+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Исключение в корнях кас кос

Чередующиеся гласные

Исключение в корнях кас кос

Правило. В корне гар-гор- под ударением пишется а, без ударения — о (ср.: зага́р — загора́ть).
Исключения: при́гарь (привкус гари) и некоторые специальные слова.

Корень зар-зор-

Правило. В корне зар-зор- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения — а (ср.: за́рево — зо́рька — зарни́ца).
Исключения: зорева́ть, зоря́нка.

Корень кас-кос(н)-

Правило. В корне кас-кос(н)- пишется о, если дальше следует н, в остальных случаях пишется а (ср.: касаться — коснуться).

Корень клан-клон-

Правило. В корне клан-клон- под ударением пишется та гласная, которая слышится, а без ударения — о (ср.: кла́няться — накло́н — наклони́ться).

Корень лаг-лож-

Правило. В корне лаг- пишется а (перед г), в корне лож- пишется о (перед ж), например: предлагать — предложить.
Исключение: по́лог (по смыслу уже не связывается с корнем лаг-лож-).

Корень мак-мок-

Правило. Корень мак- пишется в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость» (макать перо в чернила); корень мок- пишется в глаголах (и в производных от них словах) со значением «пропускать жидкость» (ботинки промокают).

Корень плав-плов-плыв-

Правило. В корне плав- гласный а может быть ударяемым и безударным (ср.: пла́вать — плаву́чий). Корень плов- содержится в словах пловец и пловчиха, корень плыв- в слове плывуны.

Корень равн-ровн-

Правило. Корень равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне» (сравнить, уравнять); корень ровн- в словах со значением «ровный, гладкий, прямой» (сровнять, уровень). Ср.: подравнять (сделать равным) — подровнять (сделать ровным); выравненный (сделанный равным) — выровненный (сделанный ровным).

Корень раст-рос-

Правило. В корне раст-рос- пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ), в остальных случаях пишется о (ср.

: расти — наращение — выросший).

Исключения: отрасль (хотя нет ст); росток, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав (хотя есть ст).

Корень скак-скоч-

Правило. В безударном корне скак-скоч- перед к пишется а, перед ч пишется о (ср.: подскакать — подскочить).
Исключения: скачок, скачу.

Корень твар-твор-

Правило. В корне твар-твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения — о (ср.: тварь — тво́рчество — твори́ть).
Исключение: у́тварь.

Корни бер-бир-, дер-дир-, мер-мир-, пер-пир-, тер-тир-

Правило. В указанных корнях пишется и, если дальше следует суффикс -а- (собирать, задирать, замирать, запирать, стирать); в противном случае пишется е (беру, деру, умереть, запереть, стереть).

Корни блест-блист-, жег-жиг-, стел-стил-, чет-чит-

Правило. В указанных корнях пишется и, если дальше следует суффикс -а- (блистать, сжигать, расстилать, вычитать); в противном случае пишется е (блестеть, выжегший, расстелить, вычет).
Исключение: сочетание, сочетать.

Корни с чередованием а(я)им, а(я) — ин

Правило. В указанных корнях им и ин пишутся, если дальше следует суффикс -а- (пожать — пожимать, понять — понимать, начать — начинать, примять — приминать).

Исключение в корнях кас кос

Исключение в корнях кас кос

  1. , учитель русского языка и литературы

Разделы: Модель урока: личностно-ориентированная, репродуктивная, прохождение материала быстрым темпом. Педагогические средства: беседа, работа со словарем, работа с раздаточным материалом, с опорным конспектом. Вид деятельности учащихся: коллективная.

