+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Договор управляющей компании с ресурсоснабжающей организацией образец

Прямые договора с РСО при управляющей компании (УК) в 2020 году: Плюсы и минусы заключения соглашений с Ресурсоснабжающими организациями

Договор управляющей компании с ресурсоснабжающей организацией образец

Институт управляющих компаний не всегда в полной мере и качественно справляется со своими обязанностями. Причин много, и одна из них коррупционные действия, на основании которых РСО недополучают причитающиеся средства.

В соответствии с принятым законом, потребитель теперь имеет право заключать прямые договора с РСО при управляющей компании.

Это значит, что УК по-прежнему будет выполнять свои обязанности  по контролю качества предоставляемых услуг РСО, но платежи будут идти напрямую в ресурсоснабжающие компании.

Уважаемые посетители!

Наши статьи носят информационный характер о решении тех или иных юридических вопросов. Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.

Для решения конкретной задачи заполните форму ниже, либо задайте вопрос онлайн-консультанту во всплывающем окне справа внизу экрана или звоните по номерам указанным на сайте (круглосуточно и без выходных).

Это быстро и бесплатно!

Переход на заключение договоров напрямую с РСО минуя УК

Нормативные акты регулирующие заключение договоров с РСО при действующей УК

Прямые договора с ресурсоснабжающими организациями в 2020 году возможно заключить по следующим направлениями предоставляемых услуг:

  • поставка воды (горячей и холодной);
  • искусственный обогрев жилых и нежилых помещений – отопление;
  • утилизация и вывоз твердого мусора;
  • отвод жидких коммунальных отходов и воды;

Новый закон №59/ФЗ, с дополнениями от 03 апреля 2020 года должен помочь в борьбе с задолженностями перед РСО.

Штрафные действия в отношении УО в силе. Причина – неверно начисленные суммы в квитанциях на оплату. Результат – штраф на имя директора управляющей организации в размере половины неверно указанной цифры.

Прямые договора с РСО, их плюсы и минусы:

  1. РСО и обычные люди станут более «защищенными».
  2. Уйдут ситуации, когда весь дом отключали от какой-то услуги по причине того, что денежный ресурс на счет управляющей компании поступил, а до РСО не дошел.
  3. Очевидный минус – некачественные услуги. На этапе прямых взаимоотношений его придется решать владельцам МКД.

Разбираясь в вопросах, стоит ли переходить к прямым договорам, надо понимать разницу между двумя понятиями «коммунальный ресурс» и «услуга».

К первому термину относится:

  • подаваемая в дома вода (горячая и холодная);
  • тепловая и электрическая энергия;
  • газ природного происхождения, в т. ч. баллонный;
  • доставка твердого топлива для печей.

Жилищно-коммунальная услуга – это работы, проводимые для сохранности имущества, принадлежащего МКД. Действия, направленные на поддержание и восстановления здания в пределах санитарно-гигиенических норм. К этим объектам относятся все хозяйственные постройки и коммуникации.

Посмотрите видео: “Бомба в ЖКХ: Прямые договоры потребителей с ресурсонабжающими организациями.”

Законы РФ

Изменения, внесенные в Федеральный закон №59/ФЗ с дополнениями от 03 апреля 2020 года, дали возможность для работы потребителя непосредственно с поставщиком услуг. В обход, так сказать, посредника в лице управляющей компании.

До того, как были подписаны изменения к этому закону, заключение договора с ресурсоснабжающей организацией напрямую проходило сложно. В ЖК № 188/ФЗ с изм. 2020 года в части статьи 157, пункт 2 расписана методика начисления оплаты за предоставленные коммунальные услуги при работе с РСО напрямую.

Обязанности, возлагаемые на УК, указаны в 161 статье «О требованиях к работе управляющих…»:

  • контролировать уровень предоставляемых услуг;
  • способствовать к передаче данных с измерительно-учетных приборов (счетчиков) от УО к РСК;
  • осуществлять прием жалоб от граждан и заниматься их разбирательство;
  • давать доступ сотрудникам РСО к хозяйственным помещениям МКД для устранения неполадок.

Особенности заключения договоров

В случаях, когда собственники многоквартирного дома решили на общем собрании перейти на работу с РСК без посредников, круг мероприятий управляющей организации сужается.

Но часть обязанностей все равно остается за УК, как то:

  1. Ответственность за качество деятельности, проводимой на общедомовой территории. Жалобы жильцов направляются в УК, служащие которых обязаны реагировать на них, проводить осмотр и составлять акты произошедших ЧС. Если не удастся найти доказательства вины РСО, то УК в полной мере отвечает за случившееся. Сумма нанесенного ущерба физического и морального возлагается на УО.
  2. Когда в контракте о социальном найме жилья прописано, что передача данных, снятых с учетных приборов в квартире направляется в УК, их сотрудники обязаны вовремя обрабатывать полученную информацию в РСК для возможности расчета и начисления оплаты за потребляемый ресурс.
  3. имущества, принадлежащего на общих правах совладельцам МКД, находится в компетенции управляющей организации. Заключение договоров по остальным направлениям – обязанность УО.

