Объектом прокурорских проверок в сфере закупок являются
Объектом прокурорских проверок в сфере закупок являются
Например, объектом прокурорского надзора может быть орган местного самоуправления, орган законодательной или исполнительной власти субъекта федерации, федеральное министерство и т. д.
На практике в процесс прокурорского надзора может быть одновременно вовлечено несколько субъектов и объектов: например, несколько прокуроров могут одновременно проверять соблюдение законов в различных подразделениях одного учреждения.
Поделитесь на страничке Из книги Прокуратура и прокурорский надзор автора Ахетова О С 2.
Предмет, цели, задачи прокурорского надзора в РФ Под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора.
Деятельность прокурора направлена на регулирование общественных Из книги Прокурорский надзор: Шпаргалка автора Автор неизвестен 3. Принципы организации прокурорского надзора
Прокуратура: как заказчику по 223-ФЗ избежать неприятностей
В связи с вступлением в силу новых правил в части подготовки ТЗ, так как с 01.07.2021г становится обязательным применение Технических регламентов и Национальных стандартов.
1. ГДЕ искать ГОСТы. Все ГОСТы идут в «Скане» или с регистрацией и входом по Логину и Паролю.Для скачивания не все ГОСТы доступны или предлагаются за определённую ПЛАТУ 2.
В каких объёмах должно быть ТЗ для включения в документацию 3. В какой форме и где в документации о закупке прописывать обоснование, о применении иных требований, если требования к ТРУ в общепринятых утв-х Технических регламентах и Национальных стандартах не найдены. Ответ: 1. Госты можно поискать в справочно-правовых системах.
2. ТЗ неоходимо прописывать так, чтобы:
- а) вы указали ВСЕ значимые для вас моменты;
- б) поставщику было понятно, о чем вы ведете речь.
3.
Прокурорский надзор за исполнением законодательства о закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд
Прокурорский надзор за исполнением законодательства при осуществлении контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд 4.
Исполнение данного законодательства
А такой контроль при планировании и осуществлении закупок у единственного поставщика реализуют другие субъекты – органы финансового контроля на уровне субъекта федерации или муниципалитета (п.
3 ч. 8 ст. 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «», (далее – Закон № 44-ФЗ). Следовательно, этот вид деятельности не входит в компетенцию органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, и привлекать последнего за согласование завышенной НМЦК нельзя.
Практика антимонопольных органов подтверждает эту позицию ().
Годовой объем закупок бюджетной образовательной организации составляет 600 тыс. руб. Все закупки организация осуществляла у единственного поставщика ().По итогам проверки, проведенной прокуратурой, контрактный управляющий был оштрафован на сумму 50 тыс. руб. за нарушение законодательства о защите конкуренции в связи с тем, что все закупки были осуществлены у единственного поставщика.
Прокурорский надзор
Так, например, прокуратура может инициировать проведение внеплановой проверки.
Согласно на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям руководитель органа государственного контроля (надзора) издает приказ, который является одним из оснований для проведения внеплановой проверки.
С другой стороны, органы прокуратуры надзирают за деятельностью органов государственного контроля (надзора) в случаях и в порядке, предусмотренных законом, применяя соответствующие меры прокурорского реагирования.
Согласно цель деятельности прокуратуры направлена на: — обеспечение верховенства закона, — единство и укрепление законности, — защиту прав и свобод человека и гражданина, — защиту охраняемых законом интересов общества и государства.
Основываясь на требованиях федерального законодательства, к функциям прокуратуры
Прокурорский надзор за исполнением законодательства о размещении заказа
В этой связи одной из важнейших задач органов прокуратуры сегодня является обеспечение исполнения законодательства при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд. Правовая основа деятельности органов прокуратуры определена в Федеральном законе от 07.02.
2011 N 4–ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» . Согласно п. 1 ст.
21 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются, прежде всего, соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями
Прокурорский надзор в сфере эффективности применения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Акопджанова М.О.)
ред.
А.И. Комарова. М., 2009. Т. 1(39). С. 244; Барциц И.Н. Россия и коррупция: кто кого.
Десять лет спустя // Актуальные проблемы реализации национальной антикоррупционной политики. Вторые Кудрявцевские чтения (10 апреля 2009 г.): Сборник научных трудов / Отв. ред. С.В. Максимов. М.: Институт государства и права РАН, 2010. С. 94 — 96 и др.
