Как называется налог который платили церкви на руси
Как называется налог который платили церкви на руси
А источником существования приходских священников стал десятипроцентный налог, которым облагались землевладельцы.
По мере того как страна из номинально крещеной превращалась в фактически христианскую, прихожане стали активнее участвовать в содержании своего священника.
Однако появление нового источника доходов не улучшило, а ухудшило положение приходского духовенства, поскольку помощь князя становилась все менее регулярной, а нередко сводилась на нет.
Для обеспечения своей семьи сельскому батюшке приходилось не только совершать богослужение, но и работать на земле. Его материальное положение было немногим выше, чем у крестьянина. Земли, впоследствии ставшие основным ее богатством, Русская Церковь приобрела благодаря людям, которые меньше всего думали о стяжании чего-нибудь материального.
Основатели монастырей не рассчитывали, что их детище со временем превратится в центр хозяйственной жизни.
Советник
Легкость обложения преследовала далеко идущие политические цели. Северяне, ранее платившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивления дружине Олега.
Это обложение оказалось для них легче, чем во времена зависимости от хазар. Об этом узнали радимичи, жившие на берегах реки Сожи, и без сопротивления стали уплачивать дань киевскому князю, защитившему их от хазар.
Последним они платили по два шляга от рала, а теперь стали платить по одному шлягу. Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею.
Какие налоги платит церковь в России? Платит ли церковь налоги в России?
Себестоимость свечей и цена изделий в церкви существенно разнятся. Розничная стоимость превышает во много раз расходы на изготовление.Патриарх Кирилл на последнем собрании сообщил о том, что РПЦ содержит 34,5 тыс.
храмов и 293 епархий. Каждый месяц пожертвования в церкви переводятся в епархию.
От таких взносов освобождаются (на некоторое время) только объекты, которые находятся в процессе восстановления или строительства.
Сборы пожертвований производятся главным епископом каждой церкви.
В свою очередь он лично ведет отчет для патриархии.Около трех миллионов рублей составляет ежемесячный доход храмов в России.Бухгалтерия РПЦ ведется по такому принципу: после службы вскрывается коробка с пожертвованиями от прихожан, которые передаются в церковную казну.
Исторический дискуссионный клуб
В 1480 г.
Размер сохи был в разных местностях неодинаков и зависел от качества земли. Так, новгородская соха равнялась 1/10 сохи московской.
Для монастырей и церквей размер сохи значительно снижался по сравнению с сохой боярской, еще ниже он был для крестьян. Для жителей городов и посадов размер сохи определялся количеством дворов определенного достатка.
В 1679 г. вместо сохи единицей прямого обложения стал двор.
Главным источником взимания косвенных налогов стали таможенные пошлины и винные откупа.
На таможне с каждого рубля от стоимости ввозимой или вывозимой вещи брали семь денег, а с пуда — четыре деньги.
Налоги Древней и средневековой Руси
Последним они платили по два шляга от рала, а теперь стали платить по одному шлягу.
Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя Игоря (?—945).
По свидетельству Н.М. Карамзина, Игорь забыл, что умеренность есть добродетель власти, и обременил древлян тягостным налогом. А получив его, вернулся требовать новой дани. Древляне не стерпели «двойного налогообложения», и князь был убит.
Известно в Древней Руси было и поземельное обложение.
Платит ли церковь налоги в России: ответ специалиста
Перечислим основные пункты, из которых складывается прибыль религиозной организации:
- продажа книг и религиозной атибутики;
- передача ряда объектов церкви в ;
- пожертвования верующих за требы, поминовения;
- доход от деятельности коммерческих церковных организаций;
- продажа свечей;
- «кружечный» сбор после службы;
- пожертвования меценатов, спонсоров;
- поступления из госбюджета РФ.
