Нагрузка на повара в школьной столовой
Крик души повара школьной столовой: некоторые сбегают через пару дней
Выпускницы белорусских колледжей распределились в школьные столовые, и едва смогли выдержать несколько месяцев: они жалуются на настоящую травлю коллег, смешные заработки, суровый режим и не только, сообщает Sputnik Беларусь.
Фото носит иллюстративный характер / из открытых источников
Молодой повар Ольга (имя героини изменено – Sputnik) побывала во время распределения в столовых нескольких столичных школ. Она делится: работать на Комбинате школьного питания весьма непросто – деньги смешные, а “темпы безумные”: по факту рабочих часов чуть ли не вдвое больше, чем в табеле.
Другая собеседница агентства, Кристина (также предпочла изменить свое имя), отработала в школьной столовой ровно столько, сколько положено, и сбежала в один из популярных столичных фастфуд-ресторанов. Здесь тоже несладко, зато куда проще ужиться с коллегами, да и платят лучше.
Молодые специалисты, работники столовых в столичных школах и детсадах, пожаловались корреспонденту Sputnik – на невыносимых коллег, отсутствие приличной практики, зарплату, совсем не соразмерную нагрузке, и многое другое… Слово героям.
Ольга: беременную (!) заставили тащить бак компота в 50 литров
Я училась в 221-м, моя специальность звучала как “Повар четвертого разряда, повар детского питания”.
Вообще сперва я поступила в педуниверситет, на этом настояли родители; а я совсем не хотела там учиться, так что вскоре забрала документы.
Дальше выбирала между поваром и парикмахером; на собеседовании с директором колледжа сказала: “Хочу, чтобы муж и дети вкусно кушали”. Так все и началось.
Ольга вспоминает, как ее, беременную, заставили тащить бак с компотом, который весил 50 кгПредполагалось, что мне придется отработать год. Место отработки можно было выбрать, никого насильно никуда не отправляли: приноси запрос и делов. Я свой получила в школе во время последней практики.
А потом забеременела, тогда и возникли проблемы: сперва мне говорили, что нигде нет мест; после все думали, куда на эти несколько месяцев меня такую деть. В итоге заведения я меняла буквально каждый месяц.
Была одна школа, в которой я едва выдержала недели две – потому что там была тетка, которая меня (беременную!) заставляла бак компота в 50 литров брать за полотенце и тянуть на раздачу. Я после этого на сохранении в больнице оказалась. Так что, как и везде, очень многое зависит от людей.
В табеле семь часов, по факту все 12
Многие молодые повара (я бы сказала, большинство) отрабатывают на Комбинате школьного питания. Так вот, на КШП сложно работать. Причем и в больших школах, и в маленьких. И зарплата, понятное дело, не отличается: примерно 600 рублей. Сложно представить, как на такие деньги можно прилично жить, особенно если надо снимать жилье.
В школе, где я работала, учились полторы тысячи ребят. При таком количестве учащихся в день отдается больше трех тысяч порций. Проходимость большая, и кроме накрытия детям, приходится еще отпускать обеды с раздачи, продавать покупные блюда в кафе при столовой. В общем, темп в КШП дикий, в кафе работать куда проще.
График тоже безумный. В табеле стоят стандартные семь часов, но фактически выходит вот как: вечером в школу привезли курицу, значит, за ночь она разморозится, и в столовую надо идти к пяти часам утра, а работать до 5-6 часов вечера. И все это время повар на ногах. И так пять дней в неделю. И, конечно, никто не доплачивает за переработку.
Что входит в обязанности? Готовка. Булочками или фруктами мы кормим школьников только на полдник.
В остальном повара работают в кондитерском цеху, с выпечкой (пекут, например, сосиски в тесте), в горячем цеху (варят супы и каши, жарят котлеты), в холодном цеху (нарезают салаты), в мясном (делают фарши и лепят котлеты). По два человека на каждый цех, только с тестом и салатами обычно работают по одному.
С молодыми специалистами в столовой не церемонятся
На 1500 учеников трудится всего шестеро поваров. Порой, когда обеды проходят с разницей в 15 минут, на раздачу приходится идти всем вместе – едва стол освободился, идешь и накрываешь его снова.
К молодым – без сочувствия
Когда я только пришла, успевала закончить работу только с одним столом, пока люди накрывали два. И в школьной столовой молодого специалиста никто не обхаживает и не жалеет. Даже наоборот, давят, я бы сказала: типа ты еще не “въехал”, не знаешь раскладок, а потому еще не успел разогнаться, путаешься и делаешь все дольше коллег – а тебя третируют.