Обеспечение законности в сфере профилактики коррупции достигается как через соответствующую деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, так и путем надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, осуществляемого органами прокуратуры.
Правовые средства прокурорского надзора позволяют прокуратуре влиять на укрепление законности в деятельности других государственных и муниципальных органов.
Прокурорский надзор за исполнением законодательства о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»
Отдельное внимание уделено осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов в сфере эффективного расходования бюджетных средств, а также надзора за исполнением законов о защите конкуренции.
Ключевые слова: прокурор, надзор, контрактная система, закупки, государственные и муниципальные нужды. 1 января 2021 г. исполнилось два года с момента вступления в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
(далее — Закон о кон-щ- трактной системе, закон) 1.
Срок действия « этого закона относительно небольшой, но, учи-§ тывая историю его принятия и действия, мож- но с полной уверенностью назвать его выму-© ченным и многострадальным. Такая характеристика закона обусловлена прежде всего свойственной для него нестабильностью.
Объекты и субъекты прокурорского надзора за исполнением законов в сфере корпоративных закупок (вопросы теории и практики) Текст научной статьи по специальности «Государство и право.
Юридические науки»
Abstract.
The author examined the objects and subjects of the prosecutor’s supervision over the implementation of laws in the sphere of procurement of goods, works, services by individual legal entities. The author’s definition of the object of supervision in the sphere is proposed.
The systematization of supervisory objects is considered, several criteria that make it possible to distinguish objects supervised by the prosecutor, in particular, by types of legal entities, by levels and types of the prosecution authorities of the Russian Federation.
The present systematization of objects in practice to prosecutors makes it possible to correctly determine objects supervised by a prosecutor’s office.
The article examines subjects of prosecutorial supervision in the sphere in question.
Практика прокурорского надзора за исполнением законодательства о госзакупках
Рассмотрим конкретные примеры нарушений Закона о КС, выявленных прокурорами в деятельности заказчиков: закупки без процедуры определения поставщика, «своего» поставщика, ремонт несуществующих объектов и т.п.
Вместе с тем его вступление в силу стало серьезным толчком к активизации надзорной деятельности прокуроров за исполнением законов в сфере публичных закупок, поскольку в укреплении законности в этой сфере, помимо органов финансового надзора и контроля, существенную
Готовимся к проверке генпрокуратурой
Ни дня без инструкций × Ни дня без инструкций
Генпрокуратура опубликовала сводный план проверок на 2021 год.
Рассказываем, кому и когда ждать ревизоров, а также как правильно подготовиться к проверке. 15 января 2021 Евдокимова Наталья Сводный план контрольно-ревизионных мероприятий 2021 года был опубликован на официальном сайте Генеральной прокуратуры страны еще в прошлом году.
Глобальный документ содержит информацию о сроках, предметах и объектах планируемых контрольных мероприятий. Скачивать план проверок Генпрокуратуры не имеет смысла, гораздо удобнее воспользоваться онлайн-поиском.
Методические рекомендации об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о закупках товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Согласно Сводному аналитическому отчету по результатам мониторинга закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с по итогам 2021 года, опубликованному Министерством финансов Российской Федерации, в целях осуществления закупок заказчики и исполнители заключили более 3,5 миллионов контрактов на общую сумму более 6,3 триллиона рублей.
При этом оно последовательно и динамично совершенствуется.
Органами прокуратуры
Объекты и субъекты прокурорского надзора за исполнением законов в сфере корпоративных закупок (вопросы теории и практики) Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»
УДК 343 Максютов Марсель Флоритович прокурор города, прокуратура города Октябрьский Республики Башкортостан Marsel F.
Maksiutov city prosecutor Office of Public Prosecutor of the city of October Republic of Bashkortostan Объекты и субъекты прокурорского надзора за исполнением законов в сфере корпоративных закупок (вопросы теории и практики) Objects and subjects of prosecutor’s supervision for execution in corporate procurement laws (Theory and Practice) Аннотация.
Автором рассмотрены объекты и субъекты прокурорского надзора за исполнением законов в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными юридическими лицами.
Рассмотрена систематизация объектов надзора, в основу которой положено несколько критериев, позволяющих разграничить поднадзорные прокурору
Прокурорский надзор за исполнением законодательства о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Текст научной статьи по специальности «Государство и право.
Юридические науки»
www.volsu.ru УДК 347.963 ББК 67.