Говоря о том, какие налоги платит церковь в России, нужно обязательно коснуться тех платежей, от которых религиозная организация освобождена или же которые отчисляет казне в льготном порядке. Первым делом обратим внимание на НДС — приведем список того, что продажа непосредственно церковью дает ей право не уплачивать госказне этот 18%-й налог:
- Предметы религиозного поклонения: иконы, статуи, жертвенники, голгофы и т.д., а также элементы, которые составляют с ними неделимое целое: покровы, иконные рамы, ризы и т.
advokat-martov.ru
По всей видимости, это слово происходит от монгольского «тамга» — деньги.
У таможника имелся помощник, именовавшийся мытником. Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440—1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси.
И вот архиерейские дома, соборные храмы, а особенно иноческие обители стали получать обширные имения с селами, соляными варницами, рыболовецкими промыслами. Иной монастырь владел колоссальной областью.
Притом распорядиться земельными владениями монашеская обитель сплошь и рядом могла гораздо лучше, нежели светский вотчинник. По своей
Система налогообложения Российской империи
Средняя налоговая ставка колебалась между 1/4к.
и 17к. с десятины в зависимости от месторасположения. Например, для Архангельской губернии была предусмотрена низшая ставка, для Курской — высшая. К имущественным налогам также можно отнести налог на недвижимую собственность в городах, посадах, местечках России.
Он появился в 1863 г. Объектом налогообложения являлись дома и все другие виды недвижимого имущества, приносящего доход. К имущественным налогам относился налог на доходы с денежных капиталов.
Взыскание его производилось с лиц, не ведущих самостоятельной предпринимательской деятельности, а получавших ренту от вкладов в банковские учреждения или ценные бумаги. Этот налог был установлен в 1885 г. в размере 5 % от полученных доходов.
Последним налогом, который относился к прямым имущественным налогам, являлся промысловый налог. Огромную роль в системе налогообложения играли косвенные налоги, к которым относились акцизы.
Налоги в истории государства Российского
К сожалению, мудрость князя Олега в налоговых вопросах не передалась его преемнику — князю Игорю (?— 945).
Он ввел для одного из своих подданных племен — древлян — налог куда более тяжкий, чем при Олеге.
Более того, уже получив дань, он решил, что ему ее мало, и вернулся к древлянам за дополнительной данью. Такое двукратное требование дани возмутило древлян, и они восстали и убили князя Игоря.
Как называется налог который платили церкви на руси жить хорошо
Кроме того, привыкшие к порядку шведы, часто рассматривают крещение и венчание в церкви как традицию и обязанность, символ принадлежности к государству (частью которого до 2000 года и была Церковь Швеции), а не к церкви.[8] Из-за этого Церковь Швеции часто называют «церковью неверующих» — только 15% её членов верят в Иисуса Христа [9].
Церковный налог с неверующих, отказ от церковного налога[править | править код]
В некоторых странах налог с неопределившихся по поводу конфессии налогоплательщиков берут в пользу государства (на культурные, гуманитарные программы или на содержание памятников культуры и кладбищ) или в пользу основной (государственной) религии или распределяют между всеми конфессиями пропорционально доле определившихся с конфессией налогоплательщиков.
Однако есть как минимум два пути, на которых может произойти частичное возрождение церковной десятины.
Во-первых, десятину может платить актив приходских общин — в обмен на право получать полный отчет о расходе этих денег и влиять на то, как они будут израсходованы.
В число подакцизных товаров входил сахар. К концу XIX в. сахарный акциз взимался в размере 1 р.75 к. с пуда сахара. Если открывались рафинадные или свеклосахарные рафинадные заводы, то уплачивался сбор в размере 5 р. с каждой тысячи пудов изготовленного или рафинированного сахара. Готовая сахарная продукция подлежала взвешиванию, каждая упаковка регистрировалась в специальных книгах.
Вес упаковки составлял не менее 5 пудов, каждая партия сахара снабжалась накладной. С 1895 г. правительство установило строгий контроль за производством сахара.
К продукции, подлежащей обложению акцизом, относилось производство и реализация табачных изделий.Последний вид продукции, производство и продажа которого находились под пристальным вниманием государства, были спиртные напитки. В XVIII в.
