+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Аттестация педагог библиотекаря на высшую категорию 2020 год

Аттестация педагог библиотекаря на высшую категорию 2020 год

Аттестация педагог библиотекаря на высшую категорию 2020 год

Интеллектуальная собственность

advokat-martov.ru

Если работник выполнил 60–74% заданий верно, то аттестация пройдена на «хорошо»; более 75% правильных ответов соответствуют оценке «отлично».

В настоящее время проект удалённой профессиональной аттестации обсуждается, апробируется и тестируется, разрабатываются и утверждаются программы и процедуры аттестации, образцы тестовых заданий.

ВИДЫ РЕШЕНИЙ ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ В соответствии с Порядком по результатам аттестации в отношении каждого из работников в зависимости от полученных им в процессе аттестации, комиссия может принять одно из следующих решений (п.

Оно разрабатывается службой по управлению персоналом совместно с администрацией библиотеки. Примерная структура положения о проведении аттестации и формировании аттестационной комиссии · Общие положения · Подготовка и обеспечение аттестации · Аттестационная комиссия, её полномочия и организация работы · Порядок проведения аттестации

Аттестация воспитателей в 2020 году: последние изменения

И хотя цели проверки уровня подготовки педагогов не изменятся, новый экзамен позволит воспитателям и учителям выстроить планы своего профессионального развития, считают независимые эксперты.

В ОНФ подчеркивают, что экзамен должен соответствовать требованиям профстандарта педагога и федеральным образовательным стандартам общего образования. Неизвестно, согласятся ли чиновники на такое предложение, но сейчас в РФ проходит другой эксперимент — апробируется новая модель аттестации учителей в рамках того же нацпроекта «Образование».

Ее главное отличие — педагоги должны пройти независимую оценку квалификации на основе использования единых федеральных оценочных материалов. Никакого портфолио, грамот и прочих материалов, доказывающих, что специалист хорошо учит детей, не понадобится. Планируется, что по новой модели аттестацию начнут проводить с 2020 года.

администрации библиотеки, привлекать к работе аттестационной комиссии независимых экспертов, иных высококвалифицированных специалистов из других организаций соответствующего профиля по специальности аттестуемых работников.

В трудовой книжке и личной карточке работника формы Т-2 производятся надлежащие записи.

Если работник не согласен с переводом на другую работу и/или соответствующие вакансии у работодателя отсутствуют, то он может принять решение о расторжении трудового договора.

Аттестация учителей в 2020 году: изменения

Для этого необходимо продемонстрировать перед комиссией свои профессиональные навыки и результат мастерства.

От присвоенной категории зависит зарплата учителя. Причины такой модернизации – решение вопроса о молодых педагогах.

Их заработная плата мизерная, и пока их коллеги получают за свой труд более существенную оплату, те, кто хочет работать, вынужден получать минимальную зарплату. На данный момент учителям России предлагают 2 варианта аттестации:

    присвоение квалификационной категории; соответствие занимаемой должности.

Основной минус предложенных вариантов – отсутствие «прозрачности», так как к системе повышения квалификации в каждом регионе РФ подходят по-разному.

Но общим моментом в данном вопросе является соблюдение порядка проведения процедуры. Проблему связывают специалисты с отсутствием единых требований к аттестации:

Аттестация библиотекарей

Также можно письменно обратиться за разъяснением к своему работодателю.

Имею еще диплом о среднем-специальном образовании библиотекаря.

Спасибо. 2.1. Суля по тексту — подходит, если смогли получит первую категорию, а выражено было просто чье-то мнение, а не указана ссылка на нормативный акт или требования работодателя, обязывающие иное. 3. Работаю в школьной библиотеке.

Имею стаж работыбиблиотекаря свыше 25 лет. В 2014 году перевели педагог-библиотекарем, через 2 года прошла аттестацию на 1 категорию, присвоив

Аттестация педагогических работников в 2020 году

Эти запросы не новы, но сейчас их острота не дает возможность откладывать решение. Министерство образования и науки отмечает, что требования выросли ко всем сторонам учебного процесса – и к учащимся, и к педагогам.

Специалисты акцентируют внимание на том, что без этой категоричности невозможно продвигаться вперед, новые требования диктует время и намеченные на ближайшие годы задачи.