72 ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК, ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД Екатерина Владимировна Курилова Кандидат юридических наук, юрист 1-го класса, прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, прокуратура Орловской области т ул. Красноармейская, 17а, 302040 г. Орел, Российская Федерация Аннотация.
1 января 2021 г. исполнилось два года с момента вступления в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 г.
№ 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
.
Возможно Вас так же заинтересует:
Контрольный орган в сфере закупок по 44-ФЗ: его задачи, полномочия и функции
Регулирование контроля в госзакупках осуществляется главой 5 закона 44-ФЗ.
Кто осуществляет контроль в закупках
Согласно положениям ст. 99, функции контроля выполняются:
- федеральной и местной исполнительной властью;
- казначейством;
- Пенсионным фондом;
- антимонопольным органом (ФАС).
Исполнительная власть организует контроль за исполнением законодательства при осуществлении закупок, Пенсионный фонд контролирует закупки, в которых участвуют средства, привлекаемые из фондов соцстрахования, а антимонопольная служба проверяет заказчиков и поставщиков на соблюдение антимонопольного законодательства и принципов свободной конкуренции среди потенциальных исполнителей госзакупок.
Постановление Правительства №315 определяет, что функции контроля, возложенные ранее на казначейство, теперь выполняет ФАС, а казначейство только контролирует соответствие планируемого и фактически предоставленного заказчику финансирования, а также наличие информации из итогового протокола в проекте контракта. Постановление №1367 регулирует порядок контроля, осуществляемого казначейством в соответствии с частью 5 ст. 99 44-ФЗ.
Задачи и полномочия контрольных органов
Задачей контрольных органов является осуществление контроля в отношении:
- заказчиков;
- контрактных служб;
- закупочных комиссий;
- операторов онлайн-площадок;
- исполнителей контракта;
- посреднических фирм, организующих проведение отборочных процедур.
Заказчики проверяются на соблюдение закупочного законодательства и на соответствие фактического использования заказанных товаров, работ или услуг целям закупки, указанным в документации.
Контрактная служба и закупочная комиссия проверяются на соблюдение регламентов и Постановлений Правительства, регулирующих деятельность данного заказчика, а также на обоснованность начальной цены.
Операторы площадки проверяются на предмет соблюдения технических регламентов и сроков рассылки уведомлений участникам закупочной процедуры. Кроме того, оценивается работоспособность и закупочных площадок (ЭТП), ответственность за которую несут операторы.
Исполнителей проверяют также на соблюдение закупочного законодательства, на предмет аффилированности с ключевыми сотрудниками заказчика (особенно при закупке у единственного поставщика) и на наличие разрешений и лицензий, позволяющих поставлять требуемые товары или выполнять определенные услуги и работы по условиям контракта.
Специальных требований к посредническим фирмам, организующим конкурсы и аукционы, нет, но такие фирмы проверяют на соблюдение закупочного законодательства и соблюдение требований информационной безопасности, то есть неразглашения конфиденциальных сведений об участниках закупочного процесса.
Права контрольных органов
В целях реализации функций контроля уполномоченные органы имеют право:
- собирать данные о проверяемых объектах;
- затребовать у проверяемого лица все финансовые и отчетные документы;
- опрашивать сотрудников заказчика и исполнителя;
- проводить плановые и внеплановые проверки;
- составлять протокол об административных правонарушениях в области закупок;
- выносить предписания;
- инициировать разбирательство в арбитражном суде;
- приостанавливать закупочную процедуру до выяснения обстоятельств.
Сбор данных осуществляется как из открытых источников (баз данных юридических лиц, Росреестра), так и путем направления официального запроса, на который объект проверки обязан дать ответ. Плановые проверки проводятся ФАС не чаще, чем раз в три года, но внеплановые проверки могут быть проведены в любой момент по заявлению или жалобе заинтересованных лиц. Перед внеплановой проверкой проверяемый объект должен быть уведомлен не позднее, чем за сутки до визита сотрудников уполномоченного органа.
Предписание – это документ, содержащий обязательные для исполнения указания контрольного органа, а также рекомендации по их исполнению. Предписание имеет срок исполнения, по истечении которого проверяемое лицо должно направить в уполномоченный орган отчет об исполнении предписания.
Для проверки контрольный орган может запросить:
- бухгалтерские документы;
- документацию о закупках;
- протоколы рассмотрения заявок;
- копии заключенных контрактов;
- регистрационные документы юрлица.