Плюсы, минусы и зона ответственности по новому закону у УК и РСО

Плюс для управляющей компании – уменьшение круга обязанностей.

Для представления каждой коммунальной услуги требовалось задействовать несколько механизмов:

  • расчет стоимости обслуживания;
  • распределение суммы по списку жильцов;
  • выставление счетов;
  • контроль за своевременной оплатой;
  • заключение договором с поставщиком услуг.

Мероприятия по установке счетчиков, их поверке и составлению актов о неисправности учетных приборов – все это также с переходом на прямые взаимоотношения находится в зоне ответственности РСК.

В этой ситуации управленческое предприятие может направлять все силы на выполнение обязанностей по качественному обслуживанию МКД.

Минусы прямых контрактов с РСО:

  1. Получив соглашение о таком формате работы с потребителем услуг, ресурсоснабжающая компания получает в нагрузку и старые долги жителей МКД.
  2. Платежи теперь поступают непосредственно на расчетный счет РСО.
  3. Расходы по взысканию задолженностей лежат отныне на них же.

Работа с должниками кропотлива и трудоемка:

  • ведение учета плательщиков и неплательщиков;
  • своевременное написание уведомлений о взыскании, их рассылка;
  • контроль за адресами, где надо частично прекратить подачу ресурсов, по причине возникновения долга.

Нюансы перехода на прямые соглашения с РСО

При работе с лицами, имеющие задолженность, на управляющей компании остается лишь предоставление доступа к совместному имуществу МКД, где сосредоточены развилки коммуникаций.

Еще положительный момент для УК – снижение объемов поступающих средств дает возможность сменить систему налогообложения, переведя ее на упрощенный вариант – это позволяет экономить деньги за счет уменьшения работы. Декларация подается один раз в год и сумма при этом станет значительно меньше.

Выставляя счета за услуги, РСК несет ответственность за их достоверность. Ошибки в расчетах чреваты наложением 50% штрафа от указанной суммы на директора ресурсоснабжающей организации.

Потребитель, выявив ошибку в квитанции, должен написать заявление в РСО. Если официального ответа не последовало, можно обратиться в прокуратуру, Роспотребнадзор или направить заявление в судебную инстанцию.

Основания для перехода согласно законодательства в 2020 году

Переход от системы «Потребитель МКД ⇒  Управляющая компания ⇒  Ресурсоснабжающая организация», к формату «Житель МКД ⇒  РСО» возможен в двух случаях:

  1. На собрании собственников многоквартирного дома принято решение о заключение прямого договора с РСО, а руководство фирмы возражений не имеет.

  2. Второй вариант развития событий – финансовые споры между управленческим предприятием и ресурсоснабжающей компанией. Причитающиеся РСК средства не перечисляются УК или предоставляются в не полном объеме, с нарушениями сроков.

Не путать понятие «прямые договора» и «расчеты» – закон РФ в части Жилищного кодекса гласит, что вносить платежи разрешается напрямую на расчетный счет РСО. Это также касается при выступлении УК в качестве посредника.

Подробно ознакомиться с вопросом, с юридической точки зрения можно тут – последняя редакция 2020 г. ЖК №188/ФЗ статья 155. О нормативах прямых расчетов написано в Федеральном законе №123, от 4 июня 2001 года с изменениями.

Исключение – оплата за непосредственно услугу содержания  недвижимого имущества. Ежемесячные взносы должны поступать на счет управляющей компании.

Главным отличием между прямым соглашением с РСО и формой аналогичных платежей заключается в том, что во втором случае контракт подписывается с УК. В ситуации возникновения задолженности, сумму неустойки праве требовать только управляющая компания.

У РСК нет полномочий для взаимодействий с должниками в прежнем формате. Однако заключив прямой договор с ресурсообеспечивающей организацией, проблема автоматически разрешается.

Процедура заключения

Сообщество совладельцев многоквартирного дома имеют право на заключение прямого договора с ресурсоснабжающей организацией при условии достижения кворума на ОСС.

Непосредственно РСО имеет полномочия расторгнуть контракт с УК и провести самостоятельные переговоры с потребителями. Для этого на счетах РСК должна образоваться задолженность по платежам от УК в размере не менее двух средних взносов за месяц. В таком случае аннулирование договора возможно в одностороннем порядке.

