+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Научная новизна магистерской диссертации пример

Научная новизна в бакалаврской работе по экономике

Научная новизна магистерской диссертации пример

Добрый день, мой уважаемый читатель.

Научная новизна (самые простые способы найти научную новизну) в бакалаврской работе по экономике обычно не требуется, поскольку выявление такой новизны — это задача магистров (как найти научную новизну в магистерской диссертации по экономике). Но, тем не менее, в некоторых вузах это указано в методических указаниях и для бакалавров, но без указания, как конкретно её искать.

В методичке одного вуза (СПИ (филиал) ФГБОУ ВО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»), кафедра «Экономика и гуманитарные науки») я нашёл примеры научной новизны для бакалавров. Мне этот материал показался довольно хорошим, поскольку он сравнительно простой и конкретный. Ниже привожу его целиком с небольшими правками.

Представление положений научной новизны в виде таблицы

Возможные элементы научной новизны, степень и характер их новизны можно представить в виде таблице 1. Используя её, студент устанавливает элементы научной новизны, содержащиеся в его работе, а также может их классифицировать.

Таблица 1 — Возможные элементы научной новизны, степень и характер их новизны

Новые для теории и практики идеи и решенияРазвитие известных в теории и практике идей и решений
Степень и характер новизнывпервые сделанные выводы, предложенияоригинальные по сравнению с уже имеющимсяспорных или признанных
Возможные элементы научной новизны по этапам исследованиядополнительное обоснование их достоверностиих углубление, детализация, улучшениераспространение их на новые  сферы применения
123456

Требования к оформлению положений научной новизны

  1. Каждому элементу научной новизны следует дать порядковый номер – это позволит видеть, сколько конкретных выводов, рекомендаций, предложений защищает студент. При этом личный научный вклад оценивается не количеством элементов научной новизны, а их значимостью и обоснованностью.

  2. Записать заголовок, характеризующий область, участок, вопрос, к которому относится данный элемент научной новизны.

  3. Изложить содержание элемента научной новизны и его обоснование примерно в следующей последовательности:
    1. что требует теория и методология для правильного решения данного вопроса;
    2. как этот вопрос решается в настоящее время и какие имеются недостатки;
    3. какое решение вопроса предлагает студент;
    4. какие теоретические обоснования, экспериментальные подтверждения или выполненные расчёты доказывают правильность, хозяйственную значимость и эффективность предлагаемого решения.
  1. Пояснить степень и характер новизны элемента научной новизны с позиции области исследования, имея в виду, что результат исследования должен быть новым для науки, но степень и характер его новизны могут быть различными (таблица 1).

Постановка исследуемой проблемы

  1. Обоснование актуальности, необходимости и возможности решения проблемы.
  2. Обоснование народнохозяйственного значения решения проблемы.

Познание предмета исследования

  1. Научное обобщение и систематизация материала.
  2. Открытие новых законов, закономерностей, тенденций, явлений, гипотез, преимуществ, резервов.
  3. Выводы о сущности, функциях, необходимости, развитии, связях, противоречиях, последствиях, причинах.
  4. Определение (уточнение) понятий.
  5. Построение систем.
  6. Разработка классификаций

Разработка методологии решения проблемы

  1. Определение концепции решения проблемы.
  2. Определение основных направлений решения проблемы.
  3. Разработка системного и/или комплексного подхода решения проблемы.
  4. Разработка комплекса задач, требований, принципов, условий, форм, противоречий.

  5. Выводы об отдельных задачах, требованиях, принципах, условиях, формах, противоречиях.
  6. Выбор наиболее прогрессивных, лучших решений, методов, путей из существующих и предлагаемых.

  7. Разработка экономических механизмов, моделей, систем, программ, критериев, показателей, формул для практического применения
  8. Разработка путей мобилизации резервов.

Разработка методических документов

  1. Разработка положений, методик, алгоритмов, инструкций, рекомендаций или их частей.

  2. Отдельные положения методического характера
  3. Детальная разработка экономических механизмов, моделей, систем, программ, алгоритмов, критериев, показателей, формул для практического применения.