Закупочная процедура может быть приостановлена ФАС до объявления результатов конкурса или аукциона, если есть существенные основания полагать, что при подготовке к закупке были нарушены установленные нормы или законы.
Если обнаруженные нарушения влекут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность, контрольный орган может выписать протокол об административном правонарушении, а также инициировать судебное разбирательство в целях принуждения объекта проверки к возмещению ущерба и иным видам взыскания.
Виды контроля в закупках
Выделяют следующие виды контроля по осуществляющим его структурам:
- ведомственный;
- внутренний;
- общественный.
Ведомственный
Ведомственный контроль, согласно ст.
100 44-ФЗ, осуществляется федеральными и местными органами власти в отношении подведомственных им госзаказчиков по правилам, приведенным в Постановлении Правительства №89.
Регламент ведомственного контроля разрабатывается самими контролирующими ведомствами. Например, Минобрнауки осуществляет ведомственный контроль закупок, проводимых образовательными учреждениями.
Примеры регламентирующих ведомственный контроль приказов можно посмотреть здесь.
Внутренний
Согласно ст. 101 44-ФЗ, заказчик обязан контролировать:
- надлежащее исполнение контракта победившим в закупке участником;
- предоставление льгот исполнителям, имеющим право на них.
Контроль над исполнением контракта осуществляется в виде мониторинга поставок или выполнения работ контрактной службой заказчика, а также оценки качества полученных товаров, работ или услуг.
Ряд исполнителей имеют право на налоговый вычет или на преимущества при рассмотрении заявок – к таким исполнителям относятся организации инвалидов, пенитенциарные учреждения и субъекты малого бизнеса.
Заказчик через контрактную службу и бухгалтерию должен следить за получением исполнителями всех положенных по закону преимуществ и льгот.
Общественный
Физические лица, а также некоммерческие объединения (НКО) граждан или юридических лиц имеют право:
- предлагать новые редакции статей закупочного законодательства;
- давать оценку эффективности закупочной деятельности заказчиков;
- проводить независимый анализ закупок;
- обращаться в ФАС и прокуратуру с заявлением о проведении внеплановой проверки;
- выступать в суде от имени пострадавших от злоупотребления в закупках лиц.
Члены НКО не имеют полномочий правоохранительных органов по истребованию закрытой документации заказчика, но могут обращаться в арбитражный суд с требованием приостановить деятельность заказчика или проведение закупочной процедуры до проведения прокурорской проверки.
Важно учесть, что частные лица и представители НКО при проведении расследований правонарушений в сфере закупок не должны разглашать сведения, составляющие гостайну или коммерческую тайну заказчика, а также личные данные физлиц (ч. 5 ст. 102 44-ФЗ).
(1 5,00 из 5)
Загрузка…
Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Кто осуществляет контрольные функции в сфере государственных закупок по нормам ФЗ-44?
Контрольный орган в сфере государственных закупок, перечень его полномочий и субъектов, которые он призван проверять, определен действующим законодательством в 44-ФЗ.
Кто является контрольным органом в сфере закупок?
Контрольные функции выступают важной частью государственных закупок. Они направлены на эффективное распределение бюджетных денег и формирование прозрачной системы госзакупок.
Перечень контролирующих функций содержится в 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…» от 2013 года, в котором прописана вся схема работы контролирующих инстанций и их базовые задачи.
ФЗ-44 различает несколько ступеней контроля за специалистами. Курировать государственные закупки могут не только властные инстанции, но и общественные организации и даже рядовые граждане.
Система контроля над государственными закупками является трехуровневой и предусматривает контроль на региональном, федеральном и муниципальном уровнях. Данный принцип закреплен в ст.
99 44-ФЗ, который посвящен регулированию контрольных функций в сфере заключения контрактов для государственных и муниципальных нужд.На федеральном уровне контрольные функции принадлежат:
- Федеральной антимонопольной службе (п. 1 ч. 1 ст. 99 44-ФЗ). Также данной инстанции были переданы полномочия по контролю в сфере оборонного заказа (согласно п. 2 Постановления Правительства №728 «Об определении полномочий…» от 2013 года).
- Федеральному казначейству (по пп. 2,3 ч. 1 ст. 99 ФЗ-44), которое выступает органом бюджетной системы и внутреннего контроля за финансовыми потоками (п. 3 ст. 154, ст. 166.1, п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса).
