Игры по триз технологии в подготовительной группе своими руками
6 полезных ТРИЗ-игр, которые научат нестандартному мышлению – Телеканал «О!»
Вы когда-нибудь слышали о методике ТРИЗ? Этот популярное педагогическое направление, цель которого — сформировать нестандартное мышление и воспитать творческую личность. О специальных играх по методике ТРИЗ «О!» рассказала Анастасия Гончарова, сертифицированный ТРИЗ-специалист, педагог, автор курсов по развитию творческого мышления для детей и взрослых.
Гончарова Анастасия, сертифицированный ТРИЗ специалист, педагог, автор курсов по развитию творческого мышления для детей и взрослых, соавтор учебных пособий по ТРИЗ, руководитель ТРИЗ школы
ТРИЗ — это Теория решения изобретательских задач, она была создана писателем-фантастом и изобретателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером. ТРИЗ — это наука о творчестве, которая учит мыслить так, чтобы находить лучшее и максимально эффективное решение.
Для того, чтобы прийти к этой теории, автором было проанализировано более 40 000 патентов на изобретения и авторских свидетельств, благодаря чему удалось выявить закономерности, помогающие изобретателям пройти путь от идеи и до ее реализации и внедрения.
Задача ТРИЗ в дошкольном возрасте — развивать фантазию и воображение детей, учить их системному мышлению и осознанию происходящего вокруг, а также дать в руки преподавателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира и уметь находить решения.
Занятия по ТРИЗ формируются в зависимости от возраста учащегося, вот почему объекты изобретательской деятельности могут меняться. Так, дошкольники и младшие школьники изобретают сказки, игрушки, загадки, пословицы, играют в подвижные игры. Для ТРИЗ-игр, как правило, необходимо минимум материалов, основной акцент делается на рассуждениях и поиске идей для игры или задачи.
Эти игры помогут вам прикоснуться к миру творчества и изобретательства.
«Волшебная палочка»
В ТРИЗ есть приёмы, которые помогают фантазировать и находить интересные идеи. Один из них — увеличение и уменьшение. Его суть в том, что надо мысленно представить, как какой-либо предмет или начинает становиться все больше и больше или наоборот уменьшаться. А для этого можно придумать волшебную палочку!
Скажите ребенку: «У меня есть карандаш, давай представим, что он превратился в волшебную палочку. Теперь он может увеличить или уменьшить все, что захочешь. Что бы ты хотел увеличить или уменьшить?»
Возможные варианты ответов:
- Хочу уменьшить зиму и увеличить лето.
- Хочу увеличить выходные.
- Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.
А теперь усложним эту игру дополнительными вопросами: «Зачем это увеличивать или уменьшать?»
- Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.
- Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, поздороваться с другом через форточку или достать с крыши мячик.
Затем обсудите, что в этих идеях будет хорошего и удобного, а что плохого. Вместо карандаша вы можете использовать любую палочку, пусть она у вас станет волшебной!
«Хорошо-плохо»
Уметь находить и выявлять противоречия — важный навык, составляющий тризовское мышление, потому что именно с разрешения противоречий начинается изобретение и создание нового. В детском возрасте мы учим детей находить противоречия в мире. Для этого можно использовать игру «хорошо-плохо».
Первый участник называет явление или событие и говорит почему это хорошо, следующий продолжает, но объясняет, в каких случаях это может быть плохо, после чего первый начинает рассуждать о хороших сторонах последнего высказывания.
Например, родитель начинает: «Пойти гулять — это хорошо, потому что можно найти что-нибудь интересное». Ребенок продолжает: «Найти что-нибудь интересное — плохо, потому что это нельзя принести домой с улицы».Следующий говорит: «Если что-то интересное нельзя принести домой с улицы — это хорошо, потому что тогда можно найти что-нибудь интересное дома», и так далее.
«Мешочек с сокровищами»
Одной из важных составляющих тризовского мышления является системное умение видеть предмет во всех его взаимосвязях, а это значит — его прошлое, настоящее и будущее.
Эта игра научит понимать предметы в настоящем, осознавать, для чего они созданы, из чего состоят, к какому виду принадлежат. В мешочек из непрозрачного материала сложите некоторое количество предметов или игрушек.
Пусть ребенок опустит руку в мешочек и ощупывая предмет вслух перечислит те свойства, которые подсказывают ему тактильные ощущения.
Желательно брать одновременно не более 5−6 предметов, изготовленных из разных материалов и не имеющих ярко выраженных частей, бывает, что вместо свойств ребёнок называет части, и ответ становится очевидным.
После того, как свойства определены и перечислены, предложите подумать, что похоже на этот предмет. Например, у вас в мешочке лежит мыло, оно скользкое и холодное. Что еще бывает таким же? Можно придумывать свои сочетания, а чтобы оживить игру, можно попросить ребёнка найти дома предмет с загаданным свойством (мокрое, тяжелое, шершавое и так далее).
«Не да, а нет!»