  4. Предложения по методике расчётов доходов, расходов, эффекта, резервов и т. д.
  5. Конкретные расчёты планов, прогнозов, нормативов, норм, резервов, эффекта и т. д., имеющих ценность для практики, на основе вновь предложенных методик.

Анализ хозяйственной практики

  1. Выявление передового опыта или существующих недостатков.
  2. Предложения по более широкому использованию прогрессивного опыта.
  3. Выводы о причинах недостатков и путях их устранения.
  4. Предложения по ликвидации нарушений установленных правил.
  5. Предложения по улучшению условий применения методических документов.

Элементы научной новизны, относящиеся ко 2-5 этапам решения проблемы

  1. Постановка частных теоретических или практических вопросов.
  2. Критика неверных позиций и решений.
  3. Обобщения, классификация и анализ имеющихся точек зрения.
  4. Применение оригинальных методов исследования

Разделение исследования на этапы для поиска научной новизны

Элементы научной новизны относятся к конкретным этапам исследования, которыми являются:

  1. Постановка исследуемой проблемы. Элементы научной новизны здесь связаны с постановкой и обоснованием проблемы, которая относится в целом к теме ВКР. Постановка частных вопросов даётся в соответствующих им разделах.
  2. Познание предмета исследований. Элементы научной новизны всесторонне раскрывают предмет исследования, но ещё не связаны с непосредственным решением проблемы, то есть с его методологией, методикой, практикой. Они являются теоретической основой для решения проблемы на последующих этапах исследования.
  3. Разработка методологии решения проблемы. Элементы научной новизны характеризуют принципиальные подходы к решению исследуемой проблемы, служат основой разработки методических документов, но ещё не имеют степени конкретности для использования в хозяйственной практике.
  4. Анализ хозяйственной практики. Элементы научной новизны связаны не с разработкой или совершенствованием методических документов, а с улучшением применения действующих методических рекомендаций в конкретных практических условиях.

О степени и характере элементов научной новизны

  1. Степень научной новизны отвечает на вопрос: является ли данный элемент научной новизны новым для теории и практики идеей (решением) или он представляет собой развитие известной в теории и практике идеи (решения).

  2. Характер новизны элемента научной новизны показывает, каким путём студент достиг данного элемента научной новизны:
    1. впервые сделал вывод, предложение
    2. дал дополнительное обоснование верности той или иной идеи (решения);
    3. распространил какую-то идею (решение) на новую сферу применения.
  3. Новые для теории и практики идеи и решения – это те, которые не были известны науке, их нельзя найти в опубликованных трудах, ведомственных документах, докладах институтов и организаций, материалах конференций, практике хозяйствования:
  4. Впервые сделанные выводы, разработки, предложения – это те, которые не имеют пока других вариантов решения исследуемой проблемы.
  5. Оригинальные, по сравнению с имеющимися, выводы и предложения означают, что в теории и на практике имеются другие попытки решения той или иной задачи, но диссертант предлагает лучшее, на его взгляд, решение задачи.

Разделение известных идей и решений

Развитие известных в теории и практике идей и решений подразделяется на:

  1. Дополнительное обоснование верности известных идей и решений, которое выражается в том, что студент доказывает верность той или иной дискуссионной идеи (решения) с помощью собственных оригинальных методов исследования и обобщений материалов практики, логических обоснований и т. п.
  2. Углубление, детализация, улучшение известных идей и решений, которое означает, что студент более конкретно, чем его предшественники раскрывает данную дискуссионную или признанную идею (решение) – глубже познаёт сущность явления, причины недостатков практики, подробнее даёт тот или иной экономический механизм и т. п.
  3. Распространение известных идей и решений на новые сферы их применения, которое заключается в том, что студент находит возможность более широкого использования той или иной признанной идеи (решения), «привязывает» эту идею (решение) к новой сфере применения с учётом её специфики.

При раскрытии элементов научной новизны в трёх последних случаях целесообразно сначала сформулировать ту идею (решение), которая развивается студентом, затем пояснить — является ли она дискуссионной или признанной и, наконец, раскрыть, в чём состоит развитие данной идеи (решения).

Научная новизна исследования

Научная новизна магистерской диссертации пример

Второй ступенью высшего образования является магистратура. Завершением обучения считается публичная защита выпускной работы, называемой магистерской диссертацией.