Определение задолженности при переходе с УК на договор с РСО

Сумма долга, на который претендует ресурсоснабжающая организация, будет высчитываться исходя из нормы потребления данного ресурса в среднем по стране. Решение закреплено судебным постановлением и актом сверки. В этом вопросе показания учетных приборов в расчет не берутся.

Алгоритм

Для того чтобы провести заключение прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями необходимо сначала получить их одобрение. Если РСО согласилось, то назначается собрание собственников многоквартирного дома.

Вопрос об этом вносится в повестку дня. При достижении кворума на ОСС, председатель сообщества МКД заключает договор с РСК. Смена обслуживающих дом организаций допускается не чаще, чем один раз в год. Предыдущего поставщика услуг следует поставить в известность о расторжении контракта, не менее чем за месяц.

Если же причина перехода к прямым отношениям между потребителем и РСО является задолженность со стороны управляющей компании, тогда действовать надо так:

  • Сообщить УК или ТСЖ о том, что деловые отношения будут прекращены через 30 дней.
  • Поставить в известность органы ГосЖилНадзора.
  • Поместить объявление для владельцев квартир МКД на информационном стенде, на сайте УК или компании, поставляющей ресурсы.

Уведомить о будущем событии всех участников сделки следует не позднее, чем за месяц. По прошествии 30-дневного срока, договор автоматически считается расторгнутым.

Необходимая документация

На начальном этапе следует сформировать соответствующий запрос на имя руководителя ресурсоснабжающей компании с просьбой заключить прямой контракт о сотрудничестве.

В таблице указаны документы, которые потребуются для перехода на прямые взаимоотношения с РСО. Файлы доступны для бесплатного скачивания:

Таблица 1.

ДокументСсылка
Образец договора с РСОСкачать
Приложения к контракту
Данные о состоянии жилого фонда, количественное и качественное№1
Акт эксплуатационной ответственности№2
Балансовая отчетность№3
Форма передачи показателей учетно-измерительных приборов№4
Шаблон уведомления о смене тарифного плана№5
Бланк для заполнения при возникновении задолженности перед РСО№6
Образец акта по сверке№7
Протокол
№1Один
№2Два
№3Три

Обязанность собственника нежилого помещения заключить договор с РСО

Согласно постановлению № 1498 от 26 декабря 2016 года собственники нежилых помещений обязаны самостоятельно искать РСК (ресурсоснабжающие компании) и заключать непосредственно с ними договора.

Процедура передачи показаний счетчиков для компании – поставщика ресурса

Показания измерительно-учетных приборов по воде, свету и газу потребитель передает в управляющую организацию. Компания, в свою очередь, должна своевременно и в полном объеме передать полученные данные в РСК, если иное не прописано в договоре с РСО.

Что делать, если МКД перешел на прямой договор с РСО, а платежи от УК продолжают поступать

В этом случае бухгалтер и руководитель управляющей несут полную ответственность за этот неправомерный поступок. Если до поступления текущего платежа от потребителя на счет, ситуация будет исправлена, то наказание не последует. В противном случае назначается штраф в двойном размере от выставленной суммы.

Проверка законности ГЖИ начисления платы ресурсоснабжающей организацией

Деятельность ГосЖилНадзора регулируется ст. № 20 ЖК РФ,  в которой сказано, что сотрудники ГЖИ имеют право на проверку документов по начислению коммунальных платежей. Основная работа ведомства – упреждать и пресекать любые нарушения, связанные с ущемлением прав потребителей.

Основания для жалобы

Причины жалоб на работу РС могут быть:

  • некачественно поставляемые услуги;
  • перебои в подаче воды, свете, газа;
  • неправомерно завышенные платежи за обслуживание РСК.

Направлять претензию в жилищную инспекцию можно в индивидуальном порядке и коллективно. Для этого следует собрать пакет документов, подтверждающий факт нарушения.

Обращаться в ГЖИ необходимо после того, как официальное письмо на имя руководства РСК было проигнорированы, о чем есть бумажное доказательство.

Образец жалобы

Посмотрите видео: “Сложности перехода на прямые договора.”

Новшества в законодательной базе ЖКХ коснуться заключения прямых договоренностей с РСК, даже если у МКД есть компания управляющая, а ранее все услуги поставлялись через нее. Суть вопроса – коммунальное обслуживание.

Переход к прямой работе с компаниями, поставляющими ресурсы, пока не отлажен, не все вопросы отработаны на законодательном уровне. Поэтому на том или ином этапе будут возникать проблемы.

Ресурсоснабжающая организация — что это и как заключить прямой договор с ней? Ресурсоснабжающая организация — исполнитель коммунальных услуг?

Договор управляющей компании с ресурсоснабжающей организацией образец
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 653-60-72 (добавочный 784). Это быстро и бесплатно!

Основной и наиболее распространенной формой организации управления и эксплуатации многоквартирных домов считаются управляющие компании или товарищества собственников жилья, ТСЖ.

