+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Методы психолого педагогической экспертизы образовательной среды в а ясвина

Методы психолого педагогической экспертизы образовательной среды в а ясвина

Методы психолого педагогической экспертизы образовательной среды в а ясвина

  • Часть II. ЭКСПЕРТИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
  • _Ясвин В.А., Образовательная среда. Экспериментаторам рекомендуется. убеждать родителей в необходимости соблюдения права их ребенка на сохранение тайны личности, особенно если речь идет о старшеклассниках» (Дерябо, 1997, с. Методические рекомендации по диагностике, экспертизе, проектированию образовательной среды, а также методика тренинга для педагогов
  • Часть II. Экспертиза образовательной среды
  • Экспертиза образовательной среды внешкольного учебного заведения
  • Экспертиза образовательной среды вуза

Часть II. ЭКСПЕРТИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Метод экспертизы предусматривает осмысление специалистом всей совокупности разнообразных сведений, полученных им из самых различных источников. Первый этап экспертизы — это сбор так называемой фоновой информации. из 251

Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию — файл n1.doc

и убедить его на этой основе принять участие в исследовании.

Если тестирование проводится какой-либо организацией (например, школой), соответствует целям деятельности и на него получено осведомленное согласие обследуемого, то дополнительного разрешения на использование полученных данных внутри организации не требуется.

Но вот любые третьи лица (вне организации) могут получить доступ к данным исследования только при наличии отдельного специального согласия обследуемого.

Наиболее сложная ситуация возникает с допуском родителей к данным тестирования их детей. 16—17). Итоговый этап психолого-педагогической экспертизы образовательной среды —- это экспертное заключение, которое, как правило, состоит из

_Ясвин В.А., Образовательная среда.

Методические рекомендации по диагностике, экспертизе, проектированию образовательной среды, а также методика тренинга для педагогов

Типология и моделирование 15Метод типологизации образовательной средыТипология «воспитывающей среды» Януша КорчакаПроблема оптимальной организации мира человеческого детства была приоритетной для Корчака на протяжении всей его педагогической деятельности.

На основе многолетнего опыта собственной практической воспитательной работы и педагогических исследований им была предложена типология «воспитывающей среды», которая носит, на наш взгляд, эвристический характер и может рассматриваться в качестве методологической основы для предполагаемого

_Ясвин В.А., Образовательная среда. Методические рекомендации по диагностике, экспертизе, проектированию образовательной среды, а также методика тренинга для педагогов

Именно реальную безграничность образовательной среды имел в виду А.С.Макаренко, когда писал: «Все воспитывает: обстоятельства, вещи, действия, поступки людей, иногда и совсем незнакомых.

Собственно воспитательный процесс является лишь одним из факторов, формирующих человека.оспитывает не только или не столько сам воспитатель, сколько среда, которая организуется наиболее выгодным об- 1Э2 Часть III.

Проектирование образовательной средыразом».

По отношению к педагогам и родителям можно констатировать своеобразный психологический феномен субъективной «зоны персональной

Часть II.

Экспертиза образовательной среды

Представляется принципиально важным выдвигаемое Слободчиковым положение, согласно которому само понятие образовательной среды определяется, прежде всего, профессионально-деятельностной, по существу управленческой, позицией, так как специфическим свойством образовательной среды является насыщенность ее образовательными ресурсами. Формирование, обогащение и распределение таких ресурсов есть предмет именно организационно-управленческой деятельности. Создание образовательных ресурсов, или, другими словами, организация развивающих возможностей образовательной среды, становится, таким образом, ключевой управленческо-педагогической задачей.

Чешский психолог М.Черноушек (1989) выделяет наряду с семейной средой («физическая и жилищная организация пространства, а также отношения между людьми, среди которых растет ребенок») и школьной средой («от яслей и садика до окончания средней школы и дальше»),

Ясвин В.А.