Это квалификационный труд, носящий исследовательский характер. В нем выпускник демонстрирует компетенции и приобретенные знания, способность самостоятельно доискиваться до общенаучных истин.

Магистерская диссертация считается успешной в том случае, если автор продемонстрирует навыки самостоятельного поиска в избранной области. В системе и практически проанализирует поставленную задачу, покажет научную новизну разработки.

В своем обсуждении магистрант анализирует теоретические и утилитарные проблемы, существующие в выбранной им области. В исследовании должны присутствовать элементы научного новаторства, тогда работу оценят положительно.

Что такое научная новизна исследования

Одной из составляющих квалификационного доклада служит научная новизна в исследовании, т.е. новая проблема, которая до этого не попадала в поле зрения, либо ее основательно не изучали.

ВКР основывается на изучении авторефератов, монографий, литературы авторитетных авторов. Основываясь на них, докладчик формирует свои умозаключения. В этом случае работа служит показателем научной новизны.

Новаторство состоит из следующих этапов: в защищаемом проекте докладчик разбирает, делает детальный обзор гипотез в обозначенной проблеме; указывает на доказанные предположения; аргументирует нужность использования нововведений или видоизмененных методов; предлагает новые постулаты.

В научном сообществе приняты уровни новаторства, состоящие из нескольких характеристик: детальность, т.е. конкретика, уточнение или дополнение, видоизменение (преобразование).

В защищаемой работе магистранта должны быть сформулированы новаторские положения, в которых имеются исследовательские элементы, еще не полностью освещенные в научных изысканиях, или существует трудность в их практическом применении. Актуальность выбранной тематики – одна из составляющих успеха.

По большому счету, задача любой ВКР – открытие таких решений в социально-экономической сфере, когда возможно использование новых или уже существующих методик, чтобы задачи в производственной или профессиональной деятельности удовлетворяли потребности общества.

Если все нужные условия научной новизны в диссертации соблюдены, то диссертационная разработка получит положительные отзывы.

Научная новизна магистерской диссертации. Особенности. Примеры

При защите ВКР перед автором стоит задача – аргументировано обосновать новшество своего исследования, его ценность как в теоретическом плане, так и в практическом применении в производственной сфере. Необходимо указать, чем отличается конкретная работа от других источников по взятой проблеме, сравнить существующие методы.

Следует помнить! Исследовательская ценность работы зависит от документального подтверждения или документа об авторском свидетельстве, обретенные в ходе самостоятельных изысканий. Именно они способствуют благополучной защите квалификационной работы.

По правилам, магистерские диссертации содержат признаки научной новизны:

  • если ранее объект не исследовался, то какова новизна в его применении;
  • методика использования уже применялась, но должны быть найдены иные пути применения;
  • применение нового методологического способа к объекту, который уже изучали;
  • задача в какой-либо области уже решена, но как ее применить в новых условиях;
  • новые выводы, сделанные на основе ранее отработанных методик, их применение в иных условиях;
  • магистрант должен предложить усовершенствованные способы в отработке непростых задач, пути их устранения.

Рассмотрим обоснованность научной новизны

Методика исследований требует тщательной проработки, иначе ее неверный выбор приведет к невысокой оценке качества проделанного изыскания, снизит результативность работы.

Процесс исследования подразделяют на:

  • Общенаучные, т.е. идет сравнение данных из многих материалов с другими основополагающими науками. Сюда включают анализ, синтез, дедукцию, аналогию и пр.

Анализ в дипломном обзоре предполагает исследовать предмет или описываемое явление по совокупности их признаков и свойств для того, чтобы детализировать его более достоверно.

Синтез соединяет разрозненные отличительные черты, особенности и признаки объекта в одно целое с тем, чтобы более подробно их изучить.

При дедукции процесс о явлении или предмете строится, опираясь на большое количество мелких деталей.

При аналогии судят об однотипности предметов и явлений по определенным качествам.

  • Специальные, применимые в конкретных сферах, например, моделирование. Это когда предмет/явление, существующие на самом деле, магистрант переносит в специально созданную модель (подобие). Метод моделирования важен при проектировании новейших технологий.

