Что такое тко и кго
Отличие ТБО от ТКО. Справочная информация для лицензиатов в сфере обращение с опасными отходами
Организациям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами 1-4 классов, необходима соответствующая лицензия. К 4 и 5 классу опасности относятся Твердые бытовые и Твердые коммунальные отходы. Об их отличии читайте подробнее в нашей статье.
Росприроднадзор на своем сайте напоминает, что виды отходов, относящиеся к Твердым коммунальным отходам, определены Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора № 242 от 22.05.2021 года.
Согласно указанному каталогу, к ТКО относятся все виды «Отходов коммунальных твердых» (код 7 31 000 00 00 0), а также «Отходов коммунальных, подобных коммунальным на производстве, отходов при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0), если в наименовании указано, что отходы относятся к ТКО.
Определение Твердых бытовых отходов (ТБО)
Законодатель дал несколько определений понятию твердые бытовые отходы. Так, согласно пункту 3.3 ГОСТа Р 53691-2009. «Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I – IV класса опасности.
Основные требования», под твердыми бытовыми отходами понимаются отходы потребления, которые образуются у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.
В тоже время, пункт 2 «Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», характеризует твердые и жидкие бытовые отходы, как отходы, которые образуются в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и так далее).
И наконец, «Концепция обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации. МДС 13-8.2000» относит к твердым бытовым отходам отходы, которые образуются в жилых и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и крупногабаритные отходы.
Таким образом, Твердые бытовые отходы образуются в:
- жилых зданиях;
- административных зданиях;
- учреждениях и предприятиях общественного назначения (предприятиях общественного питания, учебных заведениях, гостиницах, детских садах и так далее).
Определение Твердых коммунальных отходов (ТКО)
В статье 1 Федерального закона № 89 от 24.06.
1998 года “Об отходах производства и потребления” дается следующее определение ТКО: «Твердые коммунальные отходы – это отходы, которые образуются в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд». Также к ТКО относят отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии с Письмом Минстроя № 22270-МП/06 от 18.05.
2021 года, к твердым коммунальным отходам относятся отходы, которые образуются при уборке территории городских и сельских поселений, – например, «мусор и смет уличный, мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства, отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев, отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог и другие».
Разница между твердыми бытовыми и твердыми коммунальными отходами
В соответствии с Комплексной стратегией обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами, под твердыми коммунальными (бытовыми) отходами понимаются отходы, входящие в состав отходов потребления, которые образуются в многоквартирных и жилых домах в результате потребления товаров, а также товары, использованные в таких домах для удовлетворения личных потребностей и утратившие свои потребительские свойства. То есть, в указанном документе между твердыми бытовыми и твердыми коммунальными отходами поставлен знак равенства. Таким образом, и ТБО, и ТКО представляют собой один вид отходов.
Порядок обращения с ТБО и БКО
Правила обращения с ТКО установлены в Постановлении Правительства № 1156 от 12.11.2021 года “Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641”. Указанные Правила содержат:
- порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО;
- порядок осуществления транспортирования ТКО;
- правила обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО;
- основания для лишения статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- форму типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 4 указанных Правил, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами.
Порядок такого взаимодействия должен учитывать региональную программу по обращению с отходами и территориальную схему обращения с отходами.
При этом деятельность регионального оператора производится на основании договора, заключенного с потребителями, на оказание услуг по обращению с ТКО.
Отметим, что региональный оператор отвечает за сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Полигон ТБО и ТКО
Полигон представляет собой один из объектов размещения отходов. Это специально оборудованное сооружение, которое предназначено для размещения отходов. Полигон включает объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 23 Федерального закона № 89 от 24.06.1998 года “Об отходах производства и потребления”, исключение негативного воздействия на окружающую среду достигается за счет природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, которые и обеспечивают защиту окружающей среды.
Это подтверждается мониторингом состояния окружающей среды, соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ.
При этом пункт 2 «Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов» говорит о том, что исключение негативного воздействия на окружающую среду подтверждается результатами мониторинга окружающей среды, который проводят собственники полигона.Статья 12 Федерального закона № 89 запрещает захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также на территории водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Кроме того, законодатель запретил захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза их загрязнения. В этой же статье указано, что объекты размещения отходов должны быть внесены в Государственный реестр объектов размещения отходов.