Необходимость переключаться с одного способа работы на другой, с одной деятельности на другую, делают мышление ребенка динамичным, гибким, способным справляться с нестандартными, неожиданными задачами, развивает его творческое мышление. Для этого отлично подходит игра «Не да, а нет!». В ней нужно отвечать на вопросы, которые обычно подразумевают положительный ответ, отрицательно:
- Машина всегда обгонит пешехода? Нет, если машина стоит на светофоре, пешеход её легко обгонит!
- Днем всегда светло? Нет, если погода плохая и на небе тучи, то даже днём будут сумерки.
- У всех деревьев есть листья? Нет, у ёлки — иголки.
Попробуйте задать такие вопросы ребёнку и порассуждать вместе с ним, а если ребёнок еще маленький, сами расскажите ему, как по-разному устроен окружающий мир и обратите внимание на интересные вещи.
«Составь загадку»
Выберите любой объект, про который вы хотите сочинить загадку, определите, какой этот объект и что есть на свете, на него похожее. Например, если в качестве объекта вы выбрали «иглу», то на вопросы: «Объект какой? На что это похоже?», вы ответите: «Острая, похожа на стрелу, блестящая, похожа на ёлочную игрушку, скользкая, похожа на рыбку».
Теперь соединяем все слова с выражением «но не» и получаем загадку: «Острая, но не стрела, блестящая, но не ёлочная игрушка, скользкая, но не рыбка. Что это такое?» Попробуйте и вы сочинить с ребенком такую загадку!
«А что потом?»
Эта игра может постепенно усложняться, в зависимости от возраста ребенка. Вы называете начальное явление, а следующему игроку необходимо продолжить цепочку последовательности в правильном порядке.
- Сначала осень, а потом? — Зима, а потом? — Весна, а потом? — Лето.
- Сначала вторник, а потом? — Среда.
- Сначала вечер, а потом? — Ночь.
- Сначала завтрак, а потом? — Обед.
С детьми постарше можно использовать более сложные понятия:
- Сначала глина, а потом? — Ваза, кирпич, скульптура.
- Сначала бревно, а потом? — Дом, бумага, шкаф.
Изобретатель создает будущее, именно придумывая новое мы двигаемся вперёд.
Кто знает, если бы не изобретения и творчество человека, может мы и жили бы до сих пор в Каменном веке? Поэтому почаще представляйте вместе с ребёнком будущее, рисуйте автомобили и города будущего, обсуждайте, как может измениться та или иная техника, стройте свои прогнозы на то, что может произойти с социальными системами: какие будут больницы будущего, а школы будущего? Создавайте, формулируйте и обсуждайте своё видение того, как будет устроен наш мир.
Игры ТРИЗ для дошкольников. ТРИЗ в развитии речи дошкольников
Современные родители и педагоги ставят перед собой задачу развивать ребенка в первую очередь творчески. Огромное внимание уделяется развитию таких способностей.
Поэтому нередко можно встретить воспитателей, которые применяют ТРИЗ для дошкольников в своих обучающих программах.
Игры и задания, на которых основана эта система, способствуют развитию активного мышления, а также делают процесс творческого становления личности намного увлекательнее как для ребенка, так и для взрослого.
Что такое ТРИЗ?
ТРИЗ – это аббревиатура, которая расшифровывается как “теория решения изобретательских задач”. Как и любая другая теория, она имеет свою структуру, функции и алгоритм. Многие родители используют элементы ТРИЗ в своих занятиях с детьми, даже не подозревая об этом.
ТРИЗ для дошкольников – программа, которая не претендует на то, чтобы заменить основную. Она создана для того, чтобы увеличить эффективность уже имеющихся способов обучения.
Многие игры знакомы мамам и воспитателям, но когда обучение и развитие проходят систематически, то ребенку проще приобретать новые умения и навыки. Поэтому тем, кто заинтересован в становлении гармоничной творческой личности малыша, необходимо поближе ознакомиться с ТРИЗ для дошкольников. Это не только полезно, но еще и очень интересно.
У истоков теории
Теория решения изобретательских задач является одной из самых уникальных методик для развития творческих способностей ребенка. Ее основателем в 1956 году стал Г. С. Альтшуллер – советский инженер. Он считает, что любой желающий может научиться изобретать, и для этого не нужно иметь врожденный талант.
Сам Генрих Саулович изобретал с самого детства и уже в 17 лет имел авторское свидетельство. Кроме того, он еще был писателем-фантастом, среди произведений которого известные “Икар и Дедал”, “Баллада о звездах”, “Легенды о звездных капитанах” и многие другие.
Ситуация сегодня
На сегодняшний день создано несколько развивающих центров, в основе которых лежит классическая методика ТРИЗ для дошкольников. Но постепенно, в процессе работы, они добавляют новые разделы.
Примечательно то, что многие приемы теории решения изобретательских задач постепенно внедряются в систему классического дошкольного образования для того, чтобы развивать у малышей аналитическое мышление.
Суть методики
ТРИЗ для дошкольников – занятия, на которых ребенок радуется своим первым творческим открытиям. Здесь детям некогда скучать, потому что во время обучения используются диалоги, живое общение, дискуссии.