Для того чтобы отработка выбранной темы стала более качественной, применяют комплекс методов, также приветствуется сочетание различных методик. В качестве примера можно привести совмещение тестпроверки и моделирования.

Результаты, основанные на синтезе нескольких методик, изучаются не по отдельности, а в общности, т.е. во взаимосвязи. Обработанные сведения должны соответствовать друг другу. В ходе деятельности получаются промежуточные результаты. Автор должен их дополнить, связать воедино в логическую цепочку. Свое предположение он подводит к общему результату.

Магистрант должен понимать, с какой целью он выбирает тот или иной метод. При написании дипломного доклада недопустим неосознанный и случайный выбор методов.

Наглядная информация полученных результатов еще один из положительных моментов логически завершенной работы, влияющих на положительное заключение комиссии.

Диссертант на презентации должен не только показать высокие познания, но и оформить полученное исследование, проиллюстрировав его дополнительными материалами.

Это графики, диаграммы, таблицы, а также фото- и видеоматериалы, слайд-кадры, смонтированные видеоролики. Наглядный материал выстраивают на интерактивных досках.

Компьютерные возможности, используемые в работе, акцентируют внимание на терминах, определениях.

Слайды подойдут для того, чтобы лучше отобразить основные положения. Это могут быть таблицы, рисунки, формулы.

Совет! Применяйте крупный шрифт, чтобы читаемость представленного материала была высока.

Все демонстрируемые материалы используют как наглядный аргумент. Они должны быть красочными и подтверждать основную мысль проделанной работы. Не рекомендуется воспроизводить несколько текстов на одном слайде либо на кадре видеопросмотра.

Не забывайте, что наглядная презентация только дополняет основной научный труд.

Научная значимость и научная новизна исследуемой проблемы

Под научной значимостью понимается, в какие проблемы, направления вносятся изменения, как решить актуальные задачи в теоретическом материале и на практике. В дальнейшем выводы диссертационного исследования могут быть использованы в научных разработках.

Магистрант поднимает те проблемы, которые до этого не разбирались или изучены не в полном объеме. За основу работы берутся труды ученых и признанных специалистов.

Недостаточно претенденту на степень магистра ограничиваться изложением одной точки зрения, пусть она и принадлежит большинству ученых. Необходимо указать многовариантность суждений по поводу исследуемой проблемы.

В этом случае автор повысит качество своего доклада.

Квалификация автора будет оценена по достоинству, если он методологически обосновал востребованность работы на всех этапах своей исследовательской программы. Обработанные данные всесторонне и глубоко анализируются и найдут применение в принятой концепции.

Под этим понимается, что тема освещается под разными ракурсами, признанных в науке. Вдобавок автор приводит новые доказательства, полученные на основе своих данных, как их применить в современных реалиях.

Значимым проект будет считаться в том случае, если автор сформулировал и научно доказал результативность своего исследования, а при применении его разработки будут достигнуты новые или улучшенные результаты.

Работа будет принята и оценена с точки зрения научной и практической новизны, если докладчик при ее написании обосновал и доказал, основываясь на теоретические выкладки, формулы и определения, что углубил понимание сущности обозначенной проблемы.

При защите работы при формировании элементов новизны следует отталкиваться от следующего: что реально обнаружено и систематизировано во время изысканий.

В понятие «научная новизна» входит:

  • новый предмет/явление исследования;
  • использование уже проверенного метода по отношению к новому предмету изучения;
  • на основе изученных научных положений устанавливаются новые показатели;
  • в ходе исследования формируются ранее не употребленные или усовершенствованные практические и методические разработки по теме.

В теоретическом материале должно быть отражено, что полученные результаты/выводы имеют принципиальное отличие от уже существующих.

Актуальность магистерской диссертации и практическая значимость

Практическую значимость диссертационного исследования оценят по достоинству, если будет получен определенный эффект, выгода от применения объекта, перспективность использования его в дальнейшем с определенной целью. Автор должен видеть конечный практический результат своего исследования в будущем. Он должен решить проблему в области общественной деятельности на современном этапе.