Тарифы, установленные на услуги по обращению с ТКО и ТБО
В соответствии со статьей 24.9 Федерального закона № 8, органы исполнительной власти субъектов осуществляют государственное регулирование тарифов в области обращения с отходами.
Данные полномочия могут быть переданы органам местного самоуправления. При этом в отношении региональных операторов устанавливается единый тариф на услугу по обращению с ТКО.
Иные тарифы, подлежащие регулированию, устанавливаются в отношении операторов по обращению с ТКО.
Постановление Правительства № 484 от 30.05.2021 года утвердило «Основы ценообразования в области обращения с ТКО» и «Правила регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО».
Согласно пунктам 4 и 5 «Основ ценообразования…», обращение с ТКО осуществляются по ценам, которые устанавливаются по соглашению сторон, но не превышают утвержденные тарифы.
При этом тарифы устанавливаются по отношению к каждой организации, которая выполняет регулируемые виды деятельности по обращению с ТКО.
Регулированию подлежат следующие виды тарифов:
- единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- тариф на обработку твердых коммунальных отходов;
- тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов;
- тариф на захоронение твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 4 «Правил регулирования …», тарифы начинают действовать с начала календарного года на срок не менее 12 месяцев (за отдельными исключениями).
При это организация до 1 сентября года, который предшествует очередному периоду регулирования, должна представить в орган регулирования предложение об установлении тарифов.
В свою очередь, такой орган принимает соответствующее решение не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы.Отметим, что если организация, осуществляющая захоронение ТКО, использует объект обработки ТКО, принадлежащий ей на праве собственности или на ином законном основании, то тариф на обработку ТКО для такой компании не устанавливается. При этом расходы на обработку ТКО учитываются при установлении тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов.
Что нужно для получения лицензии по обращению с отходами I-IV классов опасности
Соискатель лицензии для транспортировки отходов I-IV классов опасности должен иметь оборудованное транспортное средство (ТС), снабженное специальными знаками.
Как подчеркивают в Росприроднадзоре, ТС должна принадлежать лицензиату на праве собственности или на ином законном основании.
Согласно Правилам обращения с ТКО, транспортное средство категории N, транспортирующее твердые коммунальные отходы, называется «мусоровоз». Также Правила обращения с ТКО устанавливают требования к ТС.
С информацией о порядке получения лицензии Росприроднадзора на обращение с опасными отходами Вы можете ознакомиться на нашем сайте. Кроме того, у нас Вы можете приобрести готовую фирму с лицензией на вывоз твердых бытовых отходов.
Источник: https://www.rinfin.ru/news/otlichie-tbo-ot-tko-spravochnaya-informatsiya-dlya-litsenziatov-v-sfere-obraschenie-s-opasnimi-othodami_19644900
Кто отвечает за вывоз крупногабаритного и строительного мусора
«Мусорная реформа» в стране в самом разгаре: одни регионы уже перешли на работу с выбранным регоператором по обращению с ТКО, другие – только готовятся к этому. Вопросов пока много. Одним из них является вывоз крупногабаритного (КГМ) и строительного мусора. Читайте о том, кто отвечает за это и как оплачиваются эти услуги.
Вывоз крупногабаритного и строительного мусора вызывает вопросы
Главные вопросы, которые возникают в отношении крупногабаритного и строительного мусора, сводятся к тому:
- включается ли строительный мусор в понятие «крупногабаритные отходы»;
- является ли крупногабаритный и строительный мусор твёрдыми коммунальными отходами;
- где такой мусор должен складироваться и накапливаться;
- кто отвечает за вывоз КГМ и строительных отходов;
- кто и как оплачивает услуги по транспортировке этого мусора к месту утилизации.
Попробуем разобраться с каждым из этих вопросов отдельно, опираясь на нормативно-правовые акты, регулирующие «мусорную реформу» и сферу управления многоквартирными домами.Кто такой регоператор по обращению с ТКО и чем он занимается
Крупногабаритный мусор не помещается в контейнеры
В действующих НПА есть несколько схожих определений, что такое крупногабаритный мусор или отходы (КГМ или КГО). Так, в п. 2 постановления Правительства РФ от 12.11.2021 № 1156 к крупногабаритным отходам отнесены твёрдые коммунальные отходы такого размера, что их невозможно поместить в контейнерах, например, мебель или бытовая техника.
В ГОСТ Р 56195-2014 дано более конкретное определение КГО как отходов производства и потребления. Это предметы, которые утратили свои потребительские свойства. Размеры таких предметов превышают 0,5 метра в высоту, ширину и длину.