Образовательная среда: от моделирования к проектированию — файл n1.doc

Очевидно, что определенная образовательная среда может быть как эмоционально насыщенной, «яркой», так и эмоционально бедной, «сухой».

Каждый из нас, вспоминая свои школьные годы, может назвать соответствующие примеры. Скажем, учитель геометрии «Василий Василье- Г аеа IV.

Параметры экспертизы139 иЧ» который сдержанно поздоровавшись с классом, при-ыЧно склонялся над журналом, и, выяснив, «у кого на сегодня меньше всего оценок», вызывал этого учащегося к поске доказывать очередную теорему, задавал положенные вопросы, выставлял положенную оценку и, перейдя к доске объяснял положенный материал, — и так из урока в урок, из года в год. Образовательная среда на его уроках, безусловно, характеризуется низким показателем эмоциональности.

Экспертиза образовательной среды внешкольного учебного заведения

Благоразумие, доходящее до пассивности, одностороннего незамечания прав и правд, которых не передала традиция, не освятил авторитет, не закрепил механически шаблон поступков.

Догматом могут быть земля, костел, отчизна, добродетель и грех; могут быть: наука, общественно-политическая работа, богатство, борьба, а также Бог — Бог как герой, божок или кукла.

Не во что, а как веришь». В качестве примера организации догматической среды в наиболее ярко выраженной форме можно привести, прежде всего, монастырь и армию.

Безусловно, семья с крепкими религиозными традициями также формирует воспитывающую среду догматического типа.

Именно такая среда является основой психологической «обработки» адептов различных сектантских течений и группировок. Личность ребенка, воспитывающегося в догматической среде, характеризуется, прежде всего, высокой степенью пассивности, когда спокойствие трансформируется в отрешенность и апатию.

Аналитический обзор основных подходов к психологической экспертизе образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Экономика, организация, управление, планирование и прогнозирование образования»

Подрастающее поколение современной России активно учится, и это является позитивной и обнадеживающей тенденцией.

Люди осознали ценность образования для построения успешной карьеры и образа жизни, следовательно, общество должно получить реальную возможность оценивать качество образования.

Традиционная система оценки эффективности образования ориентировалась, прежде всего, на такой показатель успешности обучения, как отметки по предметам.

Однако в современном мире на первый план выходят показатели не столько обучения, сколько развития.

В психологическом отношении указанное изменение целей образования смещает акцент с преимущественного развития предметно-обусловленных познавательных способностей школьников на создание условий образовательной среды, необходимых для полифункцио-нального развития познавательной и личностной сферы школьника.

В первую очередь, его способности к рефлексивному и ответственному поведению, к произвольной регуляции своей познавательной и социальной активности.

Экспертиза образовательной среды вуза

В самом общем смысле «среда» понимается как окружение.

Чаще всего под окружающей человека средой подразумевается та или иная совокупность условий и влияний, окружающих человека.

При анализе системы «человек-среда» положение человека рассматривается как центральное. Среда человека охватывает комплекс природных и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей.

Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие, человек является одновременно и продуктом и творцом своей среды, которая дает ему физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие.

В мире вариативного образования

Книга содержит комплексный анализ образовательной среды, ее типов, влияния на формирование личности.

В нее включены конкретные методические рекомендации по диагностике, экспертизе, проектированию образовательной среды, а также методика тренинга для педагогов. Педагогам, школьным психологам, работникам системы образования, преподпавателям и студентам педагогических вузов. Каждый раз, когда берешь в руки новую книгу, вольно или невольно задаешься вопросом: «Кто ее автор?

Из какого пространства культуры он пришел?

Какие идеи, подходы, схемы анализа стали либо явными опорами исследования, либо архетипами личности исследователя?» Стоит попробовать во всем этом разобраться, и становится очевидным, что сам стиль мышления Витольда Альбертовича Левина рожден образовательной средой России последнего десятилетия. Имя этой среды, этого мира — мир вариативного образования.