Автор доказывает, что поднятая им проблема требует ее разрешения, ее необходимо исследовать. Свои выводы он подкрепляет примерами из научных обзоров при изучении первоисточников и приводит доказательную базу, что его исследование найдет практическое применение в обозримом будущем.

Важно! В работе указываются не только положительные примеры об использовании объекта, также должны содержаться отрицательные факты или опыт в сфере применения. При сопоставлении всех полученных результатов исследователь вырабатывает свою концепцию видения проблемы и находит пути ее разрешения.

Чем отличается научная новизна от положений, выносимых на защиту

Научная новизна заключается в том, что, основываясь на уже имеющихся в науке данных, выявляются ранее досконально не изученные вопросы в определенной сфере и находятся пути их разрешения.

Положения, которые выносят на защиту, это те подтвержденные истины или знания, приобретенные в ходе изучения определенной темы. До этого они не были представлены в научном сообществе.

Магистерская диссертация – это возможность для автора показать и доказать свою состоятельность, свой уровень квалификации, умение самому проводить научный поиск и решать назначенные задачи.

Как написать введение к диссертации (пример и образец)

Научная новизна магистерской диссертации пример

Для того чтобы правильно написать важнейший раздел диссертационной работы, необходимо понимать какую цель преследует написание данного пункта.

Целью введения является предоставление читателю основных характеристик о работе. Для диссертационной работы введение является «выжимкой» из всего проведенного исследования. В нем отражена вся суть исследования, его цель, способы, с помощью которых эта цель достигалась и полученные конечные результаты.

Хорошо составленное введение может создать положительное впечатление работе и скрыть ее слабые моменты. Часто бывает обратная ситуация – проведено глубокое исследование, работа выполнена отлично, но соискатель не может должным образом отразить свои результаты во введении.

Как писать введение к диссертации

Небольшие советы о том, как грамотно подойти к написанию введения.

Введение к диссертации пишется после завершения основной части. После прочтения введения читателю должно быть ясно, что нового привнесло в науку данное исследование. Введение необходимо кропотливо шлифовать до безупречного состояния. Наиболее ответственно следует подойти к формулировке научных результатов и их новизны.

Перед написанием введения стоит изучить авторефераты диссертаций, которые ранее были защищены в том же диссертационном совете. Обратите внимание на то, какие фразы, речевые обороты принято использовать при формулировке цели исследования и его результатов. При написании степени разработанности не лишним будет упомянуть имена членов комиссии, которые внесли вклад в развитие этой темы.

Структура введения диссертации

Не все соискатели знают, что писать в той или иной части введения. Мы привели общепринятую структуру введения к диссертационной работе и описали суть каждого раздела.

Актуальность темы исследования

Введение диссертационной работы начинается с обоснования актуальности исследуемой проблемы.

Выбор темы должен аргументироваться потребностью науки в разрешении конкретного вопроса и социальной потребностью во внедрении новых научных знаний в практику.

Необходимо доказать, что ранее подобных исследований не проводилось, убедительно изложить факты, обосновывающие важность решения проблемы в настоящий момент времени.

Одним из подходов при написании актуальности является путь от общего к частному. Сначала дается краткое описание всей отрасли в целом, указываются ключевые проблемные моменты в ней, и выявляется наиболее важная проблема.

Не следует обосновывать актуальность всего научного направления. Аргументы следует приводить только по конкретной теме.

Отличным вариантом обоснования актуальности является обнаружение противоречий в существующих теориях, а также несоответствий между потребностью практики и предлагаемыми подходами решения проблемы.

Степень изученности проблемы

Глубина и степень изученности темы исследования выявляется путем краткого обзора литературы.

Диссертант представляет читателю систематизированный список работ, в которых отражен вклад ученых в исследуемую тему и послуживших основой для исследования.

Логический вывод, следующий из критического анализа этих источников – недостаточность раскрытия темы. Соискатель показывает свое умение работать со специальной литературой, анализировать ее, оценивать, выделять главное.

Следует с осторожностью использовать утверждения о первенстве соискателя в исследовании данной области. Такое заключение может быть сформировано только на основе очень тщательного, кропотливого, всестороннего и глубокого изучения литературных источников.