Существует ещё одно определение, на которое ссылаются компании, оказывающие услуги по вывозу мусора: КГМ – это отходы, которые не поддаются сжатию и транспортировке в прессующем мусоровозе.Кто размещает в ГИС ЖКХ информацию об услуге по обращению с ТКО
Кгм входит в состав бытовых отходов и вывозится регоператором
Согласно п. 12 ПП РФ № 1156, вывоз крупногабаритных отходов находится в зоне ответственности регионального оператора. Делать он это обязан в том числе по заявкам потребителей.
Складирование КГО для вывоза, согласно п. 11 ПП РФ № 1156, допускается в бункерах, установленных на контейнерных площадках, или на специально отведённых для этого местах. Они должны быть прописаны в договоре с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО. Также в договоре указывается график вывоза крупногабаритных отходов.
Следовательно, крупногабаритные отходы входят в понятие «твёрдые коммунальные отходы» и ответственность за их вывоз и транспортировку несёт выбранный в регионе оператор по обращению с ТКО. Это зафиксировано и в п. 7.1 ГОСТ Р 56195-2014.
Стоимость вывоза крупногабаритного мусора должна быть включена в норматив, установленный в регионе для оплаты услуг регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Дополнительная оплата за вывоз КГО взиматься не должна.О налоге на добавленную стоимость для услуги по обращению с ТКО
Строительный мусор может повредить мусоровоз
Строительный мусор зачастую также относят к крупногабаритным отходам, ведь он отвечает характеристикам такого вида ТКО: не влезает в стандартный контейнер, не поддаётся сжатию и транспортировке обычным мусоровозом. При этом, как правило, строительные отходы имеют большой вес, а порою представляют опасность для здоровья человека.
Строительный мусор – это все отходы, что образуются при демонтаже, ремонте или строительстве в многоквартирном доме. Это не только бетон, кирпичи, куски металла, но также демонтированные двери и окна, снятый линолеум, старые обои и прочее. Его можно подразделить на:
- непосредственно строительный мусор,
- упаковочные материалы,
- отделочные материалы.
В обязанности регионального оператора по обращению с отходами не входит вывоз такого вида отходов. Ответственность за это несут лица, в процессе деятельности которых такой мусор образовался.
Вывоз и утилизация подобных отходов должен производиться отдельно от ТКО. За нарушение данного правила предусмотрена административная ответственность по ст. 8.1 КоАП РФ.Кто должен убирать контейнерную площадку на оформленном участке МКД
Строительный мусор вывозят специализированные компании по отдельному договору
Строительный мусор запрещено складывать в контейнеры для ТКО: подобные отходы, даже если смогли поместиться в установленные для бытового мусора бункеры, способны повредить мусоровозы при погрузке и транспортировке (п. 14 ПП РФ № 1156). Часть таких отходов может предоставлять опасность для человека и окружающей среды, в том числе из-за строительной пыли.
Занимаются сбором и вывозом строительного мусора специализированные компании, в том числе региональные операторы по обращению с ТКО, за отдельную плату, поскольку эти отходы не включены в утверждённый норматив регоператора.
Если кто-то из жителей в многоквартирном доме затеял ремонт, то он не имеет права вынести и разместить образовавшийся строительный мусор на контейнерной площадке. Он обязан сам или через управляющую организацию связаться с компанией, которая специализируется на вывозе такого вида отходов, и заключить с ней договор на вывоз мусора.
Решение о централизованном вывозе строительного мусора принимается на ОСС
Другой вариант: если ремонт делают сразу несколько собственников или почти все, например, в новостройке. В таких домах образуются спонтанные свалки строительного мусора.
В этом случае управляющая домом организация, если таковая уже выбрана, либо сами собственники могут заключить договор на вывоз строительного мусора, определив место для сбора отходов и график вывоза. Выбранная компания устанавливает специальный открытый контейнер для строительного мусора, куда жители дома обязаны складывать строительные отходы.
Контейнер для складирования строительного мусора
При этом на общем собрании собственники должны утвердить включение платы за эту услугу в плату за содержание жилого помещения или отдельной строкой за жилищную услугу по вывозу строительного мусора, а также утвердить размер платы за неё. За дополнительную услугу при этом должны проать собственники, обладающие более чем 50% от числа участников ОСС (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, ч. 7 ст. 156 ЖК РФ).