Именно в этом мире автор прокладывает свой непростой путь от моделирования — к проектированию образовательных сред.

В промежутках между жирными чертами таблицы можно выбрать не более одного положительного и одного отрицательного фактора.

Если ни одно из утверждений в этом промежутке не подходит для анализируемого учебного заведения, то, естественно, ничего отмечать не следует.

2. Чтобы получить количественный показатель устойчивости необходимо суммировать с числом 10 все полученные положительные (не более 5) и отрицательные (не более 10) баллы. Например, получено +2,5 (положительных) балла и -4 (отрицательных) балла.

Устойчивость: 10 + 2,5 — 4 = 8,5 балла.

Часть II.

ЭКСПЕРТИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Переживание какой-нибудь ситуации, переживание какой-либо среды определяет то, какое будет иметь влияние эта ситуация или эта среда на ребенка. Л.С.Выготский Эксперт (от лат. expertus — опытный) — сведущее лицо, приглашаемое в спорных или трудных случаях.

Экспертиза как метод предполагает ориентацию прежде всего на компетентность и опыт специалиста-эксперта, личность которого и является главным «инструментом» исследования.

В этом заключается принципиальное отличие экспертизы от диагностики, которая основывается на соответствующей технико-методической оснащенности исследователя.

Если метод диагностики предполагает стремление к максимальной объективности результатов, путем методической нивелировки личности исследователя, то метод экспертизы органично включает субъективное мнение эксперта, обусловленное его профессиональной интуицией. Как подчеркивает А.У.Хараш: «.от эксперта ждут не

_Ясвин В.А., Образовательная среда.

Методические рекомендации по диагностике, экспертизе, проектированию образовательной среды, а также методика тренинга для педагогов

образование как особый исторический тип культурного содержания» (1996, с.

17). Используя в дальнейшем прилагательное «образовательная» в словосочетании «образовательная среда», мы будем придерживаться его значения, связанного с процессом специально организованного целенаправленного формирования личности по определенному образцу.При этом важно иметь в виду, что этот «образец» всегда носит социально обусловленный характер.

Как отмечает К.Д.Ушинский: «В основании особенной идеи воспитания у каждого народа лежит, конечно, особенная идея о человеке, о том, каков должен быть человек по понятиям народа в известный период народного развития. Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях» (1988, с.

228).Итак, под образовательной средой (или средой образования) мы будем понимать систему влияний и условий формирования

Психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды

 В статье рассматриваются результаты исследования методики векторного моделирования и определения качественных характеристик образовательной среды (по В. А. Ясвину). Показано, что результат диагностики может быть использован для анализа и коррекции развития образовательной среды.

Ключевые слова: образовательная среда, типология образовательной среды, векторное моделирование образовательной среды, экспертная оценка учащимися и учителями образовательной среды В процессе реформ последних лет ситуация в школьном образовании изменилась радикально.

В настоящее время экспериментирование в сфере начального и среднего образования представлено самыми разнообразными направлениями: авторскими программами и учебниками, уровневой дифференциацией учебного содержания и дифференциацией детей по способностям, инновационными педагогическими технологиями, индивидуальными и групповыми формами организации процесса обучения, изменением системы оценок и оценивания [1].

Читать книгу «Экспертиза и мониторинг образовательных условий в современной школе (сборник)» онлайн— Коллектив авторов — Страница 2 — MyBook

Методы психолого педагогической экспертизы образовательной среды в а ясвина

В ходе реализации проекта была сформулирована система личностно-профессиональных требований к экспертам-консультантам. Безусловно, данным требованиям в идеале должны соответствовать и руководители образовательных учреждений.

Формальные требования

1. Эксперт должен иметь базовое высшее образование в области педагогики, психологии, управления или социологии.

2. Иметь опыт работы в школе (не менее 3-х лет).

3. Пройти программу дополнительного профессионального образования в области системной экспертизы школьных организаций.