- Органам управления государственными внебюджетными фондами: ПФР, ФСС, ФОМС (п. 2 ч. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, ст. 144 Бюджетного кодекса).
Что касается региональных и муниципальных контролирующих инстанций, то полномочия в данном случае передаются на основании муниципальных или региональных нормативно-правовых актов.
Разновидности контроля
С точки зрения субъектов контроля различают такие виды как: ведомственный (по ст. 100 44-ФЗ), общественный (по ст. 102 44-ФЗ) и осуществляемый заказчиком (по ст. 101 44-ФЗ). Каждый из этих видов контроля имеет собственные цели и задачи.
Ведомственный контроль предполагает контроль за государственными органами и корпорациями (например, «Росатом» или «Роскосмос») в целях проверки деятельности подведомственных заказчиков.
Такой вид контроля, как мониторинг со стороны заказчика, осуществляется непосредственным инициатором закупки или организатором торгов. Он предполагает проверку и контроль поставщика, субподрядчика и соисполнителя в процессе выполнения ими государственного контракта. Заказчик вправе выполнять контрольные функции и на региональных или муниципальных уровнях проведения торгов.
Общественный контроль осуществляют общественные объединения или организации в статусе юрлица, граждане без какого-либо статуса. Они обладают весьма обширными полномочиями, включающими в свой состав: подачу запросов организаторам торгов о проведении тендера; подача жалоб о применении определенных мер воздействия к нарушителям закона; подача заявлений в суд.
Рассмотрим указанные виды контроля более подробно.
Внутренний контроль
Целью внутреннего контроля со стороны заказчика (по ст. 101 44-ФЗ) является предотвращение возможного нарушения законодательных норм со стороны подрядчиков, исполнителей и соисполнителей.
Законодательно не установлена форма такого внутреннего надзора, поэтому предпочтительный формат определяет сам заказчик. По ч. 15 ст. 95 44-ФЗ в случае обнаружения нарушений, совершенных поставщиком, заказчик обязан расторгнуть государственный контракт.
Заказчик осуществляет контроль и над собственными действиями. Для этого внутри организации разрабатывается внутренняя документация: контракты, шаблоны техзаданий и пр. Целью таких действий является максимальная автоматизация и стандартизация работы.
Общественный контроль
цель общественного контроля состоит в соблюдении принципов открытости и максимальной прозрачности государственных закупок.
Надзорные мероприятия выполняются общественными объединениями, юридическими лицами и рядовыми гражданами. Они должны отслеживать соблюдение базовых принципов прозрачности и открытости госзакупок.
Их деятельность регламентируется ст. 102 44-ФЗ.
Одной из форм такого контроля являются общественные обсуждения госзакупок. Они проводятся с учетом 212-ФЗ.
Для этого используются ресурсы специализированных сайтов.
В ходе общественного контроля разрешается запрашивать у заказчика все необходимые документы, проводить мониторинг и оценку эффективности проводимых процедур.
Если были выявлены нарушения законодательства, то составляется жалоба в контролирующие инстанции и составляется обращение в суд.
Ведомственный контроль
Необходимость проведения ведомственного контроля указана ст. 100 44-ФЗ. Его осуществляют сразу несколько инстанций, включая Росатом, Роскосмос и Федеральное казначейство, а также государственные или муниципальные органы.
Согласно последнему Постановлению Правительства №315 от 2021 года, контроль со стороны Федерального казначейства приостановлен до начала 2021 года. Эти полномочия переходят временно к ФАС.
В органах ведомственного контроля проверяются действия участников госзакупок по следующим параметрам:
- Соблюдаются ли ограничения и запреты.
- Насколько корректно определена и обоснована начальная максимальная цена контракта.
- Соблюдены ли требования о нормировании закупок и к обоснованию приобретения товаров и услуг.
- Принимают ли участие в закупках субъекты малого предпринимательства.
- Соблюдаются ли процессуальные требования к определению поставщиков.
Также в ходе ведомственного контроля поставщиками анализируются сведения о размере финансового обеспечения, информация об идентификационных кодах закупок, отчетность по результатам закупок.
Функции и полномочия контролирующих инстанций
Постановление Правительства №1489 от 2014 года содержит указание на функционал, которым наделена Федеральная антимонопольная служба. Она должна заниматься:
- Контролем и надзором за состоянием конкуренции на рынке, сферой закупок.