Прикамье. Но в России соли по-прежнему не хватало и ее продолжали ввозить из-за границы, как и все сколько-нибудь важные и сложные предметы домашнего обихода и военного снаряжения.
Когда при Петре I особенно были нужны деньги для войны со Швецией, когда происходило переустройство армии, формировались новые полки, строился балтийский флот и весь народ был мобилизован на труд в принудительном порядке, тогда же были введены монополия на соль, подушная подать и большое количество самых разнообразных налогов, например: на продажу огурцов, дубовых гробов, на разведение пчел, точение ножей и топоров, на ношение бороды.
Указом от 1 января 1705 года продажа соли была взята в казну: «На Москве и в городах, у всяких чинов людей, соль описав, продавать из казны, а у продажи быть выборным головам и целовальникам добрым, а над ними смотреть бурмистрам.
Христианство начало понемногу проникать на Русь еще во второй половине IX века.
С тех пор в Киеве перебывало огромное количество купцов-христиан, Христову веру принимали члены великокняжеской семьи, отдельные дружинники.
Много ли требовалось для слабой и немноголюдной церковной сферы того времени? Но когда князь Владимир задумал весь народ обратить в христианство, настало время позаботиться о нуждах Церкви в совсем иных масштабах.
Прежде всего, должны были появиться новые большие храмы.
Первым и самым известным из них стала соборная церковь Успения Божией матери в Киеве. Ее начали возводить вскоре после крещения киевлян в Днепре. На средства князя Владимира строилось роскошное здание, отделанное мрамором и яшмой, украшенное богатыми мозаиками.
Размерами оно намного превосходило маленькую Ильинскую церковь. Окончание работ летопись относит к 996 году.Важно
По умолчанию, любой житель Швеции, не указавший своё вероисповедание, платит церковный налог (вместе с остальными налогами он автоматически вычитается из зарплаты) именно в Церковь Швеции (Шведскую церковь).
Чтобы перевести свой налог в другую конфессию, налогоплательщик должен заявить о своем выборе в налоговой декларации или заявлением о членстве в конкретной религиозной общине (которая сама подаст декларацию со списком прихожан в налоговую службу с требованием перечислить налог данных лиц в свою пользу).[7].
Так как неверующих этот налог обычно не интересует, то часто они «по умолчанию» остаются «членами» Шведской церкви согласно налоговой статистике.
А впредь соль ставить в казну подрядом, кто похочет, а почему по подряду по истинной цене на месте станет, продавать вдвое, чтобы прибыли было столько же, сколько истины».
Таким образом, соль продавалась вдвое дороже той цены, по которой ее доставляли подрядчики. На этом казна наживала 150 тысяч рублей в год. Предполагалось наживать по 400 тысяч, но дороговизна сократила потребление соли вдвое.
В Астрахани, где добывали самосадочную соль и были большие рыбные промыслы, воевода Ржевский воспользовался монополией на соль. Он захватил в свои руки рыбные промыслы и стал произвольно собирать налоги.
Цена на соль еще возросла. Это вызвало большое волнение и недовольство в народе.
В некоторых странах можно сменить конфессию или отказаться платить налог в связи с своим неверием или отсутствием своей конфессии в списке действующих (которым государство перечисляет налог).
- В Германии с осени 2012 года действует и обратное правило: все кто официально отказались платить церковный налог будут отлучены от немецкой католической церкви[10]. Существует мнение, что данная реакция вызвана тем, что многие германцы стали[11] заполнять заявления (в ЗАГСах и судах) о выходе из лона церкви именно с целью избежать налога. В 2010 году католическую церковь покинуло более 100 тысяч человек, а евангелическую — более 145 тысяч, что сильно сказалось на доходах этих конфессий.
- В Финляндии в 2012 году число таких «отказников» составило около 20 тысяч[12].