В частности, определен перечень самых частых проблем, с которыми сталкивается сегодня молодой специалист: • он испытывает сложности с трудоустройством, так как принимают в штат новичков неохотно; • низкая заработная плата – молодой специалист не заработал еще категорий, стажа и тех надбавок, которые заслужил учитель опытный, и даже старания и успехи молодого педагога руководство не всегда может поощрить материально в ощутимом объеме; • наконец, молодой специалист не имеет возможности быстро повысить свой профессиональный уровень, ведь для этого ему нужно отработать в УО определенное количество лет и т.д.

Наряду с повышением требований к выпускникам школ, гимназий и лицеев растут и требования к педагогическим работникам.

Каким будет учитель 2020 года, и какие новые механизмы профессионального роста готовит государство для будущих и уже работающих по специальности педагогов?

Предлагаем разобраться более детально в тонкостях нового законодательства.

Профессия «учитель»Выходя из стен высшего учебного заведения с новеньким дипломом и большими амбициями, молодые учителя сталкиваются с целым рядом проблем:Сложностями с трудоустройством, ведь большинство учебных заведения желают получить опытного и уже зарекомендовавшего себя специалиста.

Низкой заработной платой, ведь «начиная с нуля» молодой специалист лишен большого числа надбавок, формирующих оклад опытного учителя с внушительным стажем.Невозможностью быстро повысить свой профессиональный уровень, пройдя очередную аттестацию

Аттестация учителей в 2020 году

Аттестация педагог библиотекаря на высшую категорию 2020 год

Нынешнее поколение – настоящая действительность российского государства. Однако будущее страны стоит за теми людьми, которые только встают на путь своего развития. Именно поэтому очень важно уделять внимание формированию правильного сознания школьников, хотя взгляды на обучение специалистов сегодня существенно разнятся.

Однако просматривая последние изменения аттестации учителей в 2020 годуможно заметить, что система обучения в России сегодня меняется, причём изменения происходит к лучшему. Остается только следить за новостями и знать обо всех нововведениях, которые ждут как школьников, так и педагогов в 2020-м году.

Аттестация– зачем нужна?

Аттестацией принято называть мероприятия, в ходе которого проверяются основные знания и навыки профессиональной работы педагога. У некоторых людей возникает вопрос по поводу того, зачем это нужно делать, учителя и так по долгу своей профессиональной деятельности ежедневно контролирует знание собственных учеников.

Однако человеку свойственно развитие не возможно, и сегодняшняя аттестация, то есть та, которая действует на данный момент, является несовершенной, то есть не позволяет оценить всю реальную ситуацию. Именно поэтому аттестация учителей в 2020 году на высшую категориюбудет происходить на обновленных основаниях.

Старая система аттестации предполагает хранение огромного вида бумаг, что является не очень удобным с точки зрения контроля методом. Более того, регионы способны разрабатывать свой способ контроля над педагогами, по причине чего произвести более объективное оценивания знаний учителей на государственном уровне практически невозможно.

И ещё одной проблемой является то, что текущая аттестация, насколько бы успешно она не была пройдена, не оказывает никакого влияния на заработную плату человека, а также его карьеру Соответственно, стимула для того, чтобы делать свою работу максимально хорошо, у сотрудников системы образования нет.

Этапыаттестации в 2020 году

Обсуждая вопрос того, каким образом будет происходить аттестация учителей в ближайшем будущем, Ольга Васильева, которая руководила реформой в системе образования, сделала акцент на том, что тестирование данной модели проверки уже произошло. В 2019-м году по правилам новой модели оценили качество знаний у 615 учителей и пяти сотен студентов-педагогов. Результаты получились отличными, поэтому нововведения и продолжают внедряться на общих основаниях.

В соответствии с новыми правилами аттестация педагогических работниковбудет производиться одинаково во всех регионах Российской Федерации. Правила будут лидеры, и разработанные ими специальной системой ЕФОМ, которая занимается оценкой материалов. Современная аттестация состоит из четырёх этапов:

  • письменная часть;
  • видео-урок отрытого типа;
  • разрешение смоделированнойпроблемы;
  • отзывы от руководителя.

