхования, правомерности выдачи лицензии на осуществление страховой деятельности и т.д.

Деятельность федеральной службы страхового надзора в 2020 году

Орган контролирующий страховые компании

Функции контроля в страховании РФ до 2013 года выполняла Федеральная служба страхового надзора. После упразднения полномочия в сфере надзора страхового дела перешли к Банку России.

О службе

Федеральная служба страхового надзора занималась контролем в области страхового дела РФ с 2004 года по 2013 гг. Орган находился в ведении Министерства финансов.

Структура ФССН

Федеральная служба страхового надзора состояла из следующих управляющих подразделений:

  • Надзор и контроль. Сфера деятельности отдела – обеспечение надзора за страховщиками, включая соблюдение требований, согласно ст.29 закона от 27.11.1992 №4015-1 о страховании.
  • Предварительный контроль. Компетенция – надзор над организациями, испытывающими трудности, назначение предписаний, временного руководства, проверка выполнения ранее предъявленных требований.
  • Учет и экономический анализ. Отдел занимался проверкой представленной страховщиками отчетности, анализом полученных данных и сроков. По итогам проверки в управлении учета и экономического анализа при ФССН выносили решение, были ли допущены ошибки в бухгалтерских документах, соблюдены ли сроки отчетности, будут ли предъявлены предписания страховщику.
  • Управление делами. Внешняя деятельность – предложения по развитию страхового дела в РФ, систематизация и публикация сведений о рынке страхования России, общение с прессой. Внутренняя политика: отчетность, публикации в СМИ.

История ФССН

Федеральная служба страхового надзора была не первым органом, контролирующим рынок страхования в стране. Первая федеральная служба была основана в 1894 году – это был страховой комитет при МВД.

В 20 веке в 1925 году Президиум ЦК КПСС утвердил образование нового федерального комитета – Госстраха, который позднее был переименован в Росстрахнадзор. Страхование в СССР нельзя назвать прогрессивным, поэтому надзорное ведомство просуществовало 71 год. Структуру реорганизовли лишь спустя 5 лет после распада Советского Союза и образования нового государства.

Создание в 2004 году

С 1996 года в государстве начинает формироваться фундамент страхования. В 1996 году полномочия федерального регулятора передаются Департаменту страхового надзора при Минфине. Это предшественник Федеральной службы страхового надзора. В 2004 году появился новая структура – ФССН.

Функции и деятельность ФССН до 2013 года

С момента основания и до упразднения федеральная организация занималась:

  • Контролем над соблюдением законодательства РФ. Один из методов заключался в проверке наличия лицензии и срока действия разрешения.
  • Контролем в сфере лицензирования страховщиков. Федеральная служба страхового надзора выдавала и аннулировала лицензии, накладывала ограничение и приостанавливала их действие. Аналогичные функции надзора связаны с выдачей и отменой квалификационных аттестатов. Подробнее о том, что делать в случае отзыва лицензии у страховщика, читайте на нашем портале.
  • Регулированием деятельности страховщиков: соблюдением законодательства, сроков предоставления отчетности, финансовых условий.
  • Проверкой бухгалтерской и иной отчетности страховых компаний и сроков представления документов.
  • Выдачей указаний страховщикам при несоблюдении требований законодательства РФ, нарушения сроков предоставления отчетности и экономических требований (достаточность капитала и активов).
  • Помощью в стабилизации финансового состояния страховых компаний. Начальный этап – назначение временного руководства, далее – финансовая поддержка, субсидирование, иногда –  реорганизация.
  • Судебными разбирательствами со страховщиками, нарушающими законодательство РФ.
  • Участием в развитии страхового дела в РФ, обобщением и систематизаций сведений о страховщиках и рынке в целом, популяризацией страхования в стране.

Присоединение к ФСФР

В 2011 году в России началась реорганизация экономического рынка. Полномочия контроля перешли к регулятору и частично ФСФР. Но присоединение к ФСФР не было первоначальной целью.

Изначально Медведев предложил упразднить ФСФР и создать новую организацию – Федеральную финансовую службу (ФФС).

ФФС должна была объединить в себе полномочия ФСФР и заниматься контролем на базе предыдущей государственной структуры – ФССН. Но в январе 2011 года в Минфине не поддержали инициативу.

Тогда Медведев выдвинул новый проект, предусматривающий упразднение ФССН и передачу полномочий ФСФР и Минфину.

В результате реорганизации ФСФР оставили название и основные функции, структура осталась в ведении Министерства финансов РФ. Но нормотворческие функции фактически осуществлял Банк России, который в 2011 году постепенно становился мегарегулятором.