Морозову бежать не удалось, и он скрывался в Кремле. Народу же объявили, что их обоих в Москве нет.
Утром 4 июля вывели на казнь Плещеева к лобному месту, но толпа вырвала его из рук палача и убила камнями и палками.
Пожар в Москве продолжался. Народ стал обвинять в поджогах друзей Морозова и Траханьотова и решил добиться их гибели.
Чтобы прекратить волнения, царю пришлось клясться и целовать крест перед народом и обещать, что ни Морозову, ни Траханьотову до самой их смерти в Москве больше не бывать. Однако народ ему не поверил, и царь решил пожертвовать Траханьотовым. В догонку за ним были посланы стрельцы. Они вернули Траханьотова в Москву, где царь приказал его казнить.Еще несколько дней, чтобы задобрить стрельцов, их угощали во дворце вином и медом.
Царский тесть боярин Милославский устраивал пиры для купцов и торговцев.
Православные иконы и молитвы
Дело в том, что в действительности многие живут и не задумываются об своём исходе. Ведь в действительности люди не владеют информацией о том, что будет завтра или даже чер.
Практически каждый человек на своем жизненном пути может повстречать «небезразличных» людей к чужому счастью и успеху, причем такие завистники, зложелатели и другие плохие люди могут встретиться человеку абсолютно везде.
В наше время мало кто из людей способен завидоват.
У всех народов, которые живут на Земле, есть тайные слова, которые в обязательном порядке передаются из старшего поколения к младшему, и благодаря которым, человек обращается к высшим силам, к Господу Богу. Такие слова называют молитвой. Основное обращение – молитва Го.
Толпы паломников стекаются к могилке Блаженной, к тесной маленькой часовне.
Налоговая система на Руси в 9-начале 16 века
Это самая крупная монета до 14 века Способы взимания налогов: полюдье и повоз ( привоз в хозяйство князя натуральных продуктов, изделий промыслов) а по реформе Ольги были введены погосты, становища, куда свозилась дань, и уроки — размеры дани).
Для поддержки церкви, строительства храмов введена специальная подать – десятина ( 10 часть с доходов).
- Период монголо- татарского ига
Основная пошлина — ордынский выход ( сначала его собирали баскаки- представители хана, затем сами князья)
налог на Руси?
Первый способ сбора дани назывался повозом, второй — полюдьем.
Полюдье выступало как административно-финансовая поездка князя по подвластным племенам. Уплачивали дань натурой, чаще всего мехами, медом, кунами.
Предметы, которые служили платой, во многом зависели от того вида хозяйственной деятельности, которой занималось то или иное племя. Налоги в виде податей поступали в казну князя главным образом от землевладельцев, собственников земли.
Налоги взимались деньгами и натурой, их роли выполняли кожаные деньги, хлеб, мед, рыба.
В зависимости от потребностей князя.
В первую очередь обратить внимание следует не на предметы, которыми население облагалось в виде дани, а на единицы обложения.
Это есть дым, или дом, рало, плуг. Все эти термины в сущности обозначают одну и ту же единицу обложения, в основе которой лежит сельское хозяйство.
Рекомендуем прочесть: Альфа фсб официальный
Основой ее является земля. Таким образом, главным источником для уплаты налогов и сборов в древние и средние века была земля.
Сборщик налогов на руси
Аналог церковно-славянского «мзда».
Церковно-славянский вариант «мытарь» первоначально дается в отношении сборщика налогов в пользу Римской казны (поэтому, «правильный ответ» мне представляется не совсем верным). Мытник на других диалектах звучал как: мытчик, мытовщик. А словом «мытоимец» именовали тех, кто собирал дань в свою пользу (мздоимец, взяточник).
В период монголо-татарского ига сборщиков налогов от Золотой Орды называли «баскаками«.
Ещё в Древней Руси были вирники — сборщики судебных пошлин, штрафов (виры).