В процессе деятельности по эксплуатации многоквартирных домов необходимы услуги по водоснабжению, теплоснабжению, канализации и удалению твердых бытовых отходов. Компании, основными функциями которых является оказание услуг по поставке коммунальных ресурсов, именуются ресурсоснабжающими организациями.

Ресурсоснабжающие компании являются юридическими лицами и практически всегда монополистами в городах, а тем более в сельской местности.

Тарифы на услуги населению для занимающих монопольное положение в сфере реализации бытовых услуг компаний подвергаются государственному регулированию. Государством установлен порядок установления и регулирования цен на коммунальные и бытовые услуги гражданам, правила начисления и порядок оплаты за услуги, оказанные поставщиками ресурсов.

УК для ресурсоснабжающих организаций выступают в роли заказчиков, а поставщики ресурсов для управляющих компаний выступают в роли подрядчиков, действующими на условиях заключенных договоров.

Что значит ресурсоснабжающая организация

Организации, для которых основным видом деятельности является транспортировка и реализация определенных видов коммунальных ресурсов, называются ресурсоснабжающими организациями. К таким организациям относятся компании, оказывающие следующие услуги:

  1. Электроснабжающие сетевые и сбытовые компании.
  2. Водоснабжающие организации, водоканалы и фирмы, осуществляющие отвод сточных вод.
  3. Поставщики газа.
  4. Теплоснабжающие организации и поставщики угля для бытовых нужд.

Также, к поставщикам коммунальных ресурсов относятся и сетевые компании, обеспечивающие доставку определенного ресурса и эксплуатацию сетевого хозяйства.

Помимо основной деятельности по реализации того или иного ресурса, организации могут оказывать и другие, не противоречащие законодательству, услуги:

  1. Проводить профилактические работы по уничтожению различных насекомых и грызунов.
  2. Вывозить мусор и другие бытовые отходы.
  3. Обеспечивать доступ жильцов к антеннам общего пользования.
  4. Обеспечивать освещение дворовых площадок и подъездов.

Поставщики ресурсов обеспечивают транспортировку ресурсов непосредственно до узла приема ресурса, находящегося на границе разграничения балансовой принадлежности, ответственность за дальнейшую судьбу ресурса несут собственники жилья в лице УК или ТСЖ.

Может ли ресурсоснабжающей организацией быть управляющая компания

Компания по управлению многоквартирными домами обеспечивает сохранность и нормальное функционирование инфраструктуры дома, выполняет посреднические функции между владельцами квартир и поставщиками материалов и услуг, обеспечивает начисление и сбор средств с жильцов и оплату поставщикам за приобретенные материалы и оказанные услуги.

Для жильцов и владельцев собственности в доме УК служит поставщиком услуг, а для поставщиков коммунальных услуг заказчиком, обеспечивающим оплату за оказанные услуги и поставленные материалы. Организация по управлению домом обеспечивает сохранность общедомового имущества, его эксплуатацию, обеспечивает планирование и организацию его ремонта.

Основной функцией ресурсоснабжающих компаний является поставка потребителям в соответствии и на условиях заключенных договоров определенного коммунального ресурса, исполнять обязанности управляющей компании не является их функцией.

Однако, по желанию владельцев жилья они могут оказывать услуги по поставке ресурсов по договорам, заключенным непосредственно с жильцами и получать оплату непосредственно от потребителей коммунального ресурса.

Когда ресурсоснабжающая организация может выполнять функцию исполнителя коммунальных услуг

Имеется следующие формы обслуживания жилого дома:

  1. Привлечение компании для управления домом.
  2. Создание товарищества собственников.
  3. Управление домом собственниками без создания юридического лица.

Поставщики коммунальных ресурсов могут являться исполнителями коммунальной услуги, если дом управляется владельцами собственности и в случае, когда собственники дома не определились с формой его управления.

Правительством в постановлении о правилах предоставления коммунальных услуг определено, при каких обстоятельствах РСО может исполнять коммунальные услуги без участия посредников в лице УК и ТСЖ.

Порядок предоставления услуг

В рамках общей концепции, утвержденной силами действующего закона, РСО обеспечивает поставку исполнителю (управляющей компании) коммунального ресурса, а затем озвучивает его суммарную стоимость.

В свою очередь, управляющая компания, обеспечивающая предоставление этой услуги потребителю, ответственна в полной мере за её качество, учет потребляемых объемов, проведение перерасчетов, прием от потребителей соответствующих документов, ведение претензионных работ с должниками. По всем этим направлением управляющая организация также несет издержки.

Тарифы за коммунальные услуги идентичны тарификации по соответствующим коммунальным ресурсам. Т. е.

доход, обретаемый РСО в ЖКХ, формируется стоимостью поставленного ресурса и не включает издержек, которые связаны с обеспечением КУ (коммунальных услуг).