Вот и получается: и так волнуешься, спешишь, а тебя еще и подгоняют все и каждый, кто-то раздражается, и все валится из рук – морально тяжело. Есть такие коллеги, которые просто не дают работать: однажды я проходила практику в детском саду, где на кухне всем заправляла вредная бабулька, которая позволяла мне только хлеб нарезать.
Кстати, утверждения, что работники столовых растаскивают продукты, – давно не правда. Работая в школьной столовой, всегда можешь поесть – дети во многом привередливы, иногда порцию даже вилкой не ковыряют.
Но если брать что-то домой со школьной кухни, строго накажут. У нас ходили рассказы про соседнюю школу: там, мол, прямо к крыльцу подъезжала машина и забирала таких работников.
Так что все недоеденное действительно утилизируют.
Некоторые повара и два дня не выдерживают – сбегают
Была еще одна школа, знакомая мне по отработке: туда мне удалось попасть потому, что повар сбежал. К слову, это не редкость: на моих глазах за пару месяцев (срок с февраля до конца мая) сменилось два или три повара; одни работали по три дня, других хватало на месяц – и до свидания.
Потому что просто не выдерживали такой работы, тяжело и морально, и физически. Кухня – такое место, где общение бывает похуже, чем на стройке. Чтобы надолго задержаться в школьной столовой, надо иметь к этому гигантское желание, а еще непременно быть очень стрессоустойчивым человеком.
За это время успела поработать еще в детсаду и в одном из минских универсамов. В последнем с людьми и нагрузкой было в целом неплохо, зато раз в две недели (или месяц, если повезет) поднималась вверх через решетки канализация, потому что стоки забиты были.
Иногда повару школьной столовой приходится работать на смежных участках
Кристина: молодых специалистов всюду “вышвыривают”
У меня и от обучения в колледже воспоминания не самые радужные, не говоря уже о практиках и распределении. Поступила я после 11-го класса; действительно люблю готовить – думала, что смогу связать с этим жизнь. В итоге в профессии разочаровалась настолько, что не пошла доучиваться.
Практики тоже были такие себе – больше всего не нравилось, что постоянно менялись места работы: никому не нужны молодые специалисты.
Все ведь ждут опытных поваров! Откуда им только взяться, если новичкам не дают руку набивать и отовсюду их “вышвыривают”? Обидно, когда тебе нравится место, но тебя – молодого – не хотят там держать.
И платить тебе никто не готов столько, сколько “полноценному”.
Отработать после учебы должна была год. Попала в обычную школу, где влиться молодому специалисту помогают весьма условно и только в самом начале пути. После начинается нервотрепка: поначалу я косячила (как все люди), и мои старшие товарищи ошибки непременно встречали криком.Я ранимый человек и реагирую на все довольно остро, так что слез было море. Всегда недоумевала: почему же мне не хотят помочь? Я бы, напротив, направляла новеньких. А мне старшие повара порой просто не объясняли устройства того или иного процесса, а потом ругали за то, что я не угадала, действуя по наитию.
Сплетни и моральная травля – норма
Многие преимущественно женские коллективы славны сплетнями. Так вот, в школьной столовой они просто жуткие – все всех обсуждают, обзванивают друг дружку, делятся, передают – и меня пытались втянуть. Просто ужасно.
Давление от “стариков” на молодых специалистов есть. К примеру, мои коллеги очень любили поддевать меня, напоминая, что платят мне столько же, сколько другим поварам (несмотря на то, что я вроде как до них не дотягиваю). А как-то раз коллеги докладную на меня написали – за опоздания, которых не было.
Было так: большинство людей приходили в пять тридцать утра (мол, успеть переодеться, подготовиться), а в шесть начинали работать; мне было удобнее приходить за пять минут до официального начала рабочего дня. Фактически трудиться мы начинали в одно и то же время. Но меня гнобили: бесились, что спят меньше на полчаса. В итоге докладную подписала вся кухня, меня лишили части зарплаты.
В ресторане быстрого питания все оказалось куда честнее, чем в школьной столовой
Ушла в фастфуд-ресторан и не пожалела
Мне платили 600 рублей – особо не проживешь на такие деньги. Так что я дождалась окончания распределения и сразу ушла (хотя коллеги предостерегали – никто, мол, не возьмет меня на другую работу). В итоге устроилась на кухню в фастфуд-ресторан, мне тут нравится больше, так что в ближайшие годы останусь.
Я считаю, что распределение (как и определение на практику) происходит несправедливо. Кому-то везет отрабатывать и набивать руку в кафе или отеле, где молодые специалисты готовят разные блюда, занимаются сервировкой – “прокачиваются”, что называется. Остальные в это время пашут в школе или детсаду. Это нечестно.