МЫТ или МЫТО — так назывался в Древней Руси налог на прогон скота или провоз товара через заставы, соответственно людей, которые этим занимались называли МЫТАРЯМИ.Дело это было не очень приятное для тех, кто расставался со своими деньгами, может быть от этого идет и слово МЫТАРИТЬ — подвергать мучениям, притеснениям.
otvet.expert После крещения Руси князь Владимир возвел в Киеве церковь святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов.
Налоги в древней Руси
Соловьев, «некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала» .
Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. «От рала» — т. е. с плуга или сохи.
Князь Олег установил дани ильменским славянам, кривичам и мери. В 883 г.
он покорил древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. В следующем году, победив днепровских северян, потребовал с них дань легкую. Легкость обложения преследовала далеко идущие политические цели.
Северяне, ранее платившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивления дружине Олега.
Это обложение оказалось для них легче, чем во времена зависимости от хазар. Об этом узнали радимичи, жившие на берегах реки Сожи, и без сопротивления стали уплачивать дань киевскому князю, защитившему их от хазар. Последним они платили по два шляга от рала, а теперь стали платить по одному шлягу.
Как назывался на руси налог в пользу церкви
Возражения Суворова состояли в том, что десятину на Руси «нужно понимать не как учреждение, заимствованное из византийской системы права, и не как учреждение национально-русское или общеславянское, а как институт церковный, создавшийся на почве ветхозаветного закона у европейских варваров, принявших христианство» (Суворов Н.С.
Следы западно-католического церковного права в памятниках древнего русского права.
Ярославль, 1888. С. 192–194). Он считал возможным говорить о римско-католическом влиянии, оказанном на русское церковное право через франко-немецкое посредничество или через Скандинавию, настаивая, впрочем, твердо только на одном:
«откуда бы мы ни производили русскую десятину, результат будет один и тот же: десятина эта есть западно-католическая церковная десятина»
(Суворов Н.С. К вопросу о западном влиянии на древнерусское право.
Ярославль, 1892. С. 351–354). Однако тогда же обнаружились и слабые места такого подхода к изучению истоков русской десятины.
Налоги в древней Руси и в период становления российского государства
народов, населявших в то время Русь: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печора, ямь, литва и др.
Дань платили мехами (куницами) или деньгами – арабскими серебряными монетами (шлягами). Единицей обложения служил «дым», т.е.
обитаемое жилище, и «рало», т.е. плуг или соха:
«Некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала»
[9, с. 11]. При завоевании соседних племен князь Олег использовал не только военные методы, но и финансовые стимулы.Он, как в свое время делали римляне, при завоевании племен устанавливал им более легкую дань, чем они платили хазарам.
В 883 г. князь Олег покорил древлян и брал с них дань по «черной кунице с дыма». В 884 г. победил северян и возложил на них дань легкую – и не позволил им платить дань хазарам, говоря так: «Я враг им и вам незачем им платить» [8, с. 13]. Целью, разумеется, было стремление привлечь на свою сторону соседние племена.
Налоги древности. За что платили наши предки?
В то время еще не было каких-то специальных лиц, которые занимались сбором налогов, этим занималась непосредственно власть.
В Древней Греции не было прямых налогов в таком виде, в котором мы понимаем их сейчас. Но что же делали правители, если необходимо было срочно построить, например корабли или здания, собрать и вооружить армию? На помощь приходили литургии – срочные сборы с граждан на определенные общественные цели.
А еще взимались регулярные сборы с некоторых граждан: предсказателей, женщин древнейшей профессии… Но никакие налоги не собирались со свободных граждан, они были освобождены от этой обязанности.
Если проанализировать историю древнего Египта, то станет понятно, что налогообложение там было достаточно суровым.И это вполне характерная черта для того времени, ведь на первом месте стояли ценности государства (в лице его правителя).
История налогов.
Часть 1: подати Древней Руси и ордынский «выход»
Дмитрий Михайличенко 09 января 2021 По мере того, как зарождалось и крепло наше Отечество, увеличивались различные подати.