Воспитатели, которые придерживаются развития по ТРИЗ для дошкольников, в первую очередь обращают внимание на любопытные вещи. При этом предлагают посмотреть на интересное событие или предмет с разных сторон. Найти что-то хорошее, потом плохое. Если изучаемый объект позволяет, то можно провести интересные опыты, но при этом не объяснять ребенку, почему получился именно этот результат.
Все это развивает в ребенке любознательность и интерес к новым открытиям. Как говорил сам основатель этой методики: “ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”.
Цель ТРИЗ (игры для дошкольников) – не просто развивать фантазию, а учить ребенка творчески подходить к решению той или иной проблемы.
Основные методы и приемы ТРИЗ
Для организации правильного исследовательского процесса с детьми воспитатель или родитель должен хорошо понимать и использовать различные методы и приемы, которые применяются в ТРИЗ.
Основными из них можно назвать следующие.
- Мозговой штурм. В процессе этого занятия перед детьми ставится изобретательская задача. Учащиеся же, в свою очередь, стараются найти различные способы ее решения при помощи перебора ресурсов. Необходимо приложить все усилия, чтобы найти идеальное решение.
- Каждый предложенный вариант решения оценивается с позиции “что такое хорошо, что такое плохо”. Из всего имеющегося выбирается оптимальное.
- Этот метод развивает у ребенка способность анализировать, оказывает стимулирующее воздействие на творческую активность в поиске новых ответов, показывает, что любую проблему можно решить.
- “Да-нет-ка” – своеобразная игра, которая позволяет детям научиться выделять главный признак предмета, классифицировать вещи по общим показателям, а также быть внимательным к высказываниям других ребят, строить на основе их ответов свои предложения. Этот метод ТРИЗ в развитии речи дошкольников играет не последнюю роль.
- Синектика – метод аналогий. Он подразделяется на несколько направлений: эмпатию, прямую аналогию и фантастическую. В первом случае детям предоставляется возможность побыть в качестве объекта проблемной ситуации. В прямой аналогии ребенок ищет сходные процессы в других сферах. Фантастическая аналогия отвечает за все, что находится за гранью реальности, и тут можно предложить самые невероятные выходы из сложной ситуации.
- Морфологический анализ необходим для того, чтобы проверить все варианты решения поставленной задачи, которые могли быть упущены в ходе обычного перечисления.
- Метод фокальных объектов заключается в том, что к определенному явлению или предмету пытаются подставить свойства и характеристики того, что ему совершенно не подходит (на первый взгляд).
- Метод Робинзона научит дошкольников искать применение любым, даже совершенно ненужным, на первый взгляд, предметам.
Какие цели ставятся в процессе занятий?
Технология ТРИЗ для дошкольников имеет еще много различных методов и приемов обучения, которые применяются в развитии детей. Например, агглютинация, гиперболизация, акцентирование и другие. Все это дает возможность проводить обучение в увлекательной форме, отличной от уроков. Такие методы обеспечивают прочное усвоение и систематизацию полученной детьми информации.
Во время таких занятий происходит стимуляция мышления ребенка, а также всестороннее развитие творческой личности при помощи детского воображения и фантазии.
Дело в том, что в современном обществе необходимы люди, которые умеют мыслить нестандартно, находить и предлагать смелые решения, не боящиеся делать что-то не так, как все. Этому посвящена ТРИЗ для дошкольников. Занятия построены таким образом, что дети легко усваивают предложенный материал благодаря четко выстроенной исследовательской деятельности.
Этапы проведения занятий
В каждом занятии выделяется несколько этапов работы. У каждого из них есть своя определенная цель.
- На первом этапе ребенок учится обнаруживать и различать несоответствия и противоречия, окружающие нас в обычной жизни. Что общего у дерева и травы? Что общего у бумаги и коры дерева?
- Второй этап учит ребенка проявлять фантазию и изобретательность при решении поставленных задач. Например, придумать игрушку, в которую хотелось бы играть постоянно, чтобы никогда не было скучно.
- На третьем этапе перед детьми ставятся сказочные задачи и предоставляется возможность сочинить собственные истории. При этом нужно использовать приемы ТРИЗ для дошкольников.
- Четвертый этап дает возможность детям применить новые знания для нестандартного решения задач.
Существуют правила, которые сделают процесс максимально эффективным.
- На каждом этапе занятия детям предлагают предметы, явления из областей, которые понятны: “Я и природа”, “Я и Я”, “Я и другой человек”, “Я и предмет”. Это помогает ребенку легче усвоить противоречия окружающего его мира.
- Все занятия по ТРИЗ для дошкольников проводятся в игровой форме. При этом каждая игра, каждое задание должно сопровождаться наглядным материалом.
Взаимодействие между воспитателем и ребенком
Во время проведения ТРИЗ (игры для дошкольников) общение между детьми и взрослым должно строиться по определенным принципам:
- При ответе детей их необходимо слушать внимательно, восхищаться новой идеей.
- Отсутствие отрицательных оценок и критики в адрес ребенка.
- Привычные оценочные слова заменяются и разбавляются синонимами, например, использовать не слово “правильно”, а слова “замечательно”, “здорово”, “интересное решение”, “необычный подход”.