Вид урока: урок освоения новых знаний. Цели урока: Образовательные:

  1. воспитывать интерес и любовь к русскому языку;
  2. воспитывать любовь и уважения к традициям русского народа.
  3. развивать память, воображение, речь.
  4. формировать навык правописания А – О в корнях –лаг – лож-, -кас – кос-;
  5. научить владению способом выбора А – О в корнях –лаг – лож-, -кас – кос;
  6. научить формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению. Развивающие:
    • развивать память, воображение, речь.
    • развивать у учащихся орфографическую зоркость. Воспитательные:
      • воспитывать интерес и любовь к русскому языку;
      • воспитывать любовь и уважения к традициям русского народа.
  7. развивать у учащихся орфографическую зоркость. Воспитательные:
    • воспитывать интерес и любовь к русскому языку;
    • воспитывать любовь и уважения к традициям русского народа.

Ход урока 1.

Ваше право

Л е сн ` ик (л е с); р е к ` а (р ` е ки); объед и н ` ение (ед ` и ный); разв е в ` ается флаг (в ` е ять); разв и в ` аться физически (разв ` и тие); сп е ш ` ить в школу (сп ` е шка); сп и ш ` ите пример (сп ` и шем); разр е д ` ить воздух (р ` е дко); разр я д ` ить снаряд (разр ` я д); продр о ж ` ать под дождем (др о жь); раздр а ж ` ать (др ` а знит); вообр а ж ` ать много (обр ` а зчик); погл о щённый работой (гл ` о тка). Буква Ы после Ц пишется в окончаниях существительных и прилагательных, а также в суффиксе -ЦЫН.

Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Захарьина Елена АлексеевнаModal bodyЗакрыть 1. Правописание чередующихся гласных А-О в корне –КАС- — -КОС- зависит от: 1) ударения 2) значения корня3) от последующего согласного или сочетания согласных4) от наличия суффикса -а- 2. Укажите слово, в котором пишется корень –КАС-:1) неприк.сновенный запас2) к.снулся ветвями воды3) к.саться дна4) соприк.снёшься 3.

Укажите слово, в котором пишется корень –КОС-:1) не к.сайтесь истории 2) к.снусь плиты3) к.сательная линия 4) к.сание мяча 4. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:1) к.соворотка2) песчаная к.са3) прик.сновение4) к.сьба 5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:1) к.саться2) к.сса3) к.стрюля4) к.сатка 6.

Укажи слово, в котором корень -КАС- имеет значение «дотрагиваться до чего-нибудь или кого-нибудь»:1) касаюсь темы разговора2) касались руками воды 3) касаешься вопроса о поведении4) касаясь подробностей 7.

Чередование гласных в корнях КАС и КОС

Меню

Вход / / / / Презентация очень подходит для данной возрастной группы, так как содержит грамматические сказки, стихотворение для лучшего запоминания правила.

Литвинова Евгения Сергеевна, МАОУ СОШ №78, г.Челябинск 10.11.2013 Цели и задачи: Вспомнить все изученные чередования гласных в корне; Изучить правило написания гласных О и А в корях Кас/Кос; Отработать данное правило на примере упражнений.

Чередующиеся гласные с кос- и кас- в корне слова

В корне кос-/кас- чере­ду­ют­ся без­удар­ные глас­ные о//а, кото­рые нель­зя про­ве­рять уда­ре­ни­ем.В совре­мен­ном рус­ском язы­ке в кор­нях гла­го­лов каса́ться — косну́ться на месте без­удар­ных глас­ных про­из­но­сит­ся один и тот же звук [а].

В этих кор­нях про­изо­шло чере­до­ва­ние без­удар­ных глас­ных а//о, кото­рые невоз­мож­но про­ве­рить, вос­поль­зо­вав­шись орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом:в без­удар­ном сло­ге пишет­ся та бук­ва, кото­рая высту­па­ет под уда­ре­ни­ем в фор­ме это­го сло­ва или род­ствен­ном сло­ве.Например:

  1. гроза́ — гро́зы;
  2. писа́ть — пи́шет.
  3. весна́ — вёс­ны;

Для того что­бы выбрать в корне кос-/кас- напи­са­ние бук­вы «о» или «а», при­ме­ним орфо­гра­фи­че­ское пра­ви­ло:ПравилоЕсли за кор­нем нахо­дит­ся суф­фикс -а-, то в корне пишет­ся бук­ва «а», во всех дру­гих слу­ча­ях упо­треб­ля­ет­ся «о».Посмотрим, как рабо­та­ет

Вопрос по русскому языку.