Все должны быть в одинаковых условиях. Но нет – все зависит от скорости поднятия руки, “кто успел, тот и съел”. Разве это честно?
Должностная инструкция повара столовой
Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции повара столовой, образец 2021/2021 года. Не забывайте, каждая инструкция повара столовой выдается на руки под расписку.
На сайте hr-portal представлена типовая информация о знаниях, которыми должен обладать повар столовой. Об обязанностях, правах и ответственности.
Данный материал входит в огромную библиотеку должностных инструкций нашего сайта, которая обновляется ежедневно.
1. Общие положения
1. Повар столовой относится к категории специалистов.
2. На должность повара столовой принимаются лица не моложе 18 лет, имеющие профессиональное среднее или высшее образование по специальности «Повар», «Организация общественного питания», прошедшие медицинское осмотр, санитарно-гигиеническое обучение, инструктажи по охране труда и технике безопасности, стажировку на рабочем месте в течение 5 рабочих смен.
3. Повар столовой назначается и освобождается от занимаемой должности приказом руководителя по представлению шеф-повара или заведующего производством в соответствии с действующим законодательством.
4. Повар столовой подчиняется непосредственно шеф-повару, заведующему производством.
5. На время отсутствия повара столовой (командировка, отпуск, болезнь) его обязанности выполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
6. Повар столовой в установленном порядке выполняет возложенные на него обязанности как непосредственно, так и во взаимодействии с соответствующими структурными подразделениями и специалистами по вопросам выполняемой работы.
7. Повар столовой в своей работе руководствуется:
7.1. нормативными правовыми актами и материалами, касающимися организации питания;
7.2. приказами (распоряжениями) руководителя, заместителя руководителя, заведующего производством, шеф-повара или лицами их заменяющими;
7.3. Правилами внутреннего трудового распорядка
7.4. настоящей должностной инструкцией.
8. Повар столовой должен знать:
8.1 нормативные правовые акты, другие нормативные документы и материалы, касающиеся организации питания;
8.2. санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
8.3. основы рационального питания;
8.4. характеристику и биологическую ценность различных пищевых продуктов, их виды, свойства и кулинарное назначение;8.5. признаки и органолептические методы определения доброкачественности продуктов;
8.6. сроки хранения и реализации сырой и готовой продукции, полуфабрикатов;
8.7. правила, приемы и последовательность выполнения операций по подготовке продуктов к тепловой обработке;
8.8. рецептуру, технологию приготовления блюд, требования к качеству, правила комплектации, сроки и условия хранения блюд;
8.9. режим и продолжительность тепловой обработки и других процессов варки, жарки, припускания, выпечки;
8.10. нормы соотношения и последовательности закладки сырья;
8.11. правила пользования таблицей замены продуктов;
8.12. устройство и принцип работы, обслуживаемого механизированного, теплового, холодильного и другого оборудования, правила его эксплуатации и уход за ним;
8.13. правила использования весоизмерительных приборов;
8.14. правила личной гигиены;
8.15. правила раздачи пищи;
8.16. правила внутреннего трудового распорядка;
8.17. требования по технике безопасности и противопожарной охране.
1. Повар столовой обязан:
1.1. являться на работу строго согласно утвержденному графику работы;
1.2. обеспечивать подготовку рабочего места к началу рабочего дня;
1.3. обеспечивать доброкачественное приготовление пищи;
1.4. строго соблюдать технологический процесс согласно утвержденной рецептуре;
1.5. соблюдать правила товарного соседства и ротации продуктов;
1.6. выполнять вспомогательные работы при приготовлении блюд и кулинарных изделий;
1.7. перебирать зелень, плоды, удалять дефектные экземпляры, посторонние примеси;
1.8. очищать картофель, овощи, фрукты, ягоды и другие плоды до и после их мойки с помощью ножей, различных приспособлений;
1.9. размораживать рыбу, птицу, мясо; потрошит рыбу, птицу; разделывать сельдь и обрабатывать субпродукты;
1.10. осуществлять закладку продуктов в последовательности, учитывающей продолжительность их приготовления;1.11. отпускать готовые блюда строго по чекам;
1.12. вечером предыдущего дня подготавливать продукцию на следующий день;
1.13. соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями;
1.14. по окончании рабочего дня приводить рабочее место в порядок, мыть плиты, стойки.