Важно помнить
Управляющие организации и ТСЖ, а также жители многоквартирных домов должны разделять понятия бытового крупногабаритного мусора и строительных/ремонтных отходов.
Бытовые крупногабаритные отходы входят в состав ТКО, за их вывоз отвечает региональный оператор. Плата за вывоз КГМ включена в тарифы и нормативы выбранного регоператора.
Строительный мусор не относится к ТКО и не входит в зону ответственности исполнителя коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Его вывоз производится по отдельному договору с регоператором или иной специализированной компанией за дополнительную плату.
Управляющая организация или ТСЖ при этом должны следить за порядком на контейнерных площадках, если они расположены на земельном участке, включённом в состав общего имущества многоквартирного дома.Поэтому УО следует информировать жителей дома о порядке и месте складирования крупногабаритного мусора, графике его вывоза, а также о том, каким образом они должны избавляться от строительных отходов.
Крупногабаритный мусор (КГМ, КГО): определение, вывоз, утилизация
Помимо бытового мусора в процессе жизнедеятельности образуются отходы крупных размеров. Выкидываемые предметы не влезают в мусорные емкости стандартного размера и для их вывоза используются специальные бункеры. При описании такого вида отходов до недавнего времени использовалось понятие крупногабаритного мусора (КГМ).
Применяемая терминология описывала технические характеристики, в отличие от юридической расшифровки понятия. Это приводило к двусмысленному трактованию термина.
В 2010-х внедрили новое понятие – крупногабаритные отходы (КГО), включающие КГМ и входящие в категорию твердых коммунальных отходов (ТКО).
Нововведения законодательства позволили определить порядок и ответственность сторон, осуществляющих обработку КГМ.
Нормативное регулирование
Техническое определение крупногабаритного мусора дано в стандарте ГОСТ Р 56195-2014. Согласно определению, бытовые предметы, превышающие по одному из измерений половину метра, считаются крупногабаритными. Используется 3 измерения:
Дополняется значение термина крупногабаритных отходов Постановлением Правительства № 1156, где указаны примеры видов мусора:
- предметы мебели;
- бытовая техника;
- отходы после ремонта (но не капитального строительства);
- другие.
Указанные виды отличаются от бытового мусора, например, тем, что не могут вывозиться мусоровозами-прессовщиками. В законодательстве РФ определение КГО встречается в нескольких документах:
Во всех нормативно-правовых документах используется термин КГО взамен устаревшего КГМ.
Категории отходов, относящиеся к крупногабаритным
Нарушения при обращении с крупногабаритным мусором влечет следующие риски: штрафы, несанкционированное скоплению на площадке, негативное влияние на окружающую среду. Крупногабаритные отходы по закону включают неопасные остатки 5 класса. Размер остатков составляет свыше 0,5 метров по одному из измерений. Среди них выделяются:
- сантехнические предметы: ванны, душевые, унитазы, раковины;
- техника: холодильники, плиты, микроволновки, стиральные машины, компьютеры, телевизоры;
- мебель: диваны, кровати, стулья, столы, шкафы, стенки, комоды;
- остатки после ремонта: распилы, рамы дверей и окон, перекрывающие элементы, балки;
- спортивный инвентарь: лыжи, самокаты, велосипеды, сани;
- остатки деревообработки: ветки, доски, стволы.
Принадлежность к 5 классу опасности позволяет вывозить КГМ без специальной лицензии.
Порядок накопления, места для вывоза КГО
Самостоятельное обращение крупногабаритного мусора ограничено из-за возможного отсутствия специализированных площадок, компаний, вывозящих КГМ оттуда. В качестве места накопления отходов КГО используется два вида:
- бункеры;
- открытые площадки.
Крупногабаритные отходы вывозятся не обычными мусоровозами, а специальными оборудованными автомобилями – мультилифтами. Использование спецтехники обусловлено особенностями размера и весом сырья. Применение мусоровозов, предназначенных для бытового мусора, грозит поломками оборудования и сбоям во всей системе вывоза мусора.
Площадки для складирования КГО
Присвоенный 5 класс опасности позволяет применять временное открытое хранение без установки бункера. Уточнить информацию о наличии и расположении придомовых бункеров можно в управляющей компании.
Если КГО относятся к отходам 1-4 класса, то накопление недопустимо.
Хранение и вывоз осуществляется лицензированными организациями, с которыми заключает договор управляющая компания или другая организация, отвечающая за территорию.