4. Пройти стажировку в сетевом проекте.

5. Иметь подготовленное им экспертное заключение по школе и программу развития данной школы, разработанную при его непосредственном участии.

6. Иметь рекомендации от руководителя программы дополнительного профессионального образования, а также руководителей стажировки.

Содержательные требования

1. Умение формулировать социальную миссию школы на основе осмысления сложившихся в ней реалий и представлений руководителей школы о перспективах ее развития.

2. Владение важнейшими экспертными методиками, такими как:

•методика построения организационно-образовательной модели школы;

•методика построения модели структурной организации школы;

•методика анализа развивающего потенциала образовательной программы школы;

•методика экспертизы школьной среды;

•методика диагностики организационной культуры школы;

•методика диагностики отношения к школе;

•методика диагностики толерантности субъектов образовательного процесса.

3. Умение статистически обрабатывать эмпирические данные и строить модели основных системных элементов школы.

4. Умение проводить сопоставительный анализ полученных моделей, выявлять рассогласования, определять приоритеты в преодолении данных рассогласований.

5. Умение проектировать нововведения в школьную организацию.

6. Умение разрабатывать программу развития школы и руководить творческой группой, осуществляющей такую разработку.

7. Умение консультировать коллектив по итогам экспертизы.

8. Умение проводить мониторинг качества образования в школе (в гуманитарном измерении).

9. Умение рефлексировать эффективность инноваций на основе мониторинга и осуществлять необходимую коррекцию программы развития школы.

Личностно-идеологические требования

1. Быть носителем и популяризатором гуманистических ценностей и приоритетов в школьном образовании.

2. Обладать системным мышлением – иметь «привычку» рассматривать частные проявления, «мелочи» и «детали» как проявления системных процессов, протекающих в школьной организации.

3. Обладать экспертным мышлением – рассматривать школьную реальность «отстраненным взглядом», быть «человеком из другого города», оставаясь включенным в школьную жизнь и заинтересованным в успехах и благополучии каждого субъекта образовательного процесса.

4. Обладать проектным мышлением – каждую проблему уметь превратить в комплекс организационно-управленческих задач и далее – в пошаговый путь выполнения этих задач.

5. Осознавать свою профессиональную миссию – служение интересам развития данной школы в гуманитарном плане и, соответственно, отстаивать интересы каждого субъекта образовательного процесса в данной школе.

Аттестация экспертов-консультантов проводится руководителями и ведущими специалистами сетевого проекта, в рамках которого осуществлялась стажировка кандидата, путем предварительного анализа представленных им экспертно-проектных разработок и личного собеседования.

Механизмы обучения специалистов и популяризации идей проекта

Основным механизмом обучения специалистов является реализация 240-часовой программы дополнительного профессионального образования «Системная экспертиза и мониторинг инновационного развития школьных организаций».

Стажировка в условиях школы является важным этапом подготовки экспертов после завершения ими образовательной программы и защиты выпускной работы. Такая стажировка осуществляется в условиях сетевого проекта. Каждый стажер становится экспертом-консультантом одной из школ, участвующих в сетевом проекте, под руководством одного из научных руководителей проекта.

Участие экспертов в семинарах, конференциях и конкурсах различного уровня также способствует росту их профессиональной компетентности и популяризации идей проекта. К наиболее значимым форумам, в которых активное участие принимали специалисты, получившие экспертную подготовку в рамках нашего сетевого проекта, могут быть отнесены:

1. Межрегиональная научно-практическая конференция «Опыт гуманитарной экспертизы образовательных сред» (г. Москва, 2007). Подготовлена и проведена управленческим советом нашей инновационной сети при участии ВСЕХ образовательных учреждений, участвующих в проекте.

2. Финальный тур конкурса «Лучшие школы России». В 2005 году его лауреатом стала ГОУ СОШ № 1188, а в 2008 году – ГОУ Лицей № 1550.