Цель и задачи исследования

Цель исследования – это конечный результат, к которому стремится исследователь. Распространенной ошибкой является подмена главной цели множеством частных целей. В таком случае трудно оценить степень достижения главной цели. Она тесно коррелирует с темой исследования и отражает главную проблему. Цель должна быть сформулирована лаконично, четко и ясно.

Цель достигается посредством решения задач. глав диссертации определяется на основании поставленных задач исследования. Задачи следует формулировать четко, ясно и логически последовательно. Формулируя задачи, можно использовать следующие слова: «выявить», «проанализировать», «раскрыть сущность», «изучить».

Объект и предмет исследования

Объект исследования и его предмет взаимосвязаны как общее и частное. Объект – это процесс, который инициировал проблему, требующую решения. Предмет – это локальная сторона объекта, на которую нацелено внимание исследователя. Предмет тесно связан или даже совпадает с темой диссертации.

Методологическая основа исследования

Перечисление методов научного познания, применяемых при осуществлении исследования, является неотъемлемым элементом введения. Использование в диссертации каких-либо методов следует аргументировать. Это позволит оценить достоверность результатов, подтвердить кругозор соискателя и его умения верно осуществлять выбор методов научного познания.

Гипотеза исследования в диссертации

Гипотеза – основная научная идея диссертации, предположение Ее формулировка во введении не является обязательной и указывается по желанию соискателя.

Гипотеза в диссертации является способом достижения главной цели. Выдвигая научное предположение, исследователь определяет направления, в которых он будет двигаться.

В процессе работы над диссертацией гипотеза подтверждается или опровергается.

Научная новизна исследования

Научная новизна – признак, подтверждающий уникальность проведенного исследования. Это может быть новая методика, изобретенная соискателем или модифицированная в соответствии с целью диссертации, новое понятие, сформулированное автором, новый эксперимент, определение генезиса развития отрасли, выявление закономерностей.

Научную новизну предпочтительно формулировать по следующей схеме:

  1. Что сделано? В начале предложения лаконично описывается, что нового сделано в диссертации. Для этого можно использовать следующие фразы: «обоснован подход…», «разработана типология…», «разработана концепция…», «дополнено понятие…», «модифицирована методика…».
  2. Чем отличается? Далее следует указать на отличие указанного элемента новизны от предыдущих знаний. Для этого можно применить фразы «отличающаяся от ранее разработанных…», «в отличие от известных подходов…».
  3. Что позволит достигнуть? В конце формулировки новизны следует указать на ожидаемый эффект от новых разработок. Здесь будут уместны таки фразы как: «позволило повысить…», «способствовало развитию…».

Основные результаты, полученные в процессе исследования и выносимые на защиту

Часто основные научные результаты путают с новизной и пишут в этих пунктах одно и то же, только разными словами. Это не совсем верно. Положениями, выносимыми на защиту, являются части выдвинутого научного предположения, которые были подтверждены. В свою очередь, результаты, полученные в ходе исследования и выносимые на защиту, должны обладать научной новизной.

Обоснованность и достоверность научных результатов

Обосновать и подтвердить достоверность результатов можно следующим:

  • учет всех факторов при использовании математической модели;
  • использование в расчетах реальных данных;
  • патентами;
  • внедрение результатов в практику;
  • комплексным подходом к исследованию;
  • репрезентативностью выборки;
  • публикацией выводов;
  • адекватность методов познания целям и задачам;
  • всесторонний анализ литературных источников по теме исследования.

Практическая значимость полученных результатов

В этом разделе необходимо привести результаты, которые имеют ценность для практики.

Применение итогов диссертации может подтверждаться актом внедрения, где обозначаются конкретные разработки, полученные в процессе исследования и использованные в производстве. Практическое применение результатов подтверждается включением их в различные программы и прогнозы развития, нормативные документы, методики, учебно-методическую литературу.

Апробация результатов исследования

Под апробацией результатов диссертационного исследования понимается их представление на конференциях, симпозиумах, семинарах, обсуждение на кафедре, публикация и другие пути представления результатов работы на суд научной общественности.

Публикации по теме исследования

В этой части введения должно быть указано количество научных статей в журналах и сборниках, монографий по теме исследования.