Штрафы за неправильное обращение с крупногабаритными отходами налагаются и на население, что требует соблюдения правил избавления от мусора физическими лицами. КГО выбрасываются в установленное место – спецплощадку или бункер.
Обычно это бункеры объемом более 7 кубических метров. При отсутствии выделенного места необходимо обратиться в управляющую компанию или компетентные органы. Обращение актуально при достигнутой максимальной заполненности имеющихся емкостей.
Другой выход – заказать услуги компании, вывозящей крупногабаритные отходы.
С 2021 года в России действуют региональные операторы, отвечающие за обработку отходов на закрепленных территориях. Возможно решение вопроса напрямую с данной компанией, ведь именно оператор по законодательству отвечает за организацию вывоза мусора.
Обращение в специализированные компании
Недопустимо использование обычных мусорных баков для утилизации КГМ. Это способно нанести повреждения емкости, а также прессующему оборудованию мусоровоза. Машины для вывоза бытового мусора не предназначены для вывоза крупных предметов. Для вывоза КГМ используются следующие виды техники:
- грузовики с платформами, на которые устанавливается бункер;
- прицепные платформы;
- манипуляторы с толкателями плит.
Вывоз производится по расписанию – регулярно, по запросу – разово.
Оформлением договора на регулярный вывоз занимается управляющая компания. Платежи за вывоз включаются в коммунальные. Индивидуально любой житель может заключить договор на разовое обслуживание. Крупногабаритный мусор образуется в единичных случаях, поэтому для частных лиц регулярный вывоз необходим только при ремонте помещения.
Вариант продажи
Способ, позволяющий продлить жизнь старых вещей, – продажа. В интернете действует ряд сервисов, на которых продаются предметы, бывшие в употреблении. Покупатели готовы самостоятельно вывезти предмет: экономия по сравнению с новой все равно существенная, а функциональные свойства те же.
На сервисах можно продать мелкие вещи, крупногабаритные предметы: мебель, сантехнику, велосипеды, например. Такие отходы образуются при обновлении мебели в помещении, ремонте, покупке предметов на замену старым. Продавец может покрыть часть расходов за счет продажи, если не находит собственного применения выбрасываемому предмету.
Ответственность за нарушения норм
Отсутствие оборудованных площадок для выброса КГО отходов по законодательству не освобождает от ответственности лиц, осуществивших выброс в неустановленном месте. Штрафам подвергаются физические лица, должностные, юридические. Наказание вязано с двумя видами нарушений:
- несанкционированный выброс;
- не соблюдаются обязательства по обращению с КГО.
Размеры и обстоятельства присуждения штрафов указаны в Кодексе об административных правонарушениях (статья 8.1):
- 1-2 тысячи рублей – для физлиц;
- 2-5 тысяч – для должностных;
- 20-100 тысяч – для организаций.
Ответственность лежит на всех участниках процесса: от тех, кто формирует КГО, до тех, кто занимается обработкой.
Учет крупногабаритных отходов
Необходимость учета КГО связана с эффективностью обращения с мусором на каждом этапе: сборе, размещении, вывозе. Объемы и масса отходов учитываются для разработки коммерческой модели, позволяющей поддерживать экологическую безопасность среды. В расчетах используются следующие методики:
- по нормативу;
- по количеству емкостей для сбора.
Для площадок размещения и обработки мусора КГМ должна устанавливаться система весового контроля. В случае неисполнения или неработоспособности системы в течение 30 дней объем учитывается в 2 раза меньшем размере. Это приводит к двукратному сокращению оплаты услуг оператора по утилизации.
Регламентация учета осуществляется на основании Постановления Правительства № 505.
Способы утилизации
При попадании КГО на полигон производятся мероприятия по утилизации, которая приводит к уничтожению или вторичной переработке поступившего сырья. Утилизация крупногабаритного мусора состоит из нескольких этапов, зависящих от вида КГО:
- первичная сортировка (крупная);
- измельчение;
- вторичная сортировка (по фракциям);
- уничтожение или переработка.
Сначала крупный мусор сортируется на разные материалы. Получившиеся части после этого подвергаются измельчению, что сокращает объем отходов и эффективнее загружает транспорт и производство. Измельченная фракция физико-химическими методами делится на более мелкие однородные структуры. Опасность взрывов и пожаров исключается за счет изоляции составляющих друг от друга.