- Поддерживать ребенка, когда он хочет возразить взрослому, не пресекать этих попыток, наоборот, учить доказывать, возражать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.
- Не бояться ошибок, а применять их для того, чтобы взглянуть на решение проблемы с другой стороны.
- Общение детей и воспитателя должно сопровождаться только положительными впечатлениями: радостью нового открытия, творчества, осознанием собственной значимости.
- Мотивация ребенка на активное участие в играх и занятиях.
Какие игры бывают в ТРИЗ
Естественно, что на занятиях воспитатель активно использует игры ТРИЗ для дошкольников. Картотека этой методики очень разнообразна. Рассмотрим некоторые примеры характерных игр для теории решения изобретательских задач.
- “Да-нет-ка”. Взрослый придумывает слово. От ребенка требуется задавать наводящие вопросы. При этом тому, кто задумывает слово, можно отвечать только односложное “да” или “нет”, пока не будет получен правильный ответ.
- “Черно-белое”. Взрослый показывает детям карточку с изображением предмета белого цвета. Дети должны назвать все положительные качества этого объекта. Потом демонстрируется карточка с тем же предметом, только черного цвета. В этот раз надо назвать все отрицательные черты.
- “Перевертыши”. Для игры нужен мяч. Взрослый бросает малышу мяч и говорит слово, а ребенок придумывает слово, которое противоположно по значению, и кидает мяч обратно.
- “Маша-растеряша”. Для игры понадобятся карточки с изображением различных предметов. Выбирается “Маша”. Она вытягивает карточку и говорит: “Ой!” Один из игроков задает ей вопрос: “Что с тобой?” Она смотрит на изображение на карточке и отвечает: “Я потеряла то, что изображено (например, ножницы). Как же я теперь буду аппликацию делать?” Остальные должны предложить разные варианты выхода из этой ситуации. “Маша-растеряша” выбирает лучший ответ и дает монетку. В конце игры подсчитывается количество монеток и определяется победитель.
Игры в ТРИЗ-педагогике
В этой подборке собраны самые популярные игры, которые применяются в ТРИЗ-педагогике. Это именно самые известные и эффективные игры, а не все возможные.
Так как все возможные вряд ли поместились бы даже в увесистый том, к тому же их количество постоянно растет. Дело в том, что ТРИЗ-педагогика, как губка, впитывает в себя все эффективные, развивающие мышление и креативность инструменты.
И самые проверенные остаются в арсенале ТРИЗ-педагогов и успешно применяются на занятиях.
Проверьте себя, все ли развивающие игры из подборки вам знакомы? А если да – то все ли игры вы используете максимально эффективно?
Подборка может быть полезна как новым ТРИЗ-педагогам, так и всем учителям и родителям, которые занимаются развитием мышления у детей.
1) ДА-НЕТКИ
Рекомендуемый возраст: от 7 до 100 лет.
Суть игры: ведущий что-то загадывает. Участники угадывают что, задавая вопросы. Но задавать можно только такие вопросы, на которые ведущий сможет ответить «да» или «нет».
Один из простых вопросов, к примеру: «Угадай, что за еду я загадал?»
В чем польза игры? Тренируем умение задавать сильные вопросы. В рамках игры это те, которые отсекают сразу много возможных ответов. А также тренируем память – ведь чтобы разгадать предмет – придется удержать в голове много предыдущих ответов!
Дополнительные идеи: в какой-то момент у игроков может сформироваться алгоритм по разгадыванию (четкая последовательность сильных вопросов). Тогда меняйте загадываемое! Пускай на этот раз это будет не предмет, а герой книги или фильма. Освоились? Отлично, придумываем другие виды да-неток. Например:
- Да-нетки под микроскопом;
- Да-нетки по картинкам;
- Да-нетки про древние виды.
Главное не забывать отмечать сильные вопросы. А еще можно усложнять условия – например задать можно не больше 10 вопросов. Справились? А теперь не больше 7ми. А слабо за 5 вопросов угадать? Нет предела совершенству 🙂
2) ДРУДЛЫ
Рекомендуемый возраст: От 5 до 100 лет.
Суть игры: ведущий предлагает посмотреть на какую-то непонятную абстрактную картинку. Участники придумывают как можно больше вариантов, на что похоже это изображение.
В чем польза игры? Подобные визуальные загадки используются в ТРИЗ-педагогике для развития воображения, также хорошо идут как разминка на активацию креативного мышления перед последующими заданиями.
Дополнительные идеи: друдлы можно не только рассматривать, но и самостоятельно рисовать и дорисовывать по очереди. Например – первый участник нарисовали каракулю, а второй дорисовал ее до какого-то полноценного объекта и наоборот.
Можно дорисовывать один и тот же друдл, ведь чем больше найдёте вариантов – тем больше прокачаете фантазию. Примеры здесь.
Друдлы можно находить и в реальной жизни, например, на заборе 🙂 Примеры здесь.
Отличными друдлами на прогулке служат кроны деревьев и облака. В дороге даже можно сфотографировать облако себе на телефон – и дорисовать в любой рисовальной программе:
А может, вам удобнее решать друдлы в виде коротких анимационных роликов? Да и формат мультиков детям ближе. Тогда можно воспользоваться подборкой видео-друдлов на нашем YouYube канале ТРИЗиКот.