Каждый из этапов имеет особенное значение в данной процедуре, ихотя оценка будет общая, рассматривать каждый уровень нужно по отдельности.

Письменнаяработа

Начать рассматривать тот факт, как будет проходить аттестация учителей в 2020 году, стоит с письменный работы. Данный вид проверки является основным и затрагивает сразу несколько направлений.

Работа будет производиться по тому предмету, преподаванием которого занимается специалист. Она позволяет объективно оценить знания учителя в своей сфере деятельности.

Однако параллельно в письменной работе должны учитываться задания, которые позволяют оценивать навыки к обучению и воспитанию младшего поколения. Специалист должен уметь грамотно преподносить свои знания.

Длительность данного этапа – два часа.

-урок

Продолжается аттестация педагоговоткрытым видео уроком, который записываться на предварительно установленную камеру. С помощью этого урока эксперты, которые входят в комиссию, оценивают практические профессиональные навыки учителя, а также его уровень поведения, так сказать, в профессиональной среде.

Правда, нужно сказать что только видео материала для полученияотметки отлично по аттестации мало. Нужно вместе с уроком предоставить комиссиинесколько тетрадей учеников, где будут выполнены домашние задания и проставленысоответствующие оценки.

Отзывыи решение ситуации

Обсуждая новые правила аттестациинельзя не уделить внимание такому пункту, как решение конфликтной ситуации. Естественно, ситуация моделируется компьютером, которые предлагают преподавателю смоделированной модели. Специалист должен оценить обстановку и разработать адекватный план урегулирования конфликта.

Ситуации подбирается совершенно разные, и человек должен ответить на них так, как считает нужным. Правильность или, напротив, не правильность решения будет оценивать комиссия.

Последний пункт аттестации вызывает вокруг себя массу споров, потому что оценить честность предоставляемой руководителем информации довольно сложно.

Однако игнорировать этот этап нельзя, поэтому руководителю учреждения, в котором работает тестирующийся сотрудник, нужно обязательно написать свое мнение.

При этом обсуждают тему того, как будет проходить аттестация педагогов в 2020 году, стоит уделить внимание тому, что отзывы пишут ещё и школьники – выпускной класс.

Общее время аттестации занимает примерно четыре часа, но всё это происходит в разные дни. Дополнительная комиссия требует с преподавателя портфолио с документами со школы, где особенное внимание уделяется справке о том, что учитель действительно работает в учебном заведении, а также результатом среза знаний учеников по его предмету.

В завершение обсуждая тему того, как изменится аттестация учителей в 2020 году, нужно сказать что оцениваться пройдена процедура будет по шкале в 100 баллов.

60 баллов отводится за открытый урок, письменное задание и работу с конфликтной ситуацией. Оставшиеся 40 баллов выделяются для всех остальных критериев оценивания – отзывов и результатов среза знаний.

Успешной считается та аттестация, на которой учитель получил не менее 60 баллов.

(1 1,00 из 5)
Загрузка…

Новая аттестация педагогов с 2020 года

Аттестация педагог библиотекаря на высшую категорию 2020 год

Среди задач из майских указов Президента Путина В. В. поставлено обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и места страны среди десятки мировых лидеров по его качеству.

Одним из инструментов для ее реализации должна стать новая аттестация педагогов, которая будет действовать с 2020 года.

По мнению авторов разработки, она призвана не столько «наказать» специалистов, а найти и исправить проблемные места образовательной системы.

Необходимость нововведений

Для действующей долгое время в России системы аттестации педагогических работников характерно минимум три недостатка:

  • необходимость для учителя собирать многочисленные документы (дипломы, грамоты, сертификаты о прослушанных курсах, опубликованные работы);
  • отсутствие единого порядка аттестационных процедур в регионах страны (где-то требуются открытые уроки, где-то учитываются имеющиеся документы или результаты учеников), что не позволяет проводить их сравнение между собой;
  • практическое отсутствие реального влияния на карьерный рост специалиста.

Новая аттестация должна кардинально изменить подход к проверке компетенции учителей.

Уже в 2020 году они смогут оградить себя от сбора многочисленных документов, а саму процедуру проходить непосредственно на месте работы.