Финальный этап отличается для разных фракций. Одни физически уничтожаются за счет сжигания и выработки тепла. Другие фракции поступают на вторичную переработку, в ходе которой используются при производстве новых вещей.
Переработка крупногабаритного мусора
Вторичное применение крупногабаритного мусора благоприятно сказывается на экологической безопасности планеты. КГО содержат многие материалы, использующиеся повторно после переработки:
- пластик;
- дерево;
- металлы;
- текстиль;
- стекло.
Наименее рациональный способ утилизации мусора – физическое уничтожение.
Согласно современному российскому законодательству, подобный способ теряет актуальность и отходы должны приносить максимальную пользу: вырабатывать тепло при уничтожении или вторично перерабатываться.
Крупногабаритные отходы соответствуют данному правилу и на переработку может уходить до 90% содержимого.
Нажмите на звездочку =)
Средний рейтинг 5 / 5. 1
Кго отходы: общее понятие, как работает, проблемы
Накопленный мусор люди относят в контейнеры, расположенные возле домов. Чаще это бытовые отходы, но иногда попадается старая мебель или сантехника. За размещение в общих контейнерах могут выписать штраф. Чтобы этого не случилось, нужно понимать, что такое крупногабаритный мусор, и как его правильно утилизировать.
Понятие
КГО запрещается выбрасывать в мусоропровод или оставлять на площадках для сбора остатков. В расшифровке — это крупногабаритные отходы, они выделяются в отдельную категорию, для которой существует определенный перечень правил сбора и утилизации. К ним относятся:
- ненужная мебель — диваны, кровати, столы;
- крупная бытовая техника — холодильники, газовые плиты, стиральные машинки;
- определенные отходы после ремонта — остатки оконных рам, перекрытия и балки, панели, кирпичи, фундамент;
- некоторые транспортные средства — самокаты, велосипеды, коляски;
- компьютеры и детали, их составляющие;
- древесные стволы, ветки;
- пластик — не всегда имеет большие габариты, но утилизируется отдельно из — за длительного срока разложения;
- сантехника — ванные, раковины, душевые кабины, унитазы.
Эти отходы относятся к 5 классу опасности, то есть безопасны для населения и экологии, но их все равно нельзя оставлять в мусорных баках общего пользования.
Мусор, входящий в категорию КГО, по габаритам не входит в обычный контейнер, а мусоровозы технически не могут прессовать и перевозить крупные элементы.
Неправильное размещение отходов относится к административному правонарушению, потому что нарушает экологические требования, указанные в статье 8.1 КоАП РФ. Размер штрафа для физических и должностных лиц — от 2 до 5 тысяч рублей, для юридических — до 100 тысяч рублей.
Определение крупногабаритного мусора по законодательству — это бытовые предметы и остатки хозяйственной деятельности, которые утратили потребительские свойства, с размерами, превышающими 0,5 м по любой из сторон. Их перевозят в специальных бункерах-накопителях. Некоторые строительные отходы тоже относятся к этой категории.
Правительство постановило, что крупногабаритный мусор от населения должны вывозить региональные операторы. Их обязанности оговариваются и оформляются документально местными органами управления.
Предприятия, которые предоставляют такие услуги, должны руководствоваться САНПИН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания населенных пунктов». Вывозить отходы можно и самостоятельно — они не относятся к опасным, поэтому для их перевозки нет необходимости в оформлении лицензии.
Единственное условие — наличие транспорта, способного вместить в себя крупногабаритный мусор.
Правила сбора и вывоза
КГО запрещено складировать в стандартный мусорный бак, для них существуют бункеры. Вместимость контейнеров от 8 до 32 кубометров. Бункеры располагают на площадке с мусорными емкостями или на специально отведенной для этого территории. Периодичность вывоза мусора с контейнерных площадок — еженедельно или по мере наполняемости.
Для того, чтобы забрать отходы используют специализированный транспорт. Чаще всего это:
- Бункеровоз — крупногабаритный грузовой автомобиль для вывоза КГО, ТБО и строительного мусора с подъемно — опрокидывающим механизмом и металлической платформой. На нее устанавливается бункер с отходами.
- Камаз с мультилифтом — вместительный (до 27м3) вид транспорта с системой забора контейнеров. В него помещаются объемные партии отходов, а емкости легко заменяются без прерывания процесса загрузки.
Главное требование к месту размещения площадок для сбора мусора — беспроблемный подъезд грузовой машины.