3) МАГНИТНАЯ АНОМАЛИЯ
Рекомендуемый возраст: от 5 лет до 8 лет.
Суть игры: представим, что мы оказываемся на загадочной планете. Она почти такая же, как наша, но на ней очень часто возникают магнитные аномалии. Всем жителям планеты, чтобы не улететь в открытый космос, нужно по команде ведущего успеть «примагнититься» к определённому объекту.
В чем польза игры? С её помощью можно осваивать различные свойства предметов в активной форме, а также развивать смекалку и креативность.
Дополнительные идеи: объектами в игре могут быть как предметы, так и свойства. Например, «примагничиваемся к стене!» или «примагничиваемся к зелёному!».
А когда простые предметы и признаки будут освоены – начинаем креативить. Например, в комнате, где нет растений – сказать «примагниться к чему-то растущему». Тут нужно сообразить – что люди – тоже растут.
А, может, получится найти и какой-то еще более необычный вариант ответа?
Или «примагниться к потолку» – эту задачку еще решить надо, перед тем, как осуществить 🙂
Кстати, чтобы было веселее и подвижнее – играем на скорость, включаем обратный отсчёт! 5…4…3…2…1…!Подробное описание игры, видео-инструкцию и список свойств, в которые можно играть – вы найдете по ссылке.
4) СОЛНЦЕ-СОБАКА-ПОМИДОР
Рекомендуемый возраст: от 10 до 100 лет.
Суть игры: это упражнение похоже на «Найди лишнее», только наоборот. Задание заключается в том, чтобы найти объединяющий признак у двух объектов, а третий исключить.
В чем польза игры? По версии автора с помощью игры можно даже создать себе новую извилину 🙂 Но только если выйти на новый уровень решения, найти новую область сравнения, которую еще не нашли другие участники игры, и которая не была на поверхности!
Дополнительные идеи:
Подробное описание упражнения от автора Сергея Фаера по ссылке.
Посмотреть, как участники находят новые уровни решений можно здесь.
5) Хорошо-плохо
Рекомендуемый возраст: от 10 до 100 лет.
Суть игры: ведущий называет любое явление или событие (например – выигрыш в лотерею), а участники поочередно называют, что в этом хорошего и что в этом плохого.
В чем польза игры? Игра тренирует умение находить и выявлять противоречия — один из главных навыков «тризовского» мышления. Ведь в основе почти каждой изобретательской задачи лежит именно противоречие: «с какой-то стороны это хорошо, а с какой-то плохо». После правильной формулировки противоречия – задачу решить значительно проще.
Дополнительные идеи:
В «Хорошо-плохо» можно играть и по-другому. Например, строить цепочку, где участники находят плюсы и минусы не одного события, а разных его следствий.
Например, ведущий говорит первый негативный факт: «Поскользнулся на льду», первый участник должен сказать, почему это хорошо, например «в следующий раз буду внимательнее».
А следующий участник должен сказать, почему предыдущий факт – это плохо: «буду слишком внимательно смотреть под ноги и не замечу друга, который шел с другой стороны улицы» и так далее.
Еще один из вариантов игры «Хорошо-плохо» – тренировку по превращению вреда в пользу – можно посмотреть по ссылке.
6) Универсальный предмет
Рекомендуемый возраст: от 6 до 100 лет.
Суть игры: выбираем любой предмет, привычный нам и предлагаем придумать: как его можно использовать еще, иначе? Помимо основного назначения. Например, стул!
В чем польза игры? Упражнение тренирует способность видеть не только главную функцию предмета (для чего он был создан), но и скрытые функции (для чего еще он может пригодиться, например, в какой-то неординарной ситуации).
Дополнительные идеи:
Главное в этом упражнении – не останавливаться на первых ответах. Ведь только тогда, когда мозги начинают скрипеть – происходит прогресс.
Посмотреть, как участники находят новые применения для такого обычного предмета, как стул – можно здесь.
7) Сломай стереотип
Рекомендуемый возраст: от 10 до 100 лет.
Суть игры: нужно выбрать несколько шаблонов/известных фактов/стереотипов и придумать ситуации, когда они не действуют. Например: Снег холодный. Огонь горячий. Вода мокрая.
В чем польза игры? Одна из ключевых характеристик мышления изобретателя – умение мыслить нестандартно. Видеть необычное в обычном, видеть по-другому, в общем разрывать шаблоны. Игра поможет расшатать инерцию мышлению и выйти из “автоматического режима” мозга.
Дополнительные идеи:
Посмотреть, как участники играют в «Сломай стереотип» можно по ссылке.
Вариант игры для малышей – это «Съедобное – несъедобное». Выбираете любой несъедобный предмет и придумываете, когда он может быть съедобным (мяч съедобный в виде торта или когда сложен из фруктов). И наоборот, когда съедобное может быть несъедобным (яблоко, когда оно старое или пластмассовое).
Вариант игры для взрослых – «Парадоксы». Соединяем вместе два качества, например «Живое» и «неживое». И придумываем ответ на вопрос: “Что может одновременно быть и живым и неживым?”. Возможные ответы от участников.