Упразднение

В 2011 году действующий надзорный орган был упразднен. Причиной упразднения является изменение концепции экономического рынка России. С 2011 года Д.А.Медведев продвигал идею создания единого объекта – мегарегулятора.

В основе идеи была реорганизация ведомств, укрупнение действующей структуры и упразднение 70% организаций. Центробанк, как единственный регулятор в стране, должен был полностью контролировать финансовые потоки.

Это удобно для граждан, которые теперь получили возможность подавать жалобы в единое ведомство, и для государства: сокращение числа организаций повлияло на рост доходов в бюджет.

После упразднения ФССН в 2011 году мегарегулятор исполнял надзор в страховом деле, частично разделяя функции с ФСФР. В 2013 году Центробанк стал единственным надзорным ведомством страны и продолжает выполнять контролирующие функции в 2020 году.

Надзор в страховании сегодня

Согласно п.3 ст.30 закона от 27.11.1992 №4015-1, действующим надзорным органом в государстве является Центробанк. Федеральный орган занимается:

  • Контролем над соблюдением законодательства.
  • Выявлением нарушений участниками страхового рынка и их устранением. Центробанк назначает предписание, если компания не соблюдает требования законов России. При несоблюдении санкции ужесточаются. Следующий этап – временное руководство, назначенное регулятором. Если и эти меры бессильны, то Банк России может отозвать лицензию.
  • Защитой прав и интересов клиентов страховых компаний и страховщиков, иных субъектов отношений и государства. Регулятор следит за всеми участниками рынка, предоставляя защиту на федеральном уровне.
  • Развитием экономики. Принятие новых законопроектов, изменений действующих актов в страховом деле невозможно представить без предварительного ознакомления и одобрения инициативы федерального надзорного органа.
  • Предупреждением финансовой неустойчивости страховщиков. Цель Центробанка – не только выявлять нарушения, но и сохранить стабильность рынка путем восстановления финансового благополучия социально значимых страховых организаций.

Выводы

Деятельность надзорного органа открытая, посмотреть результаты надзора Банка России в сфере страховых услуг граждане РФ могут в официальных источниках СМИ (на сайте Центробанка, например).

Федеральная служба страхового надзора предшествовала Банку Росси в сфере контроля над страховым делом. Важное по теме:

  • Орган был основан в 2004 году и выполнял свои функции до 2013 года.
  • Полномочия ФССН были те же, что и у действующего надзорного органа.
  • До упразднения (2013 год) службу присоединили к ФСФР (2011 год).
  • В связи с реорганизацией финансового рынка страны в 2013 году полномочия надзора в страховании перешли к Банку России.

Страховой надзор: что это такое, кто осуществляет государственный контроль за деятельностью субъектов страхового дела

Орган контролирующий страховые компании

Страхование – это документ законного соглашения, в рамках которого стороной страховщика даётся гарантия принять на свои плечи все возможные риски страхователя. Спектр их правовых взаимоотношений обязан быть документально оформлен договорным соглашением.

Чтобы гарантировать застрахованному лицу материальное возмещение в случае страхового происшествия, работает специализированный государственный надзор за страховыми компаниями (СК).

О том, что представляет собой надзор страхования, каков его функционал, принципы, законы можно узнать из данной статьи.

Что такое контроль страхования: его необходимость

Субъектов страхования строго контролируют с государственной стороны. Контроль является старейшим институтом охраны прав клиентов страхования.

Производя контрольные мероприятия над деятельностью страховых компаний, государственная «машина» создаёт необходимую инфраструктуру для того, чтобы все страховые субъекты уважали соответствующие законодательные нормы, а также для пресечения их нарушений.

Страховочный надзор (СН) – это структура, построенная из нормативных требований, обязательных к исполнению со стороны всех субъектов страховочного процесса, их координации, наложения штрафных санкций. Характеристика контроля страхования:

Что такое СН?

Каким принципам следует СН?

Какие задачи ставит СН?

Деятельность субъектов страхового дела предполагает работу по страховке, перестраховке, взаимной страховке и пр. Субъектами страхования служат:

Субъекты должны лицензироваться: исключение представляет лишь работа страховых актуариев – они подвергаются аттестации.

Вся информация по страховым субъектам должна вноситься в перечень Единого Государственного Реестра в РФ. Их обязанности:

Под страховым контролем подразумевается надзор за СК со стороны специальных государственных структур. Контролирующими органами производятся следующие действия:

Надзорные принципы страховой деятельности

Органы надзора обладают рядом значимых полномочий. Они могут инициировать проверку, призвать к ответственности виноватых лиц, начать судебное рассмотрение. Страховой надзор осуществляется на трёх базовых принципах:

1. Законность

Государственные законы устанавливают нормы, которым следует подчиняться всем властным представителям, должностным лицам2.