Для этого будут использоваться объективные данные, которые позволят определить уровень знания собственного предмета, способности специалиста мотивировать учеников и качество других аспектов работы.

Новые правила

Для аттестации учителей, которая будет работать в российских школах в 2020 году, разрабатывается нескольких оценочных параметров. Последние изменения предполагают, что ключевая роль будет отведена Единым федеральным оценочным материалам (ЕФОМ).

Важно! Точные формы, наполнение и уровни сложности ЕФОМов для педагогов пока еще находятся на стадии разработки и обсуждения, которые продлятся вплоть до 2020 года, а при необходимости корректировки будут вноситься позже.

По предварительным данным ЕФОМ будут включать три блока:

  1. Письменная работа по профильной дисциплине, чтобы проверить не только предметные, но и методические компетенции специалиста (ориентировочно займет 2 часа). При этом понадобится решение конкретных заданий по предмету, а также знания о принципах планирования урока, его построения для наиболее полного раскрытия темы и усвоения школьниками.
  2. запись урока, чтобы оценить коммуникативные и психолого-педагогические навыки. Здесь потребуется продемонстрировать урок по спланированному план-конспекту, а также предоставить для анализа примеры самостоятельных работ учеников с выставленными оценками. Основными критериями для оценивания должны стать: качество воспитательного процесса, учет индивидуальных особенностей, мотивация и формирование у обучаемых необходимых навыков (к примеру, поиска и анализа информации).
  3. Педагогический кейс станет дополнительным способом проверки психологических и коммуникативных компетенций. Учителю понадобится составить план действий на основе вымышленной ситуации, которая может коснуться его профессиональной деятельности. К примеру, социализации детей из неблагополучных семей и их общению с детьми класса, актуальных сегодня вопросов травли среди подростков и пр.

На заметку! Выполнение всех блоков должно занять не менее 4 часов, но задания будут выполняться в разные дни.

Кроме ЕФОМов, аттестационный «портрет» педагогического работника должны дополнить еще 3 элемента, за которые будет ответственна школьная администрация:

  • справка работодателя;
  • анализ учебных результатов учеников;
  • отзывы выпускников.

Максимальный результат в баллах по всем критериям – 100 баллов, 60 или меньше из которых обеспечит выполнение ЕФОМ. Кроме них, показатели успешности обучаемых обеспечат до 25 баллов, отзывы руководства – до 10 баллов, и мнения бывших учеников – не более 5. По каким принципам будет рассчитываться соответствие баллов отзывам и результатам работы остается неизвестным.

Процедуры аттестации с 2020 года

Для выпускников ВУЗов перед устройством на работу в образовательное учреждение будет проводиться так называемый «входной» экзамен.

Его процедура еще не утверждена, но предположительно будущему специалисту придется проверить навыки по основным направлениям деятельности (профильные знания, методические и коммуникативно-психологические аспекты работы).

Далее спустя два года специалисту предстоит аттестация на соответствие должности «педагог», для которой готовятся упоминаемые выше ЕФОМы.

Кроме того, появится возможность развивать свою карьеру по двум направлениям:

  • по вертикали: через получение 1-й или высшей квалификационных категорий;
  • по горизонтали: благодаря ведению новых должностей от простого педагога (обеспечивающего качественное обучение учеников) до старшего (способного создавать индивидуальные, коррекционные программы), а потом ведущего учителя (наставника, который будет координировать работу своих коллег, дефектологов, психологов).

Новая форма аттестации должна прежде всего подсказать учителю, какие пробелы в своей деятельности следует подтянуть и куда двигаться дальше. Те, кто не смогут пройти процедуру с 2020 года, будут направлены осваивать необходимые знания для дальнейшего повышения квалификации.

Что такое ЕФОМ и как будет проходить аттестация педагогов после 2020 года

Аттестация педагог библиотекаря на высшую категорию 2020 год

С 2020 года аттестация учителей будет проходить по-новому. Слухов и опасений много. Между тем, в 45 регионах проходит апробация новых оценочных материалов и уже понятно, из чего они состоят. Разбираемся, как будет проходить новая аттестация и насколько она будет сложнее.

Что такое ЕФОМ?