В этом непростом деле всегда было много острых вопросов и категоричных ответов.
Власти всегда стремились взять больше, а люди, соответственно, отдать поменьше. Первые вводили новые подати, вторые искали способы их обойти.
Как упорядочить грабёж и сделать его законным: рецепт от варягов Самое первое упоминание о налогах на Руси содержится в Лаврентьевской летописи: «Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей.
А хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по белке с дыма».
Враждовавшие между собой славянские и не только племена были удобной «дойной коровой» для заморских гостей, в том числе варягов. Сначала те наведывались «по пути в греки», а затем приняли решение здесь остаться.
В руси налог в пользу церкви назывался
1.
В Древней Руси налог в пользу церкви назывался: 3) подушная подать 4. Свод законов Древней Руси назывался: 1) Русская Правда 2) Соборное уложение 5. Крещение Руси состоялось в 6.
«Уроки» и «погосты» для сбора дани с племен были учреждены: 1) князем Игорем 2) князем Святополком 3) князем Олегом 4) княгиней Ольгой 7.
Формирование Древнерусского государства относится к: 8. Новгород и Киев объединил князь: 9. Согласно норманнской теории, в образовании Киевской Руси главную роль сыграли: 10.
Древнерусское государство образовалось в: raal100.narod.ru С образованием Русского государства появилась и своя система налогообложения.
Налог на руси
налог на Руси Альтернативные описания • то должное, что нужно воздать кому-либо, чему-либо • в старину: налог с населения, взимаемый победителем с побежденных • налог, который взимает победитель с побежденного народа • натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов • плата за иго • со времен Древней Руси — подать, налог, побор любого вида, которые взимались победителем с побежденного племени, народа или военачальником, князем и т.
п. со своих подданных • мзда Золотой Орде • комедийный герой китайского народного театра • отдать … уважения • плата покоренного народа победителю • что собирают рэкетиры?
Налоги Киевской Руси
В киевский период на Руси появляется первая система налогообложения и первые налоги.
Налоги в пользу государства
Считается, что государственность появилась на Руси в 862 г., когда варяга Рюрика призвали на княжение, и он стал править в Новгороде. Его преемник Олег, захватив Киев, сделал его своей столицей, и кроме того, подчинил своей власти племена древлян, северян и радимичей.
Замечание 1
Власть киевских князей отличалась от власти племенных князей тем, что в ее подчинении оказались многие народности, и она была централизованной.
Князь выполнял несколько функций:
- военная: организация защиты и нападения;
- судебная: князь был главой судебной власти и председательствовал на княжеском суде, где решал самые спорные вопросы;
- религиозная: участие в важнейших религиозных обрядах;
- административная: решение различных вопросов, связанных с организацией жизни населения.
Судебная и военная функции были наиболее важными, и в их исполнении князь опирался на своих приближенных. Для содержания княжеского двора были необходимы средства, которые давал народ в качестве платы за выполнение князем перечисленных функций.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
До появления на Руси собственной монетной системы главным источником платежа было натуральное хозяйство. Первой формой налогов было полюдье.
В определенное время (с ноября по апрель) князь со своей дружиной объезжал все подвластные земли и собирал дань со свободных общинников и жителей городов, а также с покоренных народов.
Отличительной чертой этой дани был ее ненормированный характер, то есть размер дани и действия по ее сбору не были строго определены, что создавало возможность для свободных действий князя. Известен конфликт, который произошел при сборе дани с древлян князем Игорем в 945 г.
Он собрал с них дань и уехал, но потом решил, что этого недостаточно, и вернулся за новым полюдьем. Недовольные такими требованиями древляне подняли восстание и убили Игоря и его дружину.