3. VII Международная научно-практическая конференция «Инновации и традиции в образовании: российский и европейский опыт» (г. Калининград, 2008). Выступление экспертов из ГОУ Гимназии № 1534.

4. IV Всероссийская конференция «Социально-экономическое развитие регионов России. Перспективы реализации проектов в приоритетных отраслях» (г. Москва, 2006). Доклад проф. В.А. Ясвина «Экспертиза и проект развития школы как условия ее инвестиционной привлекательности».

5. Всероссийская научно-практическая конференция «Ребенок в современном обществе» (г. Москва, 2007). Доклад проф. В.А. Ясвина «Мониторинг отношения к школе учащихся, педагогов и родителей».

В Институте психологии им. Л.С. Выготского РГГУ на кафедре проектирующей психологии для студентов в рамках учебного плана проводятся учебные курсы проф. В.А. Ясвина «Развивающая образовательная среда» и «Экспертиза образовательных программ», а также осуществляется индивидуальная подготовка молодых специалистов в рамках руководства дипломными и магистерскими работами.

Популяризация идей проекта осуществляется также путем ряда публикаций в различных научно-методических сборниках Департамента образования г. Москвы, журналах «Лидеры образования»и «Директор школы», проведением мастер-класса проф. В.А. Ясвина в интернет-портале «Pedsovet.ru», проведением семинаров под эгидой Московского центра качества образования и т.п.

Разработанный методический пакет

Методический пакет проекта представлен комплектом методической литературы, электронным методическим пособием и программами обучения и стажировки экспертов-консультантов.

Комплект методической литературы включает следующие книги и брошюры:

1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001.

2. Карпов В.А., Ясвин В.А. В поисках выхода из школьных лабиринтов. Развитие школьных образовательных систем: инновационный сетевой проект. М.: МЦ ЭПОС, 2003.

3. Карпов В.А., Ясвин В.А. Организационно-образовательная система современной школы: экспертиза и проектирование // Экспериментальное образовательное пространство города Москвы / Альбом по экспериментальной и инновационной деятельности Департамента образования города Москвы. М.: Пушкинский институт, 2005. С. 526 – 531.

4. Ясвин В.А., Рыбинская С.Н. Модель системной психолого-социальной экспертизы школы // Экспертиза в социальном мире: от знания к деятельности / Под ред. Г.В. Иванченко, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2006. С. 401 – 419.

5. Зотова Е.Б., Рыбинская С.Н., Ясвин В.А. Управление организационным развитием школы // Мастер-класс. Приложение к журналу «Методист». 2006. № 7. С. 2 – 9.

Электронное методическое пособие (на лазерном диске) включает следующие материалы:

1. Ясвин В.А. Методический комплекс для проведения системного мониторинга развития школьных организаций. 2006.

•Методика построения организационно-образовательных моделей школ (Л. де Калуве, Э. Маркс, М. Петри), доработанная и адаптированная нами к реальностям российского образования;

•Методика векторного моделирования и экспертизы образовательной среды (В.А. Ясвин);

•Методика анализа развивающего потенциала образовательной программы школы (В.А. Ясвин);

•Модель портфолио для педагогического персонала образовательных учреждений «Радуга педагогической компетентности» (В.А. Ясвин);

•Методика анализа организационной культуры (К. Камерон, Р. Куинн), адаптированная нами для анализа школьных организаций;

•Методика диагностики субъективного отношения к школе (В.А. Ясвин);

•Методика экспертного анализа толерантности (В.А. Ясвин).

2. Ясвин В.А. Аналитическая записка по итогам системного мониторинга образовательных учреждений. 2007.

3. Опыт проведения системной экспертизы и мониторинга в образовательных учреждениях. Методический сборник / Под ред. В.А. Ясвина, В.А. Карпова. 2008. (В данном сборнике представлены все образовательные учреждения инновационной сети и ряд партнеров из других регионов.)