В итоге для РСО складывается благоприятная схема взаимодействия с клиентами: нет необходимости ведения непосредственно прямой работы с каждым потребителем и ведения соответствующей бухгалтерии.

Тем не менее, имеет место быть иная трудность. Исполнитель КУ в львиной доле ситуаций не в состоянии обеспечить полноценной оплаты коммунального ресурса, полученного от РСО. Это связано с несколькими практическими явлениями.

  1. Остро строит перед организациями проблема неплатежей со стороны потребителей ЖКУ. Дело в том, что стоимость этих сервисов высокая, а доходы населения – низкие.
  2. Нередко исполнитель коммунальных услуг вырученные от жильцов средства применяет в собственных целях и нуждах (покрытие других расходных направлений, компенсация прочих издержек и др.).

К сведению

Сложившиеся обстоятельства влекут за собой тот момент, что рассматриваемые организации (РСО и ЖКХ) стремятся найти схему работы, при которой они сами могли бы взаимодействовать с конечными потребителями коммунальных услуг. Это оговорено в ч. 6.3, 7.1 ст. 155 ЖК РФ. Также в Правительственном постановлении РФ от 14.02.2012 г. №124 предусмотрен иной (альтернативный) способ оплаты услуг.

Возможно ли заключение прямых договоров?

В 2017 году планируется введение возможности заключения прямых договоров между пользователями и ресурсоснабжающими организациями. Заключение таких договоров может осуществляться в следующих случаях:

  1. Если пользователем услуг выступает собственник частного жилья.
  2. В случаях, когда общим собранием жильцов выбирается способ непосредственного управления. Как правило, непосредственное управление осуществляется в малоквартирных домах (до 16 квартир).
  3. В случаях, когда пользователями являются владельцы нежилых помещений многоквартирного дома.
  4. В период между прекращением действия договоров, заключенных пользователями и исполнителем коммунальных услуг до момента вступления в силу нового договора.
  5. В случаях, когда УК или ТСЖ имеет задолженность перед РСО, размер которой превышает 3-месячную стоимость услуг.

В этих случаях собственники жилых помещений имеют право заключать прямые договора и осуществлять прямые расчеты с РСО.

В то же время, такая ситуация имеет как положительные, так и отрицательные стороны:

  1. Отсутствие расходов на содержание бюрократического аппарата управляющей компании.
  2. Отсутствие коллективной ответственности. Каждый собственник не страдает из-за соседей, которые не оплачивают коммунальные платежи либо оплачивают их не в полном объеме.
  3. Можно привлекать подрядные организации по обслуживанию жилья на краткосрочной основе, что позволяет значительно сэкономить из-за конкурентной среды.

К существенным недостаткам прямых договоров между пользователями и РСО относятся:

  1. Снижение эффективности управляемости многоквартирным домом. Для решения важных вопросов необходимы общие собрания, которые зачастую не приводят к выработке консенсуса.
  2. Нет возможности выполнить капитальный ремонт дома с использованием денежных средств, предоставляемых Фондом содействия реформированию ЖКХ.

Особенности оформления прямых договоров с РСО

Помимо этого, если речь идет о транспортировке или обслуживании того или иного ресурса, за это также отвечают РСО.

Дополнительно организации могут оказывать услуги следующего характера:

  • по уничтожению грызунов (насекомых);
  • по вывозу накопленного потребителями мусора (ТБО);
  • по организации предоставления доступа к коллективным телеантеннам;
  • по организации освещения придомовой территории многоквартирных домов.

Сами РСО не могут персонально выступать в роли управляющих компаний, так как сфера их деятельности ограничена исключительно предоставлением ресурса. Взять на себя функцию управления жилым многоквартирным домом, они не могут.

Стоит обратить внимание на то, что «не должны противоречить» в контексте упомянутой нормы не значит «должны соответствовать» им.

Такие организации именуются ресурсоснабжающими (РСО). Ресурсоснабжающая организация — что или кто это? Существуют четкие правила, по которым происходит расчет и взаимодействие между потребителями (собственниками или иными пользователями) и РСО.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам :

Зачастую посредником между ними выступают управляющие компании (УК), но в некоторых ситуациях возможны прямые расчеты и прямые договора между пользователями услуг и организациями, предоставляющими услуги.

Правила, согласно которым осуществляется предоставление коммунальных услуг, регламентируются следующими правовыми актами:

  • Жилищным кодексом;
  • постановлениями правительства РФ №307, №124, № 354, № 1498;
  • федеральным законом №176-ФЗ.