2. Организационное единство

Деятельность центральных/территориальных филиалов представляет собой слаженный «организм»3.

3. Гласность

Все сведения относительно работы Департамента располагаются в зоне общественной доступности. Информация опубликовывается на просторах интернета с целью того, чтобы каждый мог получить необходимые сведения.

Каждая СК должна опубликовывать информацию о своём финансовом положении. Это помогает страхователям производить выбор той СК, куда разумнее всего обратиться

Департамент рынка страхования имеет право осуществлять контроль за профильными делами, отслеживая качество выполнения субъектами единых законных требований. Тогда сторона страхователей может смело производить вложение денег.

Основные задачи, функционал страхового контроля

Страховой надзор включает в себя строгое следование со стороны всех субъектов страховых законов, предупреждение ошибок участников рынка страхования, защиту интересов застрахованных лиц и пр. На российской территории страховой контроль осуществляет основную тройку функций:

Государственный надзор за профессиональной деятельностью субъектов страхового дела призван выполнять чётко очерченный функционал:

  • следить за качеством исполнения законов;
  • осуществлять процедуру аттестации актуариев;
  • производить выдачу/отмену лицензионных прав;
  • обеспечивать единство действий/нормотворчества;
  • производить надзор за субъектами рынка страхования.

Внимание! Основная функция СН – осуществление охраны прав, данных страхователям. Департаментом производится выдача агентам разрешительных документов на увеличение базового капитала, а также на создание в стране отделений с западным инвестированием. Департамент не допускает формирования монополий.

Цели российского страхового контроля

Ведущие игроки, работая в единой государственной связке, обязаны друг друга понимать. Страховой контроль ставит перед службой Департамента страхования ряд первоочередных целей:

  • формирование у клиентов заинтересованности услугами в сфере страхования;
  • перспективное построение надзорной системы;
  • гарантирование обязательств по выплате страховых денег;
  • создание/развитие рынка страхования;
  • воспитание молодых кадров;
  • формирование условий для инвестирования.

Весь спектр контролирующих мер содействует активному развитию страхового рынка страны.

Важное замечание! Данный контроль осуществляет регуляцию деятельности западных СК и компаний с преобладанием иностранного капитала. Налоговая политика в отношении к таким СК ещё требует усовершенствования.

Нюансы лицензирования, профессиональной аккредитации

Важная форма государственного контроля – выдача лицензий. Ни одна СК не может работать, если у неё нет разрешения.

Следует знать! Лицензия – документальное свидетельство, удостоверяющее право СК осуществлять конкретные виды страховой деятельности в стране, либо на ее определённой территориальной части, указанной страхующей организацией.

Лицензия выдаётся Департаментом страхования Центрального Банка России. Она выдаётся по факту предъявления установленного документального пакета, включающего:

  • заявительное обращение;
  • ряд учредительных бумаг;
  • информацию о результатах проверки финансов СК;
  • устава компании и пр.

Лицензию могут отозвать, приостановить посредством предписания надзорного органа в отношении любого страховщика, который недобросовестно выполняет свою работу.

Под профессиональной аккредитацией «игроков» рынка страхования (банкострахования) понимается селекция со стороны банков СК, с целью дальнейшего сотрудничества.

В случае совместного создания банком/СК единой банкостраховой группы, клиент получит страхование на гораздо более выгодных условиях, а также отличное качество сервиса. Со стороны банков, реализация страховых услуг является всего лишь сопутствующей (к примеру, страховка имущества, приобретённого по кредиту).

Страховой рынок России имеет не статичную форму: он постоянно изменяется, увеличивается за счёт новых продуктов/услуг страхования. В фондах СК аккумулированы гигантские денежные средства.

Надзорные стадии

Государственный контроль имеет на 3 стадии:

1. Предварительная

Осуществляется вынесение вердикта выдать лицензию. В России разрешается, чтобы одна СК производила все виды страхования2.

2. Текущая

Производят органы надзора и независимые аудиторы. Надзорный предмет – это осуществление страховщиками ряда финансовых действий:

· создание резервов страхования;

· существование свободных денег в объёме, установленном нормативами;

· следование требованиям полученной лицензии

3. Последующая

Контроль по факту уже проведённой проверки финансовых документов. СК обязаны публиковать:

· отчётность за год;

· баланс от бухгалтеров и пр.