1.15. выполнять разовые поручения администрации, связанные с производственными процессами;
1.16. уметь пользоваться оборудованием и следить за его сохранностью;
1.17. строго соблюдать установленную продолжительность рабочего времени;
1.18. не допускать действий, мешающих другим работникам выполнять трудовые обязанности;
1.19. в случае возникновения нештатных ситуаций своевременно ставить в известность администрацию;
1.20. проходить в установленном порядке предварительные и периодические медицинские осмотры, санитарно-гигиеническое обучение;
1.21. не допускать употребление алкогольных, наркотических или токсических веществ во время работы и в не рабочее время на территории учреждения дошкольного образования.
2. В области охраны труда повар столовой обязан:
2.1. соблюдать требования по охране труда, а также правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях;2.2. использовать и правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
2.3. проходить в установленном законодательством порядке медицинские осмотры, подготовку (обучение), переподготовку, стажировку, инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний по вопросам охраны труда;
2.4. немедленно сообщать нанимателю о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работающих и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве, оказывать содействие нанимателю по принятию мер для оказания необходимой помощи потерпевшим и доставки их в организацию здравоохранения;
2.5. исполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством по охране труда;
2.6. выполнять нормы и обязательства, инструкции по охране труда, предусмотренные коллективным договором, соглашением, трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными обязанностями;
2.7. в случае отсутствия средств индивидуальной защиты немедленно уведомлять об этом непосредственного руководителя;
2.8. оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья.
Повару столовой запрещено:
— оставлять рабочее место без разрешения непосредственного руководителя;
— курить, употреблять спиртные напитки, иные наркотические или токсические вещества на территории учреждения;
— на рабочем месте принимать пищу, жевать жевательную резинку, заниматься личными делами, грубить сотрудникам и посетителям;
— подключать любые нагревательные приборы, чайники, кипятильники или иные устройства без согласования с администрацией.
3. Права повара столовой
1. Повар столовой имеет право на:
1.1. обеспечение необходимым для работы оборудованием;
1.2. обеспечение спецодеждой;
1.3. устранение неполадок инвентаря, оборудования необходимого для работы;
1.4. создание безопасных условий труда на рабочем месте;
1.5. внесение предложений по улучшению организации рационального питания;
1.6. пользование социальными льготами предусмотренными коллективным договором учреждения.
Организация питания в школе: особенности, требования и контроль
Организация питания в школе является важнейшей частью качественного образования детей.
Для учеников начальных, средних и старших классов ввиду их повышенной активности на уроках и переменах требуется большое количество питательных веществ.
И такие значительные энергетические затраты должны компенсироваться соответствующими горячими блюдами, ежедневно подаваемыми в образовательных учреждениях. Каковы же основные характеристики, особенности и требования к школьному питанию?
С положением об организации питания в школе можно ознакомиться подробно на официальном сайте учебного заведения или непосредственно у руководства школы.
Основные пункты положения
1. Положение и приказы устанавливаются каждым образовательным учреждением на неопределенный срок и распространяются на всех учащихся.
2. Положением гарантируется высокое качество и безопасность питания для школьника, а также удовлетворение основных потребностей его организма.
3. В каждом образовательном учреждении должен быть организован пищевой блок (столовая, буфет) для полноценного питания учащихся.
4. Рацион и режим питания должен разрабатываться согласно всем эпидемиологическим требованиям.5. Гигиенические показатели продуктов должным соответствовать нормам Санитарно-Эпидемиологической Станции.
6. Горячее питание организовывается для каждого класса с учетом учебного режима школьников. Столы в пищевом блоке заранее накрываются.
7. Контроль питания в школе осуществляется уполномоченным лицом (лицами).
Рекомендации по организации процесса изложены в приказе об организации питания в школе, который утвердили в 2012 году Минздравсоцразвития и Минобрнауки России.
Что должно включать в себя горячее питание в школе
Калорийность, энергетическая ценность и содержание витаминов в школьном питании должны полностью соответствовать потребностям подрастающего организма. Поэтому организация питания в школе должна предоставлять учащимся первый и второй прием пищи, а также несколько перекусов.
Завтрак
Основным является горячее блюдо. Чаще всего школьникам предлагается молочная каша, творожная запеканка или омлет с различными добавками. В некоторых образовательных учреждениях также подаются мучные изделия: блины из пшеничной муки с вареньем или сметаной, оладьи, сырники. Размер порции должен соответствовать физиологическим потребностям учащихся.
Также завтрак должен содержать какую-либо закуску. Это может быть:
- бутерброд с колбасой, маслом или сыром;
- фруктовый или овощной салат;
- кондитерское изделие.
Обязателен напиток (какао с молоком, горячий чай, кисель или компот).
Обед
Школьный обед содержит большее количество блюд и может быть намного разнообразней завтрака. Учащимся также должна быть предложена закуска, причем в данном случае предпочтительнее всего легкий овощной салат, возбуждающий аппетит.