Как избавляться от КГО
Жители домов регулярно сталкиваются с проблемой избавления от крупногабаритных отходов, так как в придомовых баках оставлять его запрещается. В этой ситуации есть несколько решений:
- Жильцы в многоквартирных домах (далее — МКД) могут организовать общее собрание собственников и принять решение о заключении договора с организацией, вывозящей крупногабаритные отходы. Размер платы за услугу в таком случае распределяется равномерно на всех жильцов.
- В случае разового образования большого количества КГО при ремонте или переезде можно воспользоваться услугой фирмы по вывозу мусора с грузчиками. Такой вариант наиболее удобен, поскольку избавляет от необходимости поиска транспорта и самостоятельному выносу отходов из квартиры.
- Уточнить в ТСЖ, ЖЭКе расположение ближайшей площадки с контейнером по сбору КГО и отнести туда ненужный мусор.
Норматив образования крупногабаритных отходов — около 77 кг в год на человека. Избавление от них — распространенная проблема жителей МКД. Самый удобный вариант ее решения — организация управляющей компанией площадки с контейнерами по сбору подобного мусора.
Утилизация
После вывоза КГО, он транспортируется на специализированные полигоны, где происходит утилизация, или на станцию сортировки. Сначала отходы сортируют. Делается это с целью обнаружения ценных предметов, таких как:
- бумажные отходы, подходящие для переработки;
- металлолом, как цветной, так и черный;
- изделия из пластика;
- детали бытовой техники, из которых извлекают драгоценные металлы;
- древесина;
- техника и мебель с незначительными, устранимыми дефектами;
- предметы обихода в хорошем состоянии.
После сортировки идет измельчение. Оно необходимо для уменьшения объема отходов. Это облегчает дальнейшую транспортировку и снижает затраты на захоронение отходов. После измельчения следует механическая сортировка, которая позволяет отделить металл и камни.
По завершении всех этапов отходы отправляют на захоронение, сжигание или вторичную переработку. Выбор способа утилизации зависит от типа мусора. Для определения правильного метода учитывают жизненный цикл материалов и рассчитывают возможную экономическую выгоду, которую можно получить после того или иного способа переработки.
Количество вырабатываемых твердых бытовых отходов, в том числе и крупногабаритных, ежегодно достигает 60 миллионов тонн. Для их хранения необходимы огромные территории. Утилизация и переработка мусора — грамотное решение этой проблемы.
Тбо и тко: в чем разница | отличия на 2021 год
Для населения, т. е. простых потребителей, фактической разницы между ТКО и ТБО нет, однако есть так называемые юридические различия. Люди говоря первое, могут подразумевать второе, однако на бумаге, в том числе в правоустанавливающих документах, осталось лишь одна аббревиатура — ТКО.
Понятия и определения ТКО и ТБО
Согласно ст. 1 ФЗ №89 твердыми коммунальными отходами называются отходы, которые образуются в жилых помещениях в результате потребления человека, а также мусор, образовавшийся в офисах и на предприятиях процессе жизнедеятельности их сотрудников.
В отличие от ТКО, твердые бытовые отходы (ТБО) образовываются только в домашних условиях:
- приготовления еды
- уборки дома
- мелких ремонтных работ
- вынос испорченной мебели и пр.
Таким образом, изначально понятие ТКО более широкое, чем ТБО, так как объединяет в себе тот мусор, который граждане ежедневно выносят из дома, а также подобные отходы юридических лиц (предприятий, организаций и т. д.).
ВАЖНО! Согласно законопроекту 2014 года понятие ТБО отменено и используется только в разговорной речи. На смену ему пришло ТКО, которое используется в официальной документации.
Тко — актуальное понятие в 2021
В соответствии с определением, содержащимся в ст. 1 ФЗ №89, ТКО представляют собой:
- отходы, получаемые в процессе потребления (овощные, фруктовые очистки; бумага; упаковка и т. п.);
- аналогичный мусор, образующийся в процессе деятельности юридических лиц;
- предметы, вещи, вышедшие из строя.
В 2021 году обращение с твердыми коммунальными отходами стало самостоятельной коммунальной услугой, которую предоставляют региональные операторы. Плата за сервис входит в отдельную квитанцию или выделяется отдельной строкой в счете.
Стоимость вывоза мусора теперь вычисляется по количеству человек прописанных на этой жилой территории. Но некоторые регионы еще работают по старой схеме, т. е. цена услуги зависит от размера площади занимаемой квартиры или дома.