- Проведением согласования по закрытым процедурам.
- Разработкой необходимых нормативно-правовых актов.
- Общественным и финансовым контролем.
Для выполнения своих функций законодатель снабдил ФАС следующими полномочиями:
- Правом сбора сведений о контролируемых инстанциях: заказчике, уполномоченных инстанциях (управляющих), закупочных органах, специализированных организациях, операторах торгов.
- Проведением плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки могут проводиться не чаще раза в 6 месяцев. Внеплановая проверка проводится не чаще 1 раза за всю закупку и назначается на основании поступившей жалобы на действия или бездействие заказчика; информации о нарушении закупочного законодательства и прочим основаниям.
В случае поступления жалобы на заказчика ФАС может приостановить заключение госконтракта (по ч. 7 ст. 106).
В случае обнаружения нарушений уполномоченный за осуществление контрольных функций орган (согласно ч. 7 ст. 106) вправе предпринять следующие меры:
- Составить протокол об административном правонарушении.
- Выдать предписание об устранении правонарушения.
- Отменить процедуру закупки, если заказчик проигнорировал замечание.
ФАС также вправе обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о признании закупки недействительной.
Полномочия прочих контролирующих инстанций содержатся в их внутреннем регламенте. В частности, они осуществляют надзор за корректным определением идентификационных кодов в рамках госзакупок, составление плана-графика и корректного оформления извещения и пр.
Таким образом, в России действует разноплановая и многоуровневая система контроля за проводимыми торгами. Ключевым контрольным органом является Федеральная антимонопольная служба, которая обладает развитой сетью территориальных подразделений по всей стране.
Помимо этого, участники государственных закупок могут подвергаться общественному контролю со стороны граждан и общественных объединений.
При выявлении нарушений контролирующие инстанции могут приостановить закупку, привлечь должностных лиц к административной ответственности в виде штрафов и пр.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!
+7 (499) 110-86-72
Москва и область
Как прокуратура проверяет заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Рассказываем о прокурорском надзоре в сфере закупок: в чем состоит его суть, каковы его основные цели и задачи, и как прокуратура проводит проверки.
Прокурорский надзор (ПН) — это особая деятельность прокуратуры, выступающей в качестве специально уполномоченного госоргана по обеспечению надлежащего правоприменения законодательных и нормативно-правовых актов РФ с целью укрепления законности и охраны государственных и общественных интересов. Надзор осуществляется при помощи специальных мер прокурорского реагирования и проверочно-контрольной деятельности.
В РФ выделяют следующие отрасли прокурорского надзора:
- за соблюдением Конституции РФ;
- за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
- за исполнением действующего законодательства органами государственной власти, уполномоченными органами исполнительной власти, а также подведомственными им учреждениями и прочими юридическими лицами.
Предмет прокурорского надзора — это определенная сфера общественных отношений.
В нашей статье мы рассмотрим такую сферу общественных связей как закупочная деятельность и санкционирование прокурорского надзора в отношении организаций, осуществляющих закупку товаров, работ и услуг по нормам 44 ФЗ и 223 ФЗ.
Значительная роль в закупочном механизме отведена надзорным органам, которые проверяют процедуры по размещению заказов на приобретение ТРУ для государственных и муниципальных нужд, а также контролируют направление и использование бюджетных средств на указанные цели.
Согласно ст. 99 44-ФЗ, полномочия по надзору за ведением закупочной деятельности имеют федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, а также органы внутреннего финконтроля (п. 1 ст. 99 44-ФЗ).
ПН производится в отношении:
- заказчиков;
- контрактных служб и контрактных управляющих;
- закупочных комиссий;
- уполномоченных органов, уполномоченных учреждений и специализированных организаций;
- операторов электронных площадок.
Субъект надзора — это непосредственный участник надзорной деятельности, а именно прокурор, осуществляющий проверку. Следователи, ведущие уголовные дела, открытые по результатам ПН, не являются субъектами прокурорского надзора.
Целью ПН в сфере обеспечения применения 44-ФЗ является установление соответствия правовых норм и законности тем положениям и условиям, которые регулируются действующим контрактным законодательством. Предметом в сфере закупок выступает соблюдение требований (п. 8 ст. 99 44-ФЗ):
- обоснования заказа;
- нормирования закупочной деятельности;
- обоснования НМЦК;
- соответствия поставленных товаров, работ, услуг условиям контракта;
- полноты и достоверности отражения в документах учета поставленных ТРУ;
- соответствия использования приобретенных ТРУ целям заказа.