Заключение договора по теплоснабжению: документы, условия, образец

Договор управляющей компании с ресурсоснабжающей организацией образец

Согласно действующему законодательству поставка тепловой энергии потребителям производится на основании договора, который заключается с поставщиком данной коммунальной услуги. На практике возможны различные варианты заключения подобного соглашения. Настоящая статья поможет детально разобраться в этом вопросе.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

+7 (499) 938-51-93 Москва
+7 (812) 467-38-65 Санкт-Петербург

Показать содержание

Между кем заключается?

Стороны, участвующие в заключении договора теплоснабжения, могут различаться в зависимости от категории, к которой относится тот или иной объект недвижимости. В данном случае имеется в виду многоквартирные дома или же частные домовладения.

Существует две основных схемы заключения подобного соглашения:

  • между УК(ТСЖ) и ресурсоснабжающей организацией (РСО);
  • напрямую между собственником помещения и поставщиком тепловой энергии.

Управляющая организация/ТСЖ и ресурсоснабжающая (отопительная) компания

В соответствии с пп. д) п. 4 Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 одним из стандартов, которые должны выполняться УК (ТСЖ) является заключение договоров с РСО. Основной целью является обеспечение собственников многоквартирного дома (МКД) коммунальными ресурсами, в том числе и по теплоснабжению.

Организации, оказывающие услуги по управлению МКД обязаны заключать договора с поставщиками коммунальных услуг. Данное требование является лицензионным и подлежит обязательному исполнению.

Исключением выступают случаи, когда речь идет о нежилом помещении. Так, согласно ч. 2 п. 6 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 поставка тепловой энергии, а также прочих коммунальных ресурсов в нежилое помещение, расположенное в МКД, производится на основании договоров, которые заключаются собственником напрямую с РСО.

Управляющая организация/ТСЖ и физлицо

Условия предоставления коммунальных услуг, в том числе и по теплоснабжению, прописываются в рамках соглашения, которое заключается между владельцами квартир и УК (ТСЖ). Как правило, в данном документе прописываются следующие пункты:

  • перечень ЖКУ, предоставление которых обеспечивает орган, управляющий МКД;
  • обязанность по заключению договоров с РСО;
  • порядок приема платы за коммунальные услуги и т.д.

Прямое соглашение с поставщиками ЖКУ, в том числе и по обеспечению теплоснабжения, обычно заключается собственниками частных домовладений (пп. а) п. 10 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354).

В тоже время по своему желанию владельцы частных домов имеют право заключить договор о предоставлении коммунальных услуг с так называемыми посредниками (например, это может быть садоводческое или огородническое товарищество). В дальнейшем данные организации в интересах собственников заключают соглашения с соответствующими РСО по аналогии с УК (ТСЖ).

Перечень документов

Общий список, документов необходимых для заключения договора теплоснабжения приведен в п. 36 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 08.08. 2012 года № 808. Сюда относятся следующие бумаги:

  • заявка на заключение соответствующего договора с РСО;
  • документы, подтверждающие право владения объектом недвижимости (договор купли-продажи, дарения, выписка из ЕГРН и др.);
  • договор управления, заключенный с жильцами многоквартирного дома (для УК);
  • устав ТСЖ, ЖК или другого объединения (при необходимости);
  • справки о подключении к системе теплоснабжения;
  • разрешение на ввод здания в эксплуатацию (при необходимости);
  • акт, подтверждающий готовность системы к отопительному периоду.

Документами, подтверждающими подключение оборудования заявителя к системе теплоснабжения, могут выступать акты о присоединении, технические условия, содержащие отметку об их соблюдении, наряды-допуски, выданные поставщиком тепловой энергии.

Как уже было отмечено выше, помимо общего списка бумаг потребитель также должен подать в РСО соответствующую заявку. Список пунктов, которые должны быть включены в содержание этого документа отражен в п. 35 раздела 3 вышеупомянутого Постановления Правительства РФ. К ним относится следующее:

  • Личные сведения о заявителе и месте его нахождения – если это собственник домовладения, то указывается ФИО и адрес проживания. Организации (УК, ТСЖ и др.) пишут свое название и место расположения.
  • Информация о расположении установок, предназначенных для потребления тепла, и их тепловой нагрузке.
  • Необходимый объем тепловой энергии (устанавливается в договорном порядке).
  • Период, в течение которого будет действовать договор.
  • Предлагаемый режим теплоснабжения.
  • Данные должностных лиц, которые отвечают за соблюдение условий договора (касается УК, ТСЖ и т.д.).
  • Расчет потерь тепловой энергии.
  • Реквизиты банковских счетов.
  • Информация о наличии приборов, позволяющих вести учет тепловой энергии, а также их техническое описание.