Программа дополнительного профессионального образования «Системная экспертиза и мониторинг инновационного развития школьных организаций» включает следующие основные модули:

1. Тренинг межличностного и группового взаимодействия.

2. Ценности, смыслы и приоритеты школьного образования.

3. Качество школьного образования в гуманитарном измерении.

4. Системная экспертиза школьных организаций.

5. Школа как организационно-образовательная и социальная система.

6. Моделирование в процессе системной экспертизы школы.

7. Проектирование развития школьных организаций.

8. Управление развитием школьных организаций.

9. Консалтинг в сфере школьного образования.

10. Мониторинг организационного развития школы.

11. Выпускная экспертно-аналитическая работа.

Организация межшкольного экспертного сообщества как перспектива развития проекта

Очевидно, что достижение отдельными школами высоких образовательных целей, определенных федеральной и региональной образовательной политикой, возможно только на основе развития их образовательных систем (а также организационных и социальных).

Разработанная и успешно апробированная в рамках нашего проекта технология экспертно-аналитического управления инновационным развитием школьных организаций как раз позволяет проектировать и осуществлять их эволюционное развитие до уровня, удовлетворяющего современным требованиям.

Такое аналитически обоснованное развитие школьных организаций дает возможность поэтапно наполнять их системные элементы лучшими образцами образовательного опыта.

Представляется, что ядром реализации такого подхода может стать региональное экспертное сообщество, состоящее как из ученых и методистов, так и из представителей каждого образовательного учреждения, прошедших соответствующую подготовку и имеющих опыт реализации аналитических и проектных подходов в управлении инновационным развитием своих организаций.

Часть I. МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

В самом общем смысле «среда» понимается как окружение.

Наряду с термином «среда» активно используется еще целый ряд терминов, таких как «среда человека», «среда людей», «человеческая среда», «окружающая среда», «жизненная среда», «человеческое окружение» и др.

Среда человека охватывает комплекс природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей.

advokat-martov.ru

Так как школа находится в сельской местности обмен педагогами и учащимися не производится. В школе имеется полный набор необходимых методически и технически оснащенных специализированных помещений.

В школе множество кружков, секций, клубов по интересам, в которых каждый учащийся может заниматься совершенно бесплатно. Используя в дальнейшем прилагательное «образовательная» в словосочетании «образовательная среда», мы будем придерживаться его значения, связанного с процессом специально организованного целенаправленного формирования личности по определенному образцу.

Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях» (1988, с.

Новые учебные курсы обеспечиваются за счет дополнительной нагрузки педагогов, которые самостоятельно осваивают их методику и структуру, что снижает качество образования.

Таким образом, согласно анализу параметров образовательной среды и методике векторного моделирования можно сделать вывод, что МБОУ «Емецкая средняя школа имени Н.М.

Рубцова» можно отнести к карьерной образовательной среде. Данная среда способствует развитию активности, но и зависимости ребенка.

Можно сказать, что в данной школе учениками ресурсы среды используются интенсивно, но не так активно как в творческой среде.

Ц║⌠!5┘V┘p┬ЖSы#Em]жn+╡ч&▓цхUЭVШтpшT╔i╙ьiК\╔В HE╔LМК9.X╨eB_i`CgГ~=щ≈·ъиё3Ъ╣eGБЯI[ПбАяWВ≈G╥┌ ╛фЭ~jE╢┴г╬~I╟│G╥@╙╪aЬ,2h!Tcвm╜Ъ╙Oп▄k1├╥/o│f;╡Йс4▐’ 8Й┴$╚аЛ╡`Ф-Zф╖;}yивОC]╢Ф}∙Ц╜╪≥*╥}╘г╘╚ЁЬМсЛ■,пb▒╖б.QБ╙⌠~╛ЩQwсK▌╚╗p├╨KE@∙┴gьZяю╡НУT├дr╔{р╢·)

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.