Виды прокурорского надзора в области закупочной деятельности подразделяются на контроль за эффективностью расходования бюджетных средств и за соблюдением конкуренции при осуществлении торгов, а также на комплекс мер по противодействию коррупции, так как контрактная сфера является зоной повышенных коррупционных рисков.
Именно поэтому прокуроры проводят регулярные проверки в области контрактных отношений, руководствуясь положениями приказа Генпрокурора РФ № 454 от 29.08.2014.
Задачи прокурорского надзора — обеспечение эффективности, открытости, прозрачности и высокой результативности закупочной деятельности, принуждение правоохранительных органов к принятию определенных мер по уголовным делам, повышение возмещаемости ущерба от выявленных правонарушений и противодействие правонарушениям и злоупотреблениям полномочий при публикации заказов для государственных и муниципальных нужд.
Порядок проведения прокурорских проверок
Прокурорские проверки бывают плановыми и внеплановыми, но так как плана или графика проверочных мероприятий на сайте прокуратуры обнаружить невозможно (они их попросту не публикуют), то плановые проверки — это достаточно редкое явление. Большинство проверок являются внеплановыми.
Внеплановый контроль производится на основании определенного повода для проведения проверки — сигнала о нарушении организацией-заказчиком норм действующего законодательства.
В процессе проверок прокурор не обязан вести разъяснительную деятельность с проверяемым заказчиком, а также давать объяснения другим лицам. Более того, прокуратура не сообщает информацию о том, какими документами и сведениями она располагает.
Сама процедура не имеет никакого законодательного нормирования и регулирования.
Алгоритм прокурорского надзора состоит из следующих шагов:
- прокурор отправляет в адрес заказчика письменное уведомление о предстоящей проверке закупочной деятельности с указанием даты проверки, проверяемого периода и списка документов, подлежащих контролю;
- в письме указывается порядок предоставления документации в орган прокуратуры;
- заказчик подготавливает пакет документов и направляет его прокурору, предварительно уточняя, нужно ли заверять копии документов;
- прокурор рассматривает переданную ему документацию, при необходимости требует дополнительные материалы или же вызывает заказчика для получения личных разъяснений;
- по результатам проверки выдается протест на правовой акт (ст. 23, 28 ФЗ № 2202-1 от 17.01.1992), представление об устранении нарушения (п. 3 ст. 22, ст. 24, 28), предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1) или постановление о возбуждении уголовного производства об административном правонарушении (ст. 25 ФЗ № 2202-1).
Распространенные нарушения по 44 ФЗ и 223 ФЗ
Для того чтобы результаты ПН были успешными, необходимо не только тщательно готовиться к контрольным мероприятиям, но и не нарушать нормы и требования действующего законодательства в процессе осуществления закупочной деятельности.
Самыми распространенными и типичными нарушениями за четыре года действия Закона о контрактной системе, выявленными в ходе надзорных мероприятий, являются:
- Закупка без процедуры определения поставщика, подрядчика, исполнителя — заключение контрактов без проведения конкурентных процедур препятствует открытой и честной конкуренции.
- Приобретение товаров, работ, услуг у «своего» поставщика — оформление контракта с единственным поставщиком, однако на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ такая возможность предоставляется только по согласованию с уполномоченным органом контроля в сфере госзакупок.
- Заключение контракта в интересах связанных с заказчиком лиц — прямое нарушение 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции». Прокуратура ведет борьбу с коррупционными нарушениями, ликвидирует последствия противоправных действий и проводит профилактику коррупции.
- Необоснованное увеличение цены заключенного контракта.
- Хищение бюджетных средств, например, невыполнение работ или ремонт несуществующих объектов строительства.
Основные нарушения в рамках 223 ФЗ, направленного на открытость и публичность торгов, прокурорский надзор определяет как:
- несвоевременное размещение или неопубликование Положения о закупках ТРУ, что ведет к ограничению конкуренции;
- противоречие условий заказа опубликованным заказчиком Положениям о закупках;
- заключение контрактов без проведения процедуры определения исполнителя, что является административным правонарушением;
- несоблюдение установленных сроков процедуры, неполнота размещаемых в открытом доступе сведений, несоответствие условий закупочной документации 223-ФЗ.