Есть вот чередование корней -кас- -кос- , если после корня суффикс -а-, то пишем -кас-,

Да.

гар/гор, клан/клон, твор/твар, плав/плов, зор/зар Без ударения пишется: гор, клон, твор, плав, зар. Примеры: загар — гореть, зорька/зарево — заря, поклон/кланяться — наклонять.

Правописание корней с чередующимися гласными Для того чтобы запомнить правила выбора букв в корнях с чередующимися гласными, нужно разделить эти корни на две группы: первая группа объединяет корни с чередующимися гласными И и Е, вторую группу составляют корни с чередующимися гласными А и О.

I. В корнях БИР / БЕР, ДИР / ДЕР, МИР / МЕР, ПИР / ПЕР, ТИР / ТЕР, БЛЕСТ / БЛИСТ, ЖЕГ / ЖИГ и других буква И пишется только в том случае, если после корня следует суффикс -А-.

Например: БЛЕСТЕТЬ – БЛИСТАТЬ, УМЕРЕТЬ – УМИРАТЬ, ВЫТЕРЕТЬ – ВЫТИРАТЬ. Исключением из правила являются слова СОЧЕТАТЬ И СОЧЕТАНИЕ.

II. Написание корней с чередующимися гласными А и О может зависеть от места ударения в слове, от значения слова и от тех букв, которые следуют за чередующейся гласной.

Правописание гласных О и А в корнях -кос-, -кас-.

6-й класс

  1. , учитель русского языка и литературы

Разделы: Класс: 6 Цели урока:

  1. Вырабатывать умение разграничивать омонимичные корни, правописание которых подчиняется разным правилам; способствовать формированию исследовательской позиции учащихся при изучении русского языка, интереса к орфографии и внимательного отношения к слову.
  2. Расширить сведения учащихся о чередующихся гласных в корне слова, рассмотрев условия выбора гласных о и а в корнях -кос-, -кас-.
  3. Совершенствовать орфографические умения учащихся.

1. Вставьте пропущенные буквы, объясните графически свой выбор написания.

Предл…жил другу, прил…гать усилия, изл…жил просьбу, образное прил…гательное, соб…ру траву, выт…рать доску, зам…реть от восторга, выд…рать гвозди, колючее р…стение, маленький р…сточек, выр…сти рядом, красивый Р…стов, выр…щивать перцы.

(Пока учащиеся работают с орфограммами, один из сильных учеников класса по памяти воспроизводит схему “Гласные в корнях слов”, готовит сообщение по ней)

Rutry

Правило.

В корне гар- — гор- под ударением пишется а, без ударения — о (ср.: зага́р — загора́ть). Исключения: при́гарь (привкус гари) и некоторые специальные слова.

Правило. В корне зар- — зор- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения — а (ср.: за́рево — зо́рька — зарни́ца).

Исключения: зорева́ть, зоря́нка. Правило.

В корне кас- — кос(н)- пишется о, если дальше следует н, в остальных случаях пишется а (ср.: касаться — коснуться). Правило. В корне клан- — клон- под ударением пишется та гласная, которая слышится, а без ударения — о (ср.

: кла́няться — накло́н — наклони́ться).

Правило. В корне лаг- пишется а (перед г), в корне лож- пишется о (перед ж), например: предлагать — предложить. Исключение: по́лог (по смыслу уже не связывается с корнем лаг- — лож-).

Правило. Корень мак- пишется в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость» (макать перо в чернила); корень мок- пишется в глаголах (и в производных от них словах) со значением «пропускать жидкость» (ботинки промокают). Правило.

Кас кос исключения. Чередование гласных О-А в корнях лаг – лож, кос – кас.

Повторение. Корни, в которых выбор гласных зависит от конечной согласной

. 2.