После этого события на престоле оказывается вдова Игоря Ольга при малолетнем сыне Святославе. Она отомстила древлянам за смерть мужа и провела налоговую реформу с целью упорядочивания порядка сбора дани, ослабления племенной знати и укрепления власти киевского князя.В результате реформы были установлены: фиксированный размер дани, который надо было уплатить в срок – урок; определенные места для сбора дани в административных округах – погосты; должности сборщиков дани – тиуны. Дань в виде продуктов, мехов и различных изделий теперь собиралась раз в год.
Итогами реформы были: укрепление центральной власти, упорядочение системы налогообложения и создание административного деления.
В X в. на Руси появляются множество различных видов налогов:
- мыт: изначально это слово означало стоянку лодок, кораблей, возов, а позже мытом стали называться торговые и проезжие пошлины, с введением тамги, мыт стал торговой пошлиной, собиравшейся при проезде через внутренние заставы. Взималось сухое (с сухопутного транспорта) и водное (с водного транспорта) мыто, а собирали его мытники или мытчики;
- торговая пошлина – плата за право организовывать рынки;
- весчее – плата за взвешивание товаров;
- гостиная – плата за право иметь склады;
- тамга – плата за продажу товаров – появилась позже, в XIII в.;
- поплужное – поземельный налог, уплачиваемый натурой (мед, зерно, воск) с крестьян с IX в; поплужное шло на военные расходы, содержание двора князя и т.д.;
- посаженное – разновидность мыта; взималось с воза или судна, груженных товаром, в зависимости от их размеров;
- головщина – подать с каждого человека на возу, судне или ином транспортном средстве, то есть поголовный сбор с лиц, сопровождавших товар;
- проезжее – плата за пользование устроенными дорогами;
- перевоз – пошлина с людей, товаров, скота, перевозимых с одного берега реки на другой; взималась деньгами.
Замечание 2
Основная часть налогов платилась звериными мехами – шкурами куниц и белок, кроме того, платили продуктами натурального хозяйства – мед, воск, зерно и т.д., которые отправлялись на экспорт. На деньги от продажи за рубежом продуктов, для ввоза в Киевскую Русь закупались оружие, ткани, вина, предметы роскоши.
Налоги в пользу феодалов и церкви
Налоги на Руси взимались не только в пользу князя и его двора.
Существовал такой вид пожалование как кормление, когда администрация содержалась за счет местного населения на время службы. Поначалу кормление носило эпизодический характер.
«Русская правда» устанавливает порядок кормления для сборщиков штрафа (виры), строителей городов и некоторых других категорий населения. Кормление выплачивалось три раза в год и состояло из мяса, сыра, хлеба и прочих продуктов; лошади кормленщиков получали овес и сено.
Кроме того, кормленщики имели право собирать в свою пользу разные пошлины: судебные, мыт, за клеймение и продажу лошадей и т.д.
С XII в. кормление начинает играть значительную роль в формировании системы самоуправления.
Крупные землевладельцы получали с крестьян, работающих на их земле, оброк в виде продуктов или денег. Крестьяне обрабатывали землю, предоставляемую им феодалом, за что часть натурального дохода отдавали ему.
Оброк выплачивали зависимые категории населения – рядовичи, закупы, холопы, которые попадали в зависимость от феодала за неуплату долга, по договору и т.д.
Оброк был доходом, который своим источником имел не государственное право, а договорные отношения между людьми.
Замечание 3
Кроме того, после 989 г. князь Владимир Великий установил церковный налог, по которому свободное население платило десятую часть дохода в пользу церкви.
Таким образом, в Киевской Руси складывается централизованная система налогообложения, несмотря на то, что монетной системы еще не сложилось и налоги платились натуральными продуктами. В Х в. устанавливается единая форма размера и сбора налога с целью упорядочить фискальные отношения.
Налоги взимаются в пользу князя за выполнение им общественно значимых функций, а также в пользу служащих, крупных землевладельцев и церкви. Существовало большое количество видов налогов, основными из которых были транспортные, торговые, штрафные.
Однако, с началом удельной раздробленности эта система начинает претерпевать изменения, и характер налогообложения меняется, получив новый облик с началом монголо-татарского ига.