Как уже было отмечено выше, снабжение населения тепловой энергией производится на основании договора, который заключается с поставщиком этой коммунальной услуги. Данный документ подготавливается в письменном виде и включает в себя следующую основную информацию:

  • номер, дату и место заключения;
  • сведения об обеих сторонах договора (наименование, ФИО должностного лица, действующего от имени той или иной организации и др.);
  • предмет соглашения;
  • права и обязанности потребителя тепловой энергии, а также ее поставщика;
  • порядок предоставления коммунальной услуги по теплоснабжению;
  • порядок произведения расчетов;
  • ответственность сторон и процедура разрешения споров;
  • другие условия.

В конце документа прописываются полные сведения об обеих сторонах договора (адрес, телефон, банковские счета и т.д.) и ставятся соответствующие подписи.

Согласно п. 21 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 года № 808 договор теплоснабжения включает в себя следующие наиболее существенные условия:

  1. объем ресурса поставляемый потребителю;
  2. величину нагрузки оборудования, потребляющего тепловую энергию;
  3. данные должностных лиц, которые несут ответственность за соблюдение условий договора;
  4. ответственность сторон соглашения в случае допущения каких-либо нарушений (например, осуществление некачественного теплоснабжения);
  5. ответственность собственника помещения за просрочку оплаты (больше о том, что такое задолженность по оплате за отопление и к каким последствиям она может привести, читайте тут);
  6. обязательства РСО в части обеспечения надёжности теплоснабжения;
  7. алгоритм расчетов;
  8. организация учета потребляемого ресурса;
  9. характеристика тепловых потерь, возникающих в процессе доставки тепловой энергии к потребителю;
  10. допустимый объем теплоснабжения по тому или иному виду нагрузок (например, отопление, система вентиляции и т.д.).

Расторжение

Договор теплоснабжения может быть расторгнут в одностороннем порядке.

Для поставщика тепловой энергии основанием может выступать наличие у потребителя задолженности за коммунальную услугу за 2 и более месяца.

В свою очередь собственник помещения или УК (ТСЖ) может расторгать договор с ресурсоснабжающей организацией по причине перехода к другому поставщику тепловой энергии.

В соответствии с п. 43 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 года № 808 лицо, желающее расторгнуть договор теплоснабжения, обязано уведомить об этом вторую сторону не позднее, чем за 1 месяц до истечения его срока действия. В противном случае данное соглашение автоматически продлится на аналогичный период времени.

Субабонентское соглашение

Следует отметить, что большая доля потребителей тепловой энергии пользуются услугами по теплоснабжению, не присоединяясь при этом напрямую к сетям ресурсоснабжающей организации. Так, в случае отсутствия возможности напрямую заключить соглашение о теплоснабжении с поставщиком данного вида коммунальных услуг между сторонами подписывается субабонентский договор.

Упоминание этой схемы правоотношений содержится в ст. 545 ГК РФ. В общем понимании под субабонентским договором подразумевается официальный документ, по которому одна сторона передает другой тепловую энергию через специальное теплопринимающее устройство.

Статья 545 ГК РФ. Субабонент

Абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации.

Договоры ресурсоснабжения между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями подлежат лицензионному контролю

Договор управляющей компании с ресурсоснабжающей организацией образец

Лицензиаты, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению МКД, должны иметь в наличии заключённые договоры с ресурсоснабжающими организациями на предоставление коммунальных услуг населению. При отсутствии таких договоров управляющие компании будут штрафовать как за нарушение лицензионных требований по статьям КоАП РФ 7.23.3 и 14.1.3.

Разъяснения Минстроя

По этому вопросу Минстрой РФ дал разъяснения в своём письме №35750-ОЛ/04 от 5 ноября 2015 года, в котором чётко обозначил, что у управляющей компании обязательно должен быть заключён договор ресурсоснабжения с РСО, поскольку это является обязательным лицензионным требованием и подлежит лицензионному контролю (ч.1 ст.193 ЖК РФ).

Согласно Постановлению Правительства РФ №416 от 15.05.

2013 года “О порядке осуществления деятельности по управлению МКД” управление домами обеспечивается также и посредством заключения договоров энергоснабжения, теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, газоснабжения с РСО для предоставления собственникам помещений в МКД коммунальных услуг. Соответственно, заключение договоров ресурсоснабжения является лицензионным требованием, подлежащим лицензионному контролю.

Минстрой также обращает внимание на то, что договоры между собственниками помещений в МКД и РСО, заключённые до вступления в силу ФЗ №176 от 29.06.2015 года, действуют до окончания срока их действия или отказа одной из сторон от исполнения. Только в этом единственном случае отсутствие договора ресурсоснабжения между УК и РСО не может квалифицироваться как нарушение лицензионных требований.

В Письме Минстроя №35750-ОЛ/04 заместитель директора Департамента ЖКХ О.А.Лещенко делает упор на пункт 7 ч.1 ст.