Актуализация опорных знаний – Какие корни с чередованием вы уже знаете?– От чего зависит написание гласной в этих корнях?– Обратимся к таблице на доске (3 столбик закрыт) Написание а в корнях с чередованием о–а зависит от наличия закорневого суффикса -а- ЛАГ–ЛОЖ КАС–КОС: О/А (а) сочетания согласных ст/щ в корне словаРАСТ (РАЩ)–РОС:О/А (…ст (щ) ударения ГОР–ГА»Р: О/А (а»)ЗАР–ЗОР: А/О (о») Ребята, мы с вами повторили правила написания гласных в корнях с чередованием и то, что написание гласных может зависеть: а) от наличия суффикса А после корня;б) от конечной согласной корня. Искл: росток, ростовщик, Ростислав, Ростов, на вырост, отрасль 3) Работа с сигнальными карточками.

Полагать, растение, подросток, прикасаться, ложиться, коснуться, отрасль, росток, Ростов, изложение, выращенный, касаться, излагать, вырос, прикоснуться, .

Возможно Вас так же заинтересует:

Правописание корней

Исключение в корнях кас кос

Язык формируется сотни лет, претерпевая изменения. Корень через века проносит основное лексическое значение, но форма главной части слова меняется. Этим объясняют сложность правильного выбора гласных в корнях слов современного языка. 

Проверяемые

Традиционные русские корни, образуя целые гнезда родственных слов, объединены общим смыслом и однотипным написанием. В русском языке ударение не фиксируется на конкретном слоге – гласная в одном и том же корне попадает то в сильную позицию, то в слабую. 

Однокоренные слова с корневой гласной под ударением служат проверочными для тех слов, в которых ударение смещено на другие морфемы или гласные корня. Иногда для проверки достаточно изменить форму слова.

Подбирая слово для проверки, важно не выйти из семантического гнезда, т.е. не потерять смысла, заключенного в корне всех родственных слов. Такое случается, если подобрать слова с созвучной омонимичной морфемой:

Беспров…дной – гласная пропущена в корне, требует проверки ударением. С таким корнем есть два гнезда однокоренных слов:

  • водить, проводить, провОдят;
  • вода, заводь, вОдный.

По значению к разбираемому слову подходит первая цепочка, поэтому проверочное слово – провОдят. В этом примере слово «водный», не являющееся однокоренным для прилагательного «беспроводной», не приведет к ошибке. Но это не показатель. Только правильный алгоритм проверки исключит орфографические ошибки, ведь созвучные корни могут быть чередующимися, которые нельзя проверять ударением:

коснулся/косо (в знач. криво) /косит (траву) – в словах корни-омонимы, на слух воспринимаются одинаково, но по значению разные. 

Но главное, что первое из этих слов нельзя проверять ударением: корень пишется и через О, и через А, а зависит это от суффикса. 

Чередующиеся

В таких корнях выбор букв зависит от разных критериев, поэтому морфемы сгруппированы по признаку, определяющему правописание.

Смотрим на суффикс

Суффикс а определяет, какую гласную писать в следующих корнях:

Этот же суффикс влияет на чередование О//А в группе корней:

  • -кос — кас- : коснуться — касание
  • -а(я) — ин- : поднять — поднимать
  • -а(я) — им-

Сюда же относятся лож//лаг(а): сложить//слагаемое.

Ищем ударение

От ударения зависит правописание таких корней с чередованием:

гор — гар

загар — загораю.
Исключение: выгарки.

зор — зар

зори — заря.
Исключение: зоревать.

твор — твар

тварить — творчество — творить.
Исключение: утварь.

клон — клан

поклон — кланяться — склонить.

плов — плав — плыв

плавучесть.
Запомнить: пловец, пловчиха, плывун.

Разбираемся со значением корня

Не сразу бросается в глаза разница в значении родственных слов вымокнуть и обмакнуть – в обоих словах речь о том, что сухое стало мокрым. Но корни пишут по-разному. Дело в том, что такие корни различают по значению: мало видеть, что слова обозначают, что сухое стало мокрым. Важнее, каким образом это произошло:

  1. Вымокнуть – пропитаться влагой. 
  2. Обмакнуть (блин в масло) – опустить в жидкость. 