Классический школьный обед должен состоять из двух блюд (не считая салата): первого и второго. На первое предлагается горячее жидкое блюдо (борщ, суп любого вида, щи, рассольник). На второе блюдо мясное или рыбное, либо из птицы.
В качестве гарнира может быть использована рисовая, гречневая, кукурузная каша, макароны различных сортов, картофель или картофельное пюре, овощное рагу. Часто в порцию добавляется подливка. Школьный обед также должен содержать горячий или холодный напиток: компот, кисель, чай.
К горячим блюдам предлагается пшеничный или ржаной хлеб.
Полдник
Учащимся, находящимся в школе после обеда (дополнительные занятия, секции, кружки) может быть также предложен полдник, состоящий из кондитерского изделия без добавления крема и напитка (молоко, кефир, питьевой йогурт, фруктовый или овощной сок, кисель).
Основные требования к школьному питанию
- Организация горячего питания в школе должна обеспечивать полную безопасность предлагаемых продуктов.
- Рацион питания учащихся должен формироваться заранее, на 20-30 дней вперед.
- Рацион питания различных возрастных групп (7-11 лет и 12-18 лет) должен составляться отдельно с учетом требуемой питательности и калорийности продуктов.
- Продукты должны проходить необходимую термическую обработку.
- Недельный рацион питания должен быть разнообразным, однако возможно его повторение в конкретные дни недели (пятничное меню, субботнее меню и т. д.).
- Блюда рекомендуется готовить непосредственно перед приемом пищи, не следует готовить продукты заранее или хранить их в холодильной камере.
- Питание в общеобразовательных учреждениях должно быть доступным для учащихся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, то есть следует отдать предпочтение таким способам приготовления продуктов, как варка, тушение, приготовление на пару или в духовке.
- Настоящий рацион питания должен соответствовать составленному меню, однако при надобности допускается замена блюд другими, равноценными им по питательности и энергетической ценности.
- Ежедневное меню может быть представлено учащимся для ознакомления, его следует вывесить перед входом в пищевой блок или непосредственно в нем.
- Прием продовольствия от поставщиков должен сопровождаться получением необходимых документов, свидетельствующих о качестве и безопасности продукции.
- Транспортировка продуктов в учебные заведения должна соответствовать санитарным требованиям.
- На территории школ возможна организация дополнительных пищевых блоков: буфетов для свободного выбора учащимися пищевых продуктов и их приобретения.
Требования к сотрудникам пищевого блока
- Необходимо постоянно носить специальную одежду (халат, фартук), головной убор и рабочую обувь.
- Рабочая одежда и обувь должны содержаться сотрудниками в чистоте.
- Верхняя одежда и уличная обувь оставляется в специальном помещении для персонала.
- Сотрудники обязаны хорошо мыть руки и стричь ногти (запрещено наносить лак).
- Запрещается курить или обедать на рабочем месте.
- О перенесенных и сопутствующих заболеваниях необходимо сообщать руководству.
- Каждый сотрудник пищевого блока обязан иметь должную квалификацию и необходимые документы.
Проверка организации питания в школах
Каковы же основные аспекты производственного контроля? Контроль за организацией питания в школе осуществляется на постоянной основе.
1. Контроль осуществляется уполномоченными лицами, занимающими определенную должность в органах, занимающихся санитарно-эпидемиологическим регулированием питания.
2. Вышеупомянутым лицом (лицами) осуществляется контроль за соблюдением санитарных норм и за своевременным проведением необходимых профилактических мероприятий.
3. Проверка организации питания в школах осуществляется планово, по заранее установленным программам.
4. Уполномоченным лицом проверяется документация общеобразовательного учреждения и официально оформленные результаты лабораторных исследований.
5. Также обязательной проверке подвергается соблюдение гигиенических санитарных норм сотрудниками пищевого блока (обязательно наличие медицинской шапочки, перчаток, соответствующей формы).
6. Результаты проведенного контроля должны быть переданы руководству учебного заведения и при необходимости сообщены родителям учащихся.
Требования к организации питания в школе
- В общеобразовательном учреждении должен располагаться комбинат школьного питания или специальное отделение в пищевом блоке, в котором осуществляется хранение и приготовление пищевых продуктов.
- Размеры помещения, число посадочных мест, а также набор посуды и столовых приборов должны соответствовать количеству учащихся в школе.
- Для питания должны быть организованы столовые или блоки в основном здании школы или в пристроенном к ней помещении.
- Склады для хранения продуктов нужно размещать на первом этаже здания.