193 Жилищного Кодекса, в котором сказано, что управляющие компании должны соблюдать “иные требования, установленные Правительством РФ”. Кроме того, в соответствии с п.

3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД, утверждённого Постановлением Правительства РФ №1110 от 28 октября 2014 года, к лицензионным требованиям относятся:

В соответствии с ч.2 ст.

162 ЖК РФ по договору управления управляющая компания по заданию собственников помещений в МКД в течение согласованного срока за оплату обязуется выполнять работы и оказывать услуги по управлению МКД, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги, осуществлять другую направленную на достижение целей управления домом деятельность.

Для применения ст.162 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ №416 от 15 мая 2013 года утверждены Правила осуществления деятельности по управлению МКД, в которых говорится, что согласно пп “д” п.

4 управление домом обеспечивается, в том числе, за счёт предоставления коммунальных услуг населению на основании заключённых договоров ресурсоснабжения на поставку ресурсов.

Суммируя всё вышесказанное, заключение договоров ресурсоснабжения между УК и РСО является лицензионным требованием и попадает под лицензионный контроль.

Разница между прямыми договорами и прямыми платежами

Как показала практика, большинство представителей сферы ЖКХ, включая управляющие компании, не до конца понимают разницы между прямыми договорами, которые теперь будут заключаться между собственниками жилья и РСО, и прямыми платежами по схеме потребитель КУ – поставщик КУ.

Термин «исполнитель коммунальных услуг», закреплённый в жилищном законодательстве, никем пока не отменялся, поэтому ответственность за качество предоставленных КУ и сбор платежей по-прежнему несут управляющие компании.

При наличии управляющей компании в качестве выбранной организации для управления МКД именно УК выступает исполнителем КУ.

Следовательно, управляющая компания должна предоставлять потребителям коммунальные услуги и приобретать для этого коммунальные ресурсы на основании заключённых договоров ресурсоснабжения с РСО.

Как ни странно, но до сих пор многие управляющие компании пользуются серыми договорными и расчётными схемами.

Например, управляющая компания договаривается с РСО о прямом выставлении счетов за КУ потребителям, а сама занимается расчётами, доставкой квитанций, претензионной работой, взысканием задолженностей.

При этом, УК вообще не имеет права по закону заниматься такой деятельностью, так как не имеет к коммунальным услугам никакого отношения.

Более того, зачастую управляющие компании вообще не имеют в наличии заключённых договоров ресурсоснабжения с РСО. Тогда на каком основании осуществляется поставка коммунальных ресурсов в жилые дома и взимается плата? Чтобы такого в дальнейшем не было, теперь будут тщательно проверять управляющие компании на наличие договоров ресурсоснабжения с РСО в рамках лицензионного контроля.

Нужно понимать, что максимальный риск в данном случае несёт управляющая компания, которая помимо угрозы проверки лицензионного контроля может попасть в ситуацию, когда РСО абсолютно на законных основаниях может в любой момент потребовать с УК долги, не оплаченные потребителями за поставленные им ресурсы. В свою очередь, потребители КУ также на законных основаниях могут потребовать со своей управляющей компании перерасчёты за не предоставленные КУ или ненадлежащее качество коммунальных услуг. Но есть и более серьёзная ответственность за отсутствие заключённых договоров между УК и РСО.

Ответственность

За несоблюдение и нарушение лицензионных требований для управляющих компаний наступает административная ответственность в виде штрафа или дисквалификации руководителя управляющей компании.

В соответствии с ч.1 ст.7.23.3. за нарушение организациями и ИП правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД на основании договоров управления грозит наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – от 50-100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет
  • на юридических лиц – от 150-250 тысяч рублей

В соответствии с ч.2.ст.7.23.3.

за невыполнение обязанностей, предусмотренных правилами осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД, в период прекращения действия лицензии или её аннулирования, грозит наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – от 100-200 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет
  • на ИП – от 150-500 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет
  • на юридических лиц – от 150-500 тысяч рублей

В соответствии с ч.2 ст.

14.1.3. за осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД с нарушением лицензионных требований грозит наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – от 50-100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет
  • на ИП – от 250-300 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет
  • на юридических лиц – от 250-300 тысяч рублей

В соответствии с ч.24.ст.19.5. за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный законодательством срок предписания ГЖН об устранении нарушений лицензионных требований грозит наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – от 50-100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет
  • на юридических лиц – от 200-300 тысяч рублей

! За административные правонарушения по ст. 7.23.3. и 14.1.3. КоАП РФ предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Следовательно, переход на прямые договорные отношения между собственниками помещений в МКД и ресурсоснабжающими организациями не исключает обязанности УК по заключению договоров ресурсонабжения с РСО.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям заполнять сайты Реформа ЖКХ и ГИС ЖКХ. Мы всегда рады вам помочь!

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.