8) Креатив-бой
Рекомендуемый возраст: от 8 до 100 лет.
В креатив-бою никто не пострадает. Зато мозг хорошо прокачается на открытых задачах.
Что это? Открытые задачи – это те задачи, которые встречаются в реальной жизни, а не на страницах обычных школьных учебников. В открытых задачах, как правило, нет четких условий, может быть несколько способов решений и не один правильный ответ – а множество. Теории Открытых задач на портале «Образование для новой Эры» посвящен целый раздел.
Как играть в открытые задачи? На основе решения открытых задач была создана интеллектуальная командная игра Креатив-бой. Участники делятся на команды и решают открытые задачи. Их решения оцениваются по специальным параметрам. Подробнее про правила игры, нюансы, а также задачи, в которые можно поиграть, вы найдете на портале Creatime.
Дополнительные идеи:
В решение открытых задач можно добавить и активный элемент! Для начала, ставим перед участниками любые открытые задачи, например:
- Монета тонет в воде, а как сделать чтобы не тонула?
- Одежда пачкается, а как сделать, чтобы не пачкалась?
- Как сделать так, чтобы воздушный шарик не лопнул?
А дальше вы вольны сами придумать, какой элемент активности включить! Например, участники становятся на старт, и за каждое произнесенное решение – участник делает прыжок вперед и приближается к финишу. Кто доберется первым?
Или участники становятся к одной стенке. Все придумывают решения. Если кто-то не придумал решение – то вместо ответа он может сделать физическое упражнение, например загнуть руку и пройти туда-обратно к противоположной стенке. Затем если снова не будет ответа – загнуть вторую руку и снова пройти, потом ногу и так задача пройти будет постепенно усложняться.
Или включить в генерацию ответов мячик. Кто ловит мячик – должен придумать решение и бросить его следующему игроку.
9) Дополнительные материалы
Есть еще много игр из арсенала ТРИЗ-педагогов, которые не вошли в этот топ, но компактно собраны и оформлены в карточках. Например – это игры на сочинение сказок, на системное мышление, на причинно-следственные связи.
О том, как получить игры в карточках – по ссылке.
Игры по триз технологии в подготовительной группе своими руками
Елена Сорочкина Опубликовав план самообразования технологии ТРИЗ, предлагаю игры для занятий с детьми ТРИЗ, которые, к сожалению, по сноскам не открылись. В такие (и другие) интересные игры играем с детьми и родителями.
Игры по технологии ТРИЗ помогают развивать познавательное личностное развитие детей, что особенно важно к подготовке к школе Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.
Реквизит: рисунки разных объектов, например: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т.
д. На каждого ребенка — один рисунок.
Ввод в игру: напоминание сказки «Теремок» и предложение сыграть сказку в измененном виде. Ход игры: 1-й вариант: каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект.
Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный — шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог: — Тук, тук, кто в теремочке живет? — Я, (называет себя, например, гитара).
Игры и игровые упражнения с применением ТРИЗ-технологий
Елена Уколова Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить с пониманием происходящих процессов. «Можно говорить все!» — таков девиз тризовцев.
«Хорошо-плохо» — мозговой штурм.
Совершенствовать умения выделять противоречия в предметах.
ТРИЗ-технологии картотека по теме
08.11.2014 — 18:43 — Игры и игровые упражнения для организации совместной деятельности с детьми с учетом тематического планирования ДОУ ВложениеРазмер 10.3 КБ 53 КБ 74.5 КБ 153.5 КБ 52 КБ 67 КБ 19.5 КБ 207.5 КБ 101.5 КБ 114 КБ 164.5 КБ 56.5 КБ 45.5 КБ 148.5 КБ 128 КБ 210.5 КБ 118.5 КБ 145 КБ 141 КБ 73.5 КБ 61.
5 КБ 78 КБ 50 КБ 58 КБ 42 КБ 99 КБ 27 КБ Департамент социально-культурных и дошкольных образовательных учреждений администрации муниципального образования городского округа «Воркута»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №18 «Звездочка»Картотека игр и игровых упражнений для организации совместной деятельности с детьми с учетом тематического планирования ДОУ Кто из нас в детстве не мечтал о чуде, не хотел стать всемогущим волшебником?
Но никто не задумывался о том, когда и куда исчезают потом эти мечты.
ТРИЗ-игра «Чудесные вещи»
Ekaterina Zorina-Lavroaya 12.09.2015 Впервые об этой игре я узнала, когда преподавала развитие речи у деток 4-5 лет. Мы искали интересные пособия, отличающиеся от стандартного набора программы детского сада, так нашлась книга.
Игры и задания, предложенные Людмилой Евгеньевной Белоусовой, показались мне удивительно увлекательными. Основным принципом занятий является стремление разбудить и активировать в ребенке творца, увлечь словесной игрой — когда можно и посмеяться, и порассуждать, когда придуманная история рождается свободно, без страха, что сказано что-то неправильное, лишнее, глупое.
Больше всего мне запомнилась игра «Чудесные вещи», хочу ей поделиться. Цель игры: придумать и описать новый объект с необычными свойствами.