Требования ВАК к введению и заключению диссертации

Процесс написания диссертации и подготовки ее к защите во многом регламентируется ВАК. Есть ли такие требования к оформлению введения к диссертации?

Высшая аттестационная комиссия не регламентирует введение и заключение диссертационной работы. Однако в каждом диссертационном совете есть свои устоявшиеся «традиции» по оформлению введения. Поэтому желательно ориентироваться на требования, предъявляемые советом, в котором планируется защита диссертации.

Введение диссертации: образец

Как написать введение к диссертации (образец)

Скачать образец введения к диссертации

Научная новизна исследования: примеры, методы исследования в магистерской диссертации

Научная новизна магистерской диссертации пример
Успешная защита магистерской диссертации является основанием присвоения академической степени магистра, свидетельствующей об уровне образования выпускника образовательного учреждения.

Магистерская диссертация отличается от выпускной квалификационной работы бакалавра тщательнейшим теоретическим и практическим анализом исследуемых вопросов, а также научной новизной исследования.

Значимость новизны трудно переоценить – в своем проекте магистрант не только анализирует сложившуюся практику и разработанность изучаемого вопроса, но и выносит на обсуждение имеющиеся теоретические и практические проблемы современного состояния изучаемой темы

Однако, чтобы проект магистранта получил положительную оценку, необходимо отличать элементы научной новизны исследования.

Определение новизны результатов исследования сформулировано учеными на основе определенных признаков, которые должны быть характерны для выпускной квалификационной работы, написанной в форме магистерской диссертации.

Недостаточно изучить авторефераты и монографии признанных научных авторитетов и на их основе сформулировать свои выводы. ВКР должна иметь признаки научной новизны.

Проект магистранта должен отличаться новаторством в исследуемой тематике, автор анализирует и обобщает имеющиеся явления и тенденции в рассматриваемом вопросе, выдвигает обоснованные гипотезы, положения, обосновывает необходимость применения новых или модификацию существующих методов управления, прогнозирования, планирования, выносит на обсуждение новые определения

Учеными также выделены уровни новизны, которые состоят из трех дефиниций – конкретизация, дополнение, преобразование.

При выборе тематики необходимо помнить, что для написания работы, цель которой – формулирование новаторских  положений – необходимо изучение теоретических и практических вопросов, представляющих исследовательский интерес, недостаточно освещенных в науке либо имеющих проблемы применения на практике. Также нельзя забывать и про актуальность выбранной темы.

Таким образом, в глобальном смысле цель практически любой ВКР – отыскание новых способов решения социально-экономических проблем, которые заключаются в применении новых или существующих оптимизированных методик и методологий достижения поставленных задач в производственных и не связанных с производством сферах деятельности, имеющих значение для успешного развития общества.

Таковы необходимые элементы научной новизны магистерской диссертации, которыми должен обладать диссертационный проект магистранта.

Автор сможет доказать научную новизну результатов своего исследования, если им на защите ВКР убедительно и последовательно будет раскрыта научная ценность его проекта в теории, а также действительная необходимость применения выводов исследования на практике.

Важно!Необходимо отметить, что наиболее весомым аргументом в пользу исследовательской ценности, представленных на защиту гипотез магистранта, является патент или авторское свидетельство на новеллы в рассматриваемой проблематике, которые автор получил на основании его личных изысканий. 

Такие свидетельства новизны считаются  априори неоспоримыми и обладают определенной значимостью в разрезе  необходимости успешной защиты диссертации.

Но и в случае отсутствия столь серьезного подспорья в работе, возможно ограничиться четкой и серьезной аргументацией новизны результатов и их практической значимости.

Как правило, в магистерских диссертациях количество признаков научной новизны должно быть не менее двух. К ним относят:

  • неизученный ранее объект исследования; в чем состоит новизна;
  • применение ранее использовавшихся методов к новому объекту исследования;
  • применение нового метода к ранее изученному объекту исследования;
  • постановку уже изученных проблем или задач в новых условиях;
  • новые следствия из ранее изученных  фактов в новых условиях;
  • новые или усовершенствованные методологии, методы решения, методики, средства.

Пример обоснования научной новизны приведен в следующей таблице.

Методы исследования в магистерской диссертации

О выборе методов изысканий следует написать отдельно. Зачастую неправильный выбор методов изысканий влечет низкую оценку качества полученных результатов.