Внимание! С целью проведения контроля в РФ действуют независимые страховые аудиторы. Они курируют лицензирование страховой деятельности, квалификацию, уровень профессиональных познаний.

Орган, осуществляющий государственный контроль

Многих интересует, кто контролирует страховые компании? Утверждён список структур государственного уровня, в перечень профессиональных обязанностей которых входит надзор в Российской Федерации за страховщиками:

  • ФССН – структура, состоящая из: «Страхнадзора», «Росстрахнадзора», «Страховых инспекторов».
  • «Автостраховой Союз РФ» (РСА).

ФССН представляет структуру, осуществляющую лицензирование: утверждение/аннулирование лицензий, производство контроля за соблюдением требований закона и пр.

Внимание! Куда подавать жалобу? Так как ОСАГО – это обязательный вид страховки, то тарификация на полисы не определяется самой СК, а является единой. Каждая СК, которая реализует полисы по ОСАГО, должна следовать общим тарифам, установленным Банком России, начиная с 2014 г.

Кто контролирует СК по ОСАГО: кому жаловаться

Вопросами регулирования деятельности СК занимаются Центробанк (ЦБРФ), совместно с РСА (вопросы по ОСАГО). Жалобу, в случае задержки страховых выплат, а также любых незаконных действий, следует подавать непосредственно на СК.

Перед тем, как писать жалобу, необходимо подать заявление на имя руководителя СК: нередко спорное дело удаётся решить через диалог со страховщиком. Но если мирного решения не получается, то надо обращаться к следующим контролирующим органам:

  • РСА;
  • Центральный банк РФ;
  • Роспотребнадзор;
  • Прокуратура.

Отправив копии жалобы вышеперечисленным организациям, которые регулируют страховую деятельность, необходимо также отправить одну копию на имя руководителя СК, находящегося в головном офисе.

Какие законы регулируют деятельность субъектов страхового дела: ответственность сторон

Перечень законов, регулирующих деятельность игроков страхового рынка:

Внимание! Основным законом общего характера, регулирующим страховую деятельность, служит ФЗ «Об организации страхования в России», принятый в 1992 г.

Его разработали для регулировки меж субъектных отношений, занимающихся страховой деятельностью (участвующих в них). Регулировка этой в области осуществляется посредством законов целевого/непрямого действия:

  • Прямое действие – эти регулируемые законы служат общему контролю страховой сферы, либо её отдельных видов.
  • Непрямое действие – это законы, которые могут включать лишь отдельные «островки» страхования. Они осуществляют регулирование отдельных видов деятельности, обязуя страхователей произвести страхование всех сфер жизни. Сюда же относят законы, всего лишь отчасти регламентирующие страховую деятельность (к примеру, о бух. учете).

Об ответственности сторон

Если имеются нарушения договорных условий, стороны страховщика/страхователя призваны нести всю меру ответственности:

  • Страхователь оберегается текстом закона, который защищает его права. Если потребительские права нарушаются, пострадавший получает полномочия требовать компенсацию морального вреда.
  • Страховщик имеет возможность не производить выплату страхователю, если виноватым в страховом случае признаётся клиент СК.

Резюме

Государственное контролирование страховой области производится для соблюдения требований статей страхового законодательства, качественной эволюции страховой области, правовой охраны страховщиков/страхователей, а также прочих заинтересованных лиц, включая само государство.

Государственный контроль за исполнением страховой деятельности предполагает выполнение трёх основных функциональных опций, посредством которых обеспечивается крепкая защита страхователей, это: заключение страховых договоров, обеспечение гласности, поддержание ответственности/дисциплины во всей отрасли.

Источник: https://gidpostrahoe.ru/o-strahovanii/zakon-i-pravo/strakhovoy-nadzor.html

Кем и как осуществляется надзор за страховой деятельностью в РФ

Орган контролирующий страховые компании

» Страхование » Общая информация

Страховая деятельность всех стран мира находится под государственным надзором, в силу того что на современном этапе развития система страхования является очень значимой для экономико-социальной жизни всего общества.

Люди хотят чувствовать защищенность, уверенность в завтрашнем дне, заключают договоры страхования жизни, здоровья, имущества, ответственности со страховыми компаниями.

Страховые компании аккумулируют большие денежные фонды, распоряжаясь деньгами страхователей.

Чтобы отследить качество предоставляемых страховых услуг, надежность страховой компании, государство регулирует деятельность страховых организаций посредством страхового надзора.

Каким органом осуществляется надзор

С 1 сентября 2013 года и по настоящий момент страховой надзор в Российской Федерации осуществляется департаментом страхового рынка при Центральном банке РФ.