Игра отчасти напоминает Возраст: от 4,5 лет, лучше всего начинать играть с одной-двух картинок-свойств Зачем: развиваем фантазию и речь, вариативность мышления, креативность, интерес к придумыванию нового Подготовка: В этой игре четыре серии карточек: «движение», «материал», «звук», «запах».
Мастер-класс для воспитателей «Применение игр ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога и детей в ДОО»
Александра Шистерова Цель мастер-класса: практическое освоение технологии ТРИЗ. Добрый день, уважаемые коллеги!
У человека всё предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и видеть, рот – чтобы поглощать пищу и говорить. Всё нужно самому себе, кроме улыбки.
Улыбка нужна больше окружающим чем самому себе, чтобы им с вами было приятно и хорошо.
Интеллектуальная игра для дошкольников по ТРИЗ-технологии
Задачи: упражнять в сужении поля поиска при отгадывании объекта; систематизировать восприятие объектов как совокупность взаимосвязанных частей; развивать умение направлять своё воображение в соответствии с поставленной задачей; упражнять в подборе рифмующихся слов и составлении рифмовок; закрепить умение системного анализа объекта; воспитывать умение работать сообща, оказывать помощь друг другу.Материал: мультимедийная установка, чёрный ящик, набор мягких модулей, наборы разрезных и предметных картинок, газеты, игрушки — слон, лимон, банан.Ход игрыВедущий (В.).
Здравствуйте, уважаемые гости!
Дидактическая игра с использованием технологии ТРИЗ «Умные кубики»
Любовь Зыкина Паспорт игры «Умные кубики» Возраст: Игра проводиться с детьми 5-7 лет, можно играть как с подгруппой детей, так и индивидуально. Материал: кубик, на сторонах которого схематически изображены имена признаков; кубик, на сторонах которого схематически изображены вопросы; кубик с пустыми окошечками, в которые вставляются картинки с изображением различных объектов.
Так как программа обучения подразумевает определённую тематику по темам недели, то и картинки я подбираю соответственно теме,заключая их в рамки разного цвета.
Цель: Упражнять в умении задавать вопросы различной направленности к заданным объектам.
Игры ТРИЗ для дошкольников.
ТРИЗ в развитии речи дошкольников
Современные родители и педагоги ставят перед собой задачу развивать ребенка в первую очередь творчески.
Огромное внимание уделяется развитию таких способностей.
Поэтому нередко можно встретить воспитателей, которые применяют ТРИЗ для дошкольников в своих обучающих программах.
Игры и задания, на которых основана эта система, способствуют развитию активного мышления, а также делают процесс творческого становления личности намного увлекательнее как для ребенка, так и для взрослого.
ТРИЗ – это аббревиатура, которая расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Как и любая другая теория, она имеет свою структуру, функции и алгоритм. Многие родители используют элементы ТРИЗ в своих даже не подозревая об этом.
ТРИЗ для дошкольников – программа, которая не претендует на то, чтобы заменить основную.
Она создана для того, чтобы увеличить эффективность уже имеющихся способов
Игры по триз
16.04.2021 Автор Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанная Генрихом Альтшуллером еще в середине прошлого века, изначально не имела отношения к детям.
Сейчас эта теория применяется во многих отраслях, в том числе в педагогике.
Уже лет с 3-х отдельные ее элементы можно применять в занятиях с детьми. Эта система хороша тем, что не дает готовых знаний, она заставляет думать.
Цели ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Игры по триз технологии в подготовительной группе своими руками фото
А еще дождь похож на разбрызгиватель, который мама ставит на огороде и поливает ягоды и овощи.
В: На что похожа коробка цветных карандашей?
Д: На радугу, на цветные дорожки, на цветные карамельки (с красным вкусом — малиновая, клубничная, с синим вкусом — черничная…)
В: На что похожа кисть?
Д: На метлу Бабы — Яги, на указку, на Волшебницу (потому, что если провести кисточкой по бумаге получается какой-то рисунок).
В: На что похож светофор?
Д: На трехглавого робота, на радугу, на магнитофон.
В: Почему на магнитофон?
Д: Так как сам прямоугольный, а кружочки напоминают кнопочки.
Игры по триз технологии в подготовительной группе своими руками видео
Целью и того, и другого является ускорение отбора нужного решения среди множества вариантов, «вытаскиваемых» из подсознания человека.
Отличительные черты мозгового штурма:
- Направлен на всестороннее рассматривание проблемы и озвучивания как можно большего числа решений.
- Проводится с группой людей, обладающих знаниями в различных областях.
- Не допускает критики высказываемых идей.
- Не предполагает обсуждения в процессе, оно происходит после.
С детьми дошкольного возраста проводится одной подгруппой, число участников может быть различным, но желательно не более 8, поскольку большее число детей неизбежно приведёт к шуму, неразберихе, что сведёт на нет результат.
В таких случаях следует обратиться за помощью к психологу и вместе с ним помочь малышу решить проблему, которая направляет его фантазию на нежелательный путь.