Необходимо помнить, что методы исследований могут быть общенаучными, характерными для любой отрасли науки (анализ, синтез, дедукция и др.

) либо специальными, применяемыми в конкретных сферах (к примеру, в экономике – моделирование).

Примером качественного исследования выбранной темы является применение нескольких методов в комплексе. Различные формы получения данных также приветствуются

Например, в психологии или экономике практикуется сочетание тестирования и моделирования. Результаты подобных форм, примененных в рамках одного исследования, необходимо изучать и исследовать во взаимосвязи.

Полученные данные не должны противоречить друг другу.

Автор в ходе исследований получает промежуточные результаты, которые должны дополнять и связывать друг друга в логической последовательности,  подтверждать выдвинутую гипотезу автора и приводят к конечному общему результату работы магистранта.

Своеобразной «страховкой» от низкой оценки качества работы является наглядная презентация полученных результатов в виде слайд-шоу, смонтированных видеороликов, построенных на интерактивных досках графиков и диаграмм.

Совет! Подобные демонстрации должны отличаться красочностью, а также наглядностью выводов выпускной квалификационной работы.

Совет! Для удобства восприятия не следует писать большое количество текста на слайде либо смонтированных кадрах видеосюжета. 

Помните, что презентация является лишь дополнением к научно обоснованным формулировкам и определениям, раскрытым в работе.

Чем отличается научная новизна от положений, выносимых на защиту

Научная новизна диссертации – это, скорее, характеризующая составляющая проведенного исследования, определяющая новаторский характер данных, полученных в ходе написания работы.

Положения, выносимые на защиту  – это, собственно и есть те новые, достоверно установленные факты или знания, полученные в ходе исследования, проведенного в рамках диссертации, ранее не известные науке.

Магистерская диссертация является первой ступенькой студента в мир открытий в сфере науки, следующая по значимости работа – кандидатская диссертация.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос. Интересует содержание признаков научной новизны.

Ответ. Существуют следующие признаки научной новизны: 

1. Модель, механизм, структура. Новизну модели могут характеризовать следующие признаки (в отдельности или в сочетании):

1.1.Блоки и их элементы, из которых состоит модель (механизм).

1.2. Взаимосвязь блоков и элементов модели (механизма). Связи могут быть известными, могут быть новыми. Новизна взаимосвязей блоков и элементов при наличии нового положительного эффекта способствует тому, что предложения автора диссертации буду признаны действительно новыми.

1.3. Особенности исполнения блоков и элементов. Можно встретить модели (механизмы) с одинаковыми блоками и элементами. Тем не менее, их не всегда можно назвать идентичными, поскольку одни и те же блоки и их элементы могут иметь свои конструктивные особенности. Раскрытие особенностей конструктивного исполнения предложенной авторской модели может являться признаком новизны.

1.4.Соотношение размеров блоков и элементов. Необычное значение, либо соотношение размеров, объемов, обеспечивающее новый положительный эффект, также могут быть предметом новизны.

1.5.Применение по новому назначению. Известные механизмы могут найти новое применение, не вытекающее из своего широко известного первоначального назначения.

2. Методика. В отличие от модели (устройства, структуры) методика является способом осуществления каких-либо действий, являя собой некий технологический процесс, характеризуемый следующими новыми признаками:

2.1. Действия и операции, из которых состоит методика. Соискатель может ввести в известную методику новые операции, обеспечивающие положительный эффект, либо предложить новую совокупность операций.

2.2. Последовательность действий. Изменение последовательности действий может повлечь за собой новый положительный эффект.

2.3. Режим проведения действий, операций. В методике могут быть заданы условия и режимы осуществления действий, которые являются новыми и обеспечивают достижение заявляемых целей и положительного эффекта.

2.4. Материалы, вещества, условия, механизмы, инструменты и приспособления, участвующие в технологическом процессе.

3. Концепция(система подходов или сложившихся взглядов на что-либо, точка зрения). Признаками новизны могут обладать следующие решения:

3.1. Отказ от одних взглядов и поворот к иной точке зрения.

3.2. Развитие известных взглядов.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.