Анализируем согласные в корне

Группа корней, где выбор гласной зависит от согласных:

-лаг-полагать, прилагательное
-лож-положить, предложить, изложить
-раст-возраст, растить
-ращ-выращивать, приращение
-рос-заросли, вырос
-скак-выскакивать, скакать
-скоч-выскочить, перскочить

Обратите внимание, что первая пара – лаг//лож – уже встречалась в разделе, где на правописание корня влияет суффикс. Эту пару корней проверяют и по суффиксу, и по согласным в корне – кому как удобнее, ошибки не будет. Единственное, что тем, кто пользуется вторым способом, надо запомнить исключение – полог.

В каждой группе корней есть исключения. Эти слова запоминают, так как они не подчиняются правилам чередующихся корней.

КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ГЛАСНЫХ 
СПИСОК ИСКЛЮЧЕНИЙ
чет — читчета, сочетать, сочетание
гар — горгаревой, выгарки, изгарь, пригарь
зар — зорзоревать, позоревать
плав — пловпловец, пловчиха, плывун + (приставка)плввать
твар — творутварь
лаг — ложполог
раст/ращ — росростовщик, росток, отрасль, Ростислав, Ростов, Ростов-на-Дону
скак — скочСкачи! скачок, скачки, скачкообразный
мак — мокПромокни написанное промокашкой, промокательной бумажкой
равн — ровнравнина

Непроверяемые

В группу непроверяемых слов входят русские слова, оторвавшиеся от этимологического истока, их структура менялась, связь с родственными словами утрачена. Не проверяют и заимствованные слова, так как их орфография не подчиняется правилам русского языка. Написание запоминают или проверяют по словарям.

  • Антагонизм,апартеид, абракадабра, бадминтон, бравада, валидол, ватрушка, возражать, диапазон, каморка, каракатица, катаклизм, катастрофа, катавасия, кабала, лампас, мадаполам, макака, макулатура, мастодонт, наваждение, нафталин, панегирик, палисадник, палитра, панорама, пантеон, парапет, партитура, пластилин, трафарет, филателист, эстакада, эскалация;
  • абордаж, абориген, афоризм, бордюр, вояж, досконально, кобура, когорта, колибри, компоновать, конгломерат, кордебалет, корифей, кощей, новокаин, нотация, обаяние, обоняние, понтон;
  • вентиляция, вестибюль, деликатес, дегенерат, интеллигент, клептоман, кретин, менингит, мегера, меценат, пеликан, периферия, пескарь, президиум, резюме, снегирь, снеток, трепанг, увертюра, фюзеляж, энцефалит, эксперимент, эсперанто;
  • бифштекс, бриолин, винегрет, виртуоз, диабет, дифирамб, диапазон, дизентерия, дивиденд, дивертисмент, диорама, иждивение, инициатива, криминология, контингент, корифей, манипуляция, милитарист, нигилизм, нивелировать, привилегия, утилитарный, филигранный, экипировать, эликсир.

Примечание:

  1. Устаревшими являются написания туннель, эксплоатация, нумер. Следует писать тоннель, эксплуатация, номер; слова нумеровать, нумерация, нумеровка, нумератор пишутся только через у.
  2. Адекватными по значению являются слова ноль и нуль, но написание их зависит от формы слова: в именительном и винительном падежах допускаются написания с о и у, в остальных падежах — написание только уравняться нулю, свести к нулю, держаться на нуле. Производные слова образуются от основы нул'- нулевая температура, нулевой цикл, нуллифицировать, нуллификация. Только с о: ноль-ноль (в пять ноль-ноль), ноль внимания, ноль целых (хотя слово ноль здесь в именительном падеже).

Практика ЕГЭ по русскому языку: 

  • решай 9 задание 
  • тренировочные варианты
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.