Игры по использованию прямых аналогий проводятся со старшими дошкольниками как одной подгруппой, так и в форме соревнования двух команд по типу брейн-ринга, по 4–6 участников.
Игры на развитие эмпатии и фантазирование могут вводиться со средней группы с использованием соответствующего материала (знакомых сказок, стихотворений о рассказов о природе, семье, дружбе).В этих играх могут принимать участие и все дети сразу, и подгруппами по желанию.
Моделирование маленькими человечками
Этот забавный, на первый взгляд, метод был придуман Г.
Альтшуллером, чтобы помочь изобретателю посмотреть на ситуацию со стороны и в то же время смоделировать идеальное решение.
Воспитатель: — Дети, мы пришли на улицу Доброты. Что здесь написано? Да, здесь расположена волшебная почта, на которую приходят посылки от Волшебницы для героев сказок. Сегодня она прислала такие замечательные подарки для Красной Шапочки, Дедушки и Кота в сапогах. Но вот беда, прошёл дождь и этикетки с посылок отклеились.
Сказочные герои не знают, кому что подарила Волшебница. Помогите им. «Мозговой штурм». Дети обговаривают, какая посылка какому персонажу более подходит: «Старенькому Дедушке не нужен велосипед, скорее машина.
Но трактор нужнее, трактором можно вытянуть репку, привязав к ней трос.
Коту подходит и машина, и велосипед. Но Красная Шапочка не сможет проехать по лесу к бабушке на автомобиле, а велосипед как раз ей пригодится.
Значит, Коту прислали автомобиль, Дедушке — трактор, а Красной Шапочке — велосипед».
Копирование и дублирование в интернете игрового поля — запрещено!
Еще карточки на разные темы
Вот еще несколько интересных правил к игре
1. “Сколько”. Придумываем как можно больше вопросов, начинающихся со слова “Сколько”. Например: “Сколько на столе животных?”, “Сколько хищных?”, “Сколько всего ножек у мебели?”, “Сколько сидячих мест?”, и др. За каждый придуманный вопрос игроку вручается награда — монетка или спичка.
Выигрывает тот, кто наберет больше всего наград. 2. “Молчанка”. Угадываем задуманный предмет, но играем молча, то есть спрашиваем при помощи жестов или показываем предмет с помощью пантомимы. Количество картинок на столе можно сократить 4. “Вопросы”. На стол выкладывается только одна картинка.
Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:
— К бабушке она велела ей сходить, а не к тете:
И так далее.
«На что похоже»
Цель: развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.
Правила игры: Ведущий — воспитатель, а в старшем возрасте — ребенок называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.
Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать картинки предметные, особенно на этапе ознакомления с игрой.
Внимание
Игра с водой, кукольной посудой и игрушкой-слоником. Тёплая тарелка Глубокая тарелка, всегда тёплая, чтобы суп в ней не остывал. Это можно нарисовать, выполнить в технике обрывной аппликации.
Тарелка с пуговицами К такой тарелке можно пристегнуть ложку и вилку на петлях, чтобы они не потерялись. Можно придумать сказку: «Жила-была тарелка, которая очень любила своих друзей, вилку и ложку. Но они часто терялись, и тарелка грустила. И вот однажды ей встретился волшебник…»
Морфологический анализ
Морфология — наука о строении, форме.
В основу морфологического анализа положен принцип образования всех возможных вариантов решения задачи путём поочерёдного сопоставления объектов из двух и более групп, а также их признаков, свойств. Когда все варианты составлены, их рассматривают и отбирают наиболее подходящие.
Например, что будет если: — не нужно будет платить в магазине — птицы не смогут летать — исчезнет электричество и т.д.
Игра в ассоциации.
Например, ветер-вентилятор шуба-шкура певец-птица певчая духи — цветок душ- мойка- мочалка-мыло Для малышей хорошо сделать картинки этих явлений и находить «пару». Важно научить детей видеть идеальный конечный результат. Например, сказка Сутеева «Яблоко». Яблоко только одно, а желающих его получить — трое.
Идеальный конечный результат, чтобы каждый получил яблоко. В сказке Сутеева его делят на три части. В сказке про колобка идеальный конечный результат — звери сами не хотят колобка есть, тогда и защищать его не придется.
А теперь главное — зачем все эти игры нужны? В жизни мы обычно сталкиваемся с проблемами, решив которые мы должны добиться совершенно определенного конечного результата.Достаточно разложит на столе карты в количестве 10 штук. Если же вы хотите придерживаться пояска, то в качестве его предлагаем воспользоваться большой визитницей, к стати, там карточки и хранить можно.
Мы выбрали несколько другие картинки для карт, чем в готовом покупном наборе. Карты у нас делятся по темам: Животные фермы, Овощи, Мебель, Дикие животные.
В дальнейшем мы планируем добавлять изображения и темы, так как такого вида карты подходят не только для этой игры.
Если вы по каким-либо причинам распечатать не имеете возможность — посмотрите другой вариант изготовления карт с картинками для детей, на примере самодельной игры Alias для детей
Чтобы увеличить и распечатать — нажмите на картинки. Для прочности, карты можно заламинировать.
Игра предназначена только для домашнего использования.