- Учащиеся школ не имеют права присутствовать в производственных помещениях пищевого блока.
- К предварительному накрытию столов можно привлекать учеников средней школы (старше 14 лет).
Выполнение вышеуказанных требований регулируется законом об организации питания в школах. Статья 37 Закона об Образовании содержит все нормативные акты по данному вопросу.
План организации питания в школе
Учащиеся школ также должны получать образование, связанное с формированием их рациона питания.
В связи с такой необходимостью в общеобразовательных учреждениях проводятся массовые мероприятия, классные часы и профилактические беседы с учащимися на тему правильного и здорового питания.
Перед началом каждой учебной четверти (полугодия) разрабатывается план организации питания в школе. Основной частью его разработки является составление качественного меню и планирование поставки необходимой продукции в школу. Также составляется предварительный список мероприятий.
Например, с учениками начальной школы (1-4 класс) можно провести интересное мероприятие на тему “День правильного питания” или “Жизнь сладкоежек”.Для учеников 5-9 классов можно устроить классный час по следующим темам: “Кто такие валеологи?”, “Правильное питание в школе” или “Зачем соблюдать диету?”
А для учащихся старшей школы (10-11 класс) можно устроить анкетирование “Мое питание” или круглый стол по темам: “Мы – то, что мы едим” или “Что такое быстрая еда, или почему не стоит следовать современной моде?”
Питание в школах разных стран
В заключении данной статьи хотелось бы познакомить вас с рационом питания учащихся иностранных школ. Каждое государство имеет национальные блюда и особенные пищевые привычки. Организация питания учащихся школ – актуальная задача для руководства всех развитых стран мира.
США
На данном фото изображен обычный завтрак учеников американских школ. Он состоит из зеленого горошка, куриных наггетсов с кетчупом и картофельным пюре, овсяного печенья с шоколадной крошкой и фруктового желе. По степени питательности он не уступает российскому завтраку, однако является гораздо менее полезным и сбалансированным.
Франция
Французский завтрак можно считать действительно здоровым. В нем присутствуют овощи, фрукты, сыр и богатое белками отварное мясо.
Италия
Школьный завтрак в Италии значительно отличается от других. По фотографии можно определить государство, даже не владея конкретной информацией. Мы видим традиционную итальянскую пасту, запеченную рыбу, багет, салаты и виноград. Такой завтрак очень сбалансирован и полезен, поэтому с уверенностью можно сказать, что ученики итальянских школ получают нужное количество питательных веществ.
Греция
Греческий завтрак состоит из отварной курицы, особого сорта макарон (орзо), свежих фруктов и овощей и натурального йогурта. Данный завтрак полезен, питателен и насыщен витаминами и минеральными веществами.
Украина
Завтрак украинских школьников сочетает в себе закуску, основное блюдо и десерт. В качестве закуски учащимся предлагается овощной салат, основным блюдом является рис с сосисками, а на десерт – блин с вареньем. Такой полноценный завтрак может с легкостью заменить обед.
Бразилия
Бразильский завтрак отличается достаточно большим объемом порций. Также в его состав входят особенные продукты, характерные для жителей Южной Америки. Так, школьный завтрак содержит в себе бразильский рис с бобами, несколько видов салатов, цельнозерновой хлеб и традиционный жареный банан.
Горячее питания в образовательных учреждениях должно быть полноценным и сбалансированным, а также полезным, чтобы как можно меньшее количество школьников получало такие серьезные заболевания, как гастрит, панкреатит, гастродуоденит, хеликобактериоз или даже язва. Ведь в школьные годы важно оставаться здоровым, активным и способным получать качественное образование. Именно поэтому организация питания детей в школе является основой формирования интеллектуального потенциала учащихся и здорового образа жизни.
Источник
О штатных нормативах работников кухонь и столовых лечебно-профилактических учреждений (с изменениями на 23 сентября 1983 года), приказ минздрава ссср от 18 июня 1981 года №664
(с изменениями на 23 сентября 1983 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минздрава СССР от 23 сентября 1983 года N 1134.
____________________________________________________________________
На основании Постановления Совета Министров СССР от 17.07.68 N 548:
1.
Утверждаю:
1.
1. Штатные нормативы работников кухонь и столовых лечебно-профилактических учреждений согласно приложению.
1.
2. Раздел “Персонал кухонь” или “Персонал кухонь и столовых” действующих штатных нормативов лечебно-профилактических учреждений соответственно в редакции:
1.
2.1. “Должности служащих и профессии рабочих кухонь устанавливаются по действующим штатным нормативам работников указанных подразделений”.
1.
2.2. “Должности служащих и профессии рабочих кухонь и столовых устанавливаются по действующим штатным нормативам работников указанных подразделений”.