Что включает в себя ТКО
В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22.05.2021 №242, твердым коммунальным отходам дан код 7 30 000 00 00 0.
К данной группе относятся:
- Мусор из жилых помещений.
- Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к ТКО.
- Растительный мусор, полученный в результате уборки цветника, газона и пр. в населенном пункте.
- Отходы от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций.
- Мусор и смет от уборки железнодорожных, автомобильных вокзалов; аэропортов, терминалов; портов; станций метро; любого общественного транспорта.
- Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам.
- Мусор, образованный в местах временного проживания (гостиницы); помещениях, в которых предоставляются социальные услуги (почта, больница и т.д.).
- Отходы, полученные в результате предоставления услуг в сферах: развлечения, образования, ухода за внешним видом и пр.
Двухконтейнерная система сбора мусора
Мусорная реформа предполагает введение раздельного сбора ТКО в крупных городах РФ.
Для этого устанавливаются два вида контейнеров, предназначенных для сортировки «сухого» и «мокрого» мусора.
В «сухой» контейнер необходимо помещать материалы, пригодные для вторичной переработки: бумага, пластик, металл, стекло. К «мокрым» отходам причисляют пищевые и растительные остатки.
Предполагается, что данное нововведение за 2021 сможет повысить объем утилизации ТКО на 30%. Более подробно вы можете узнать о цветах мусорных баков, и какой мусор куда выбрасывать.
Требования и правила к вывозу и обращению с ТКО
В ст. 1 ФЗ №89 в понятие «обращение с отходами» объединены: сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение ТКО.
Новые правила разграничили сферы ответственности:
- Органы местного самоуправления населенных пунктов обязаны:
- обеспечить специальные площадки накопления твердых коммунальных отходов;
- разработать схемы размещения данных площадок и осуществить ведение реестра мест накопления мусора в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ (4 ст. 13.4 ФЗ №89).
- Управляющая организация (УК, ТСЖ) обязана следить за чистотой площадок накопления ТКО и мусоропроводов.
- Региональный оператор должен оборудовать каждый двор несколькими контейнерами для «сухого» и «мокрого» мусора. Если возможность размещения емкостей для сбора ТКО отсутствует (например в частном секторе), граждане вправе договориться с оператором о безконтейнерном вывозе отбросов. В таком случае компания должна предоставить потребителю специальные пакеты для складывания отходов (Правила обращения с ТКО, п. 10).
Региональный оператор отвечает за обращение с остатками человеческой жизнедеятельности с момента их выгрузки из контейнера в мусоровоз. Машины должны быть оснащены GPS маячками и датчиками веса, чтобы можно было вести контроль над передвижением отходов от контейнера до места утилизации. Данная мера направлена на снижение объемов мусорных захоронений и появления новых несанкционированных свалок.
Согласно статистике, 50% отходов может быть переработано. Остальной мусор подлежит утилизации или захоронению на свалках.
Места размещения полигонов выбираются администрацией региона с обязательным согласованием с населением.
Таким образом, в ближайшие годы ожидается снижение объема накоплений ТКО и уменьшение количества мусорных полигонов, разбросанных по всей территории РФ.
Мусорная реформа продолжается
Мусорная реформа была разработана еще в 2014 году, но, из-за сложности изменений, вступила в силу лишь в начале 2021 года. Законом №89-ФЗ введены новые правила обращения с ТКО – твердыми коммунальными отходами (термин появился впервые в данном документе, в отличие от ТБО), утверждены уполномоченные организации-исполнители и иная система оплаты за услугу.
Основные тезисы Мусорной реформы:
- Раздельный сбор отходов для упрощения их переработки и получения вторсырья.
- На конкурсной основе для каждого региона осуществляется выбор одной компании-оператора, ответственной за обращение с ТКО.
- Изменение тарифа по вывозу мусора, что даст возможность направлять полученные от населения средства на строительство современных заводов по переработке/утилизации отходов. А в будущем приведет сокращению количества свалок.
Согласно принятым изменениям (ФЗ №503), с 1.01.2021 ответственность за обращение с мусором переходит на субъекты Федерации. Теперь регионы выбирают, где оборудовать полигоны для хранения остатков человеческой жизнедеятельности, продумывают механизмы сбора, схемы вывоза, накопления и переработки ТКО и пр.