Основные функции надзорного органа:

  • совершенствование страхового законодательства, правил стандартизации, методик и других документов, регулирующих рынок страховых услуг в РФ;
  • надзор за соблюдением требований законодательства участниками страхового рынка;
  • расчет тарифных ставок по видам страхования, а также контроль за тарифной политикой страховых организаций;
  • координация профобъединений страховщиков;
  • контроль субъектов страхового рынка по части предупреждения их банкротства и восстановления платежеспособности.

Какими органами контроль осуществлялся ранее

Первый орган по страховому надзору появился еще в 1894 году – страховой комитет при министерстве внутренних дел.

В 1925 году Президиумом ЦИК КПСС был утвержден новый надзорный орган – Госстрах, который впоследствии был переименован в Росстрахнадзор и просуществовал до 1996 года.

В 1996 году надзорные функции передаются департаменту страхового надзора Минфина РФ.

В 2004 году функции и полномочия по осуществлению страхового надзора в Российской Федерации были переданы Федеральной службе страхового надзора при Министерстве финансов.

В 2011 году согласно указу «О мерах по совершенствованию госрегулирования в сфере финансового рынка РФ» ФССН была упразднена, а надзорные функции разделились между Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) и Банком России.

В 2013 году произошла очередная реформа и надзорные функции получил департамент страхового рынка при ЦБ РФ.

Функции надзора за страховыми компаниями в Российской Федерации

  1. Разработка и совершенствование проектов нормативных правовых актов в сфере страховой деятельности.
  2. Официальные пояснения, комментарии, разъяснения НПА, касающиеся страхования.
  3. Контроль за соблюдением законодательства по страхованию.

  4. Применение санкций к участникам рынка страховых услуг, нарушившим требования страхового законодательства.
  5. Осуществление методологического руководства министерств, ведомств РФ, органов исполнительной власти в субъектах Федерации в сфере страхования.
  6. Проведение единой государственной политики в сфере страхования.

  7. Лицензирование и профессиональная аккредитация участников рынка страховых услуг.
  8. Представление интересов РФ, касающихся страхования, в международных организациях по страховому надзору.
  9. Защита опасных социальных рисков посредством обязательных видов страхования.

  10. Контроль за платежеспособностью, инвестиционной деятельностью, тарифной политикой страховых организаций.

Что такое актуарные расчеты в страховании, кто их производит и на что они влияют.

Читайте об истории возникновения страхования во времена царской России и развитии страхования в СССР и наши дни ЗДЕСЬ.

Лицензирование и профессиональная аккредитация

Лицензирование является обязательной формой государственного надзора за рынком страховых услуг. Без лицензии страховая компания не имеет права осуществлять страховую деятельность и оказывать страховые услуги.

Лицензия – официальный документ, который удостоверяет право страховщика проводить определенные виды страхования на территории государства или на части его территории, заявленной страховой организацией.

Лицензия выдается департаментом страхового рынка при Центральном банке РФ на основании заявления, учредительных документов, сведений о финансовом состоянии страховой компании, правил, расчетов и других документов на неограниченный срок.

Но может быть отозвана, приостановлена предписанием надзорного органа в отношении страховщиков, недобросовестно выполняющих возложенные обязательства.

Профессиональная аккредитация участников страхового рынка (банкострахование) – отбор банками страховых организаций для сотрудничества.

Когда банк и страховая компания создают банкостраховую группу, они могут предложить своим клиентам сделки на более выгодных условиях, а также первоклассный сервис. Банки реализуют страховые услуги как сопутствующие, например страхование имущества, купленного в кредит.

Страховой надзор – важный элемент государственного регулирования деятельности страховых организаций в РФ.

Рынок страховых услуг нестатичен, он расширяется, появляются новые страховые продукты и услуги, фонды страховых компаний аккумулируют огромные средства страхователей.

Очень важно искоренить мошенничество, коррупционную составляющую на рынке страховых услуг, чтобы государство могло гарантировать гражданам-страхователям надежность вложенных средств.

Контролирующий орган страховых компаний

Орган контролирующий страховые компании

По действующему законодательству России, страховая деятельность подлежит обязательному лицензированию, а отношения между страхователем и страховщиком регламентированы нормативно-правовыми актами.

Кто контролирует работу страховых компаний? Устанавливается главный надзорный орган над страховыми компаниями – Банк России.

Это организация, контролирующая страховые компании, отвечающая за регулирование работы рынка, предупреждение возможных нарушений, соблюдение законных прав и интересов страховых компаний и их клиентов.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.