2. Приказываю:
2.1. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, Президенту Академии медицинских наук СССР, начальникам главных управлений и управлений Министерства здравоохранения СССР, заведующим (начальникам) отделов (управлений) здравоохранения, руководителям учреждений союзного подчинения:
2.1.1. Устанавливать штаты работников кухонь и столовых лечебно-профилактических учреждений согласно штатным нормативам, утвержденным настоящим приказом, в пределах плана и бюджета здравоохранения.
2.1.2. Размножить настоящий приказ в необходимом количестве и довести его до каждого заинтересованного руководителя учреждения.
2.2. Считать утратившим силу Приложение N 1 к Приказу Министра здравоохранения СССР от 12.10.64 N 547.
Приложение. Штатные нормативы работников кухонь и столовых лечебно-профилактических учреждений
Приложениек Приказу МЗ СССР
от 18 июня 1981 года N 664
(с изменениями на 23 сентября 1983 года)
N п/п | Наименование должности служащего (профессии рабочего) | Наименования учреждений | Количество должностей |
I. Персонал кухонь | |||
1. 1. | Шеф-повар | ||
1. 1.1. | Больничные учреждения и диспансеры (кроме противотуберкулезных), родильные дома | 1 должность в учреждениях на 400 и более коек | |
1. 1.2. | Туберкулезные больницы и противотуберкулезные диспансеры | 1 должность в учреждениях на 150 и более коек | |
1. 1.3. | Детские санатории | 1 должность в учреждениях на 125 и более коек | |
1. 2. | Повар | ||
1. 2.1. | Больничные учреждения и диспансеры (кроме туберкулезных и противотуберкулезных), родильные дома | 1 единица в учреждениях до 30 коек;2 единицы в учреждениях от 35 до 95 коек;3 единицы в учреждениях от 100 до 240 коек;4 единицы в учреждениях от 250 до 490 коек;5 единиц в учреждениях на 500 коек;в учреждениях свыше 500 коек – 5 единиц и дополнительно 1 единица на каждые 100 коек (сверх 500) | |
1. 2.2. | Туберкулезные больницы и противотуберкулезные диспансеры | 2 единицы в учреждениях до 70 коек;3 единицы в учрежде ниях от 75 до 190 коек;4 единицы в учреждениях от 200 до 290 коек;5 единиц в учреждениях на 300 коек;в учреждениях свыше 300 коек – 5 единиц и дополнительно 1 единица на каждые 100 коек (сверх 300)При обеспечении питанием больных санатория-профилактория учитываются его койки | |
1. 2.3. | Детские санатории | 2 единицы в учреждениях до 95 коек и от 125 до 190 коек;3 единицы в учреждениях от 100 до 120 коек и от 200 до 250 коек;в учреждениях свыше 250 коек – 3 единицы и дополнительно 1 единица на каждые 50 коек (сверх 250) | |
1. 2.4. | Станции переливания крови | 1 единица на учреждение | |
1. 2.5. | Детские ясли | 1 единица в учреждениях до 40 мест;2 единицы в учреждениях от 45 до 75 мест; 3 единицы в учреждениях от 80 до 200 мест; | |
в учреждениях свыше 200 мест – 3 единицы и дополнительно 1 единица на каждые 50 мест (сверх 200) | |||
1. 2.6. | Дома ребенка | 2 единицы в учреждениях до 80 коек;2,5 единицы в учреждениях свыше 80 до 100 коек;в учреждениях свыше 100 коек-2,5 единицы и дополнительно 0,5 единицы на каждые 50 коек (сверх 100) | |
1. 3. | Чистильщик плодоовощей и картофеля, мойщик посуды, кухонный | ||
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минздрава СССР от 23 сентября 1983 года N 1134. | |||
1. 3.1. |
| Из расчета 1 единица указанных профессий рабочих суммарно на:- 50 коек в учреждениях до 490 коек, но не менее 1 единицы;- 55 коек в учреждениях на 500 и более коек, но не менее 10 единиц | |
1. 3.2. | Туберкулезные больницы и противотуберкулезные диспансеры | Из расчета 1 единица указанных профессий рабочих суммарно на:- 30 коек в учреждениях до 140 коек; – 35 коек в учреждениях от 150 до 190 коек, но не менее 4,5 единиц;- 40 коек в учреждениях от 200 до 290 коек, но не менее 5,5 единиц;- 45 коек в учреждениях от 300 до 490 коек, но не менее 7 единиц;- 50 коек в учреждениях на 500 и более коек, но не менее 11 единиц.При обеспечении питанием больных санатория-профилактория учитываются его койки | |
1. 3.3. | Детские санатории | Из расчета 1 единица указанных профессий рабочих суммарно на 45 коек, но не менее 2 единиц | |
1. 3.4. | Станции переливания крови | 1 единица указанных профессий рабочих суммарно в учреждениях III категории;2 единицы в учреждениях I и II категории | |
1. 3.5. | Детские ясли | 1 единица в учреждениях до 40 мест и от 80 до 110 мест;0,5 единицы в учреждениях от 45 до 75 мест;2 единицы в учреждениях от 120 до 150 мест;3 единицы в учреждениях на 160 и более мест | |
1. 3.6. | Дома ребенка | 0,5 единицы в учреждениях свыше 50 до 65 коек; 1 единица до 80 коек;2 единицы в учреждениях свыше 80 до 100 коек; | |
в учреждениях свыше 100 коек – 2 единицы и дополнительно 1 единица на каждые 50 коек (сверх 100) | |||
2. Персонал кухонь и столовых | |||
2.1. | Шеф-повар | Госпитали для инвалидов Отечественной войны, санатории | 1 должность в учреждениях на 100 и более коек |
2.2. | Повар | ||
2.2.1. | Госпитали для инвалидов Отечественной войны |
| |
2.2.2. | Санатории | 2 единицы в учреждениях до 70 коек;3 единицы в учреждениях от 75 до 140 коек;4 единицы в учреждениях на 150 коек;в учреждениях свыше 150 коек – 4 единицы и дополнительно 1 единица на каждые 50 коек (сверх 150) | |
В санаториях для больных с заболеваниями органов пище варения с числом коек от 125 до 200 дополнительно устанавливается 0,5 единицы, а в санаториях с числом свыше 200 – 1 единица | |||
2.3. | Чистильщик плодоовощей и картофеля, мойщик посуды, кухонный | ||
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минздрава СССР от 23 сентября 1983 года N 1134. | |||
2.3.1. | Госпитали для инвалидов Отечественной войны | Из расчета 1 единица указанных профессий рабочих суммарно на:- 45 коек в учреждениях от 100 до 290 коек;- 55 коек в учреждениях на 300 и более коек, но не менее 6 единиц | |
2.3.2. | Санатории | Из расчета 1 единица указанных профессий рабочих суммарно на: | |
– 25 коек в учреждениях до 95 коек;- 30 коек в учреждениях от 100 до 250 коек, но не менее 3,5 единиц;- на 50 коек в учреждениях свыше 250 коек, но не менее 8 единиц.В туберкулезных санаториях дополнительно устанавливается 1 единица на каждые 100 коек | |||
2.4. | Официант | ||
2.4.1. | Госпитали для инвалидов Отечественной войны | 2 единицы в учреждениях до 180 коек;3 единицы в учреждениях от 200 до 290 коек;4 единицы в учреждениях от 300 до 400 коек;в учреждениях свыше 400 коек – 4 единицы и дополнительно 1 единица на каждые 100 коек (сверх 400) | |
2.4.2. | Санатории | 3,5 единицы в учреждениях до 70 коек;4,5 единицы в учреждениях от 75 до 120 коек;5,5 единиц в учреждениях от 125 до 140 коек;7 единиц в учреждениях от 150 до 190 коек;10 единиц в учреждениях от 200 до 240 коек;13 единиц в учреждениях на 250 коек; в учреждениях свыше 250 коек – 13 единиц и дополнительно 1 единица на каждые 50 коек (сверх 250). | |
В туберкулезных санаториях дополнительно устанавливается:- 0,5 единицы в учреждениях до 140 коек;- 1 единица в учреждениях от 150 до 250 коек;- 2 единицы в учреждениях свыше 250 коек. | |||
2.5. | Сестра-хозяйка столовой | Санатории | 1 единица в столовой учреждения на 100 коек и более |
2.6. | Пекарь | Санатории | При условии выпечки хлеба в собственной пекарне:из расчета 1 единица на 100 коек |
Примечания.
1.
С разрешения министров здравоохранения союзных и автономных республик, руководителей (начальников, заведующих) краевых, областных и городских (городов республиканского – союзной республики – подчинения) органов здравоохранения в пределах численности должностей (единиц), предусмотренной настоящими штатными нормативами, может вводиться 1 должность заместителя шеф-повара в учреждениях с количеством коек 1000 и более.
2. По усмотрению органов здравоохранения по подчиненности учреждений может сохраняться численность рабочих, превышающая количество их единиц, полагающееся по настоящим штатным нормативам.
Редакция документа с учетомизменений и дополнений подготовлена
АО “Кодекс”