Единые федеральные оценочные материалы, разработанные по заказу Министерства просвещения для аттестации педагогов. Сейчас региональные департаменты и министерства сами решают, как проводить аттестацию педагогов: в одних регионах проводят открытые уроки, в других заполняют портфолио. С 2020 года аттестацию будут проводить по единым правилам — здесь и пригодятся ЕФОМы.

Из чего состоят?

ЕФОМ состоят их трех блоков: письменная работа по учебной дисциплине, которую преподает учитель, видеоурок с разбором работ учеников, психолого-педагогическая задача или кейс.

Письменная работа по учебной дисциплине нужна для проверки предметных и методических компетенций. Учитель математики не только будет решать уравнения, но и ответит на вопросы о планировании урока, постановке целей, раскрытии той или иной темы. Во время апробации учителям давали два часа на выполнение этой работы.

урок нужен для оценки коммуникативных и психолого-педагогических компетенций. Учителю нужно будет не только составить план-конспект и провести урок, но и предоставить результаты самостоятельной работы ученика на уроке и оценить их.

То, как снят урок, оцениваться не будет: достаточно снять его на телефон и загрузить запись в личный кабинет на сайте ЕФОМ. Независимые эксперты просмотрят запись и оценят, как педагог работает с детьми.

Пока критерии такие — качество воспитательной работы, мотивация учеников, формирование УУД, учет индивидуальных особенностей учеников.

С помощью кейса также проверят коммуникативные и психолого-педагогические компетенции. Педагогу нужно будет разобраться в сложной ситуации и предложить свое решение. Например, понять, как работать с классом, в котором происходит травля.

Сколько баллов нужно для прохождения аттестации?

Максимально педагог может набрать 100 баллов. 60 или меньше дадут за работу с ЕФОМ. Еще 40 баллов напрямую от учителя не зависят — до 25 баллов дадут за достижения учеников, до 10 за отзыв работодателя, до 5 за отзывы учеников. Как именно будут будут переводить отзывы и результаты в баллы пока не понятно.

Зачем менять порядок аттестации?

Министерство просвещения видит как минимум три проблемы, связанные с аттестацией педагогов.

Во-первых, учителю приходится тратить много сил и времени на сбор справок, сканирование дипломов и опубликованных работ.

Во-вторых, учителя в разных регионах проходят аттестацию на разных условиях, поэтому их сложно сравнивать между собой. В-третьих, нынешняя аттестацию никак не влияет на карьерный рост учителя.

Как будет работать аттестация после 2020 года?

Выпускники педвузов, решившие идти в школы или другие образовательные организации, будут сдавать входной экзамен. Точное его содержание неизвестно, но будущий учитель должен будет продемонстрировать предметные, методические, психолого-педагогические и коммуникативные компетенции.

Через два года он должен будет пройти аттестацию на соответствие должности «учитель». Именно для этого этапа готовы оценочные материалы, их и апробируют Министерство просвещения и Рособрнадзор.

Дальше педагогу нужно будет через несколько лет подтверждать соответствие должности или расти «вверх» и проходить добровольную аттестацию на первую категорию.

Пока термин «категория» остался, но разработчики хотели создавать новую должность «учитель-методист».

Для прохождения аттестации нужно будет демонстрировать методические, психолого-педагогические и коммуникативные компетенции. Материалов для оценки пока не разработано.

После можно претендовать на высшую категорию или должность «учителя-лидера». Материалов для оценки пока также не разработано. Также неизвестно, через сколько лет после получения первой категории можно претендовать на высшую.

Министерство просвещения закладывает пять лет на переходный период к новой модели аттестации. Скорее всего, это значит, что через пять лет будут готовы ЕФОМ для всех категорий и будет полностью отработан порядок новой аттестации. До этого аттестация на первую и высшую категорию скорее всего будет проходить по действующей модели.

Аттестация учителей по новым правилам в 2020 году: НСУР, ЕФОМ

Аттестация педагог библиотекаря на высшую категорию 2020 год

Банки Сегодня Лайв

Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим

А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Российских педагогов серьезно встревожила информация о том, что с 2020 года вводится новая система аттестации, которую обещали привести к одному виду по всей стране. Больше всего людей пугает то, что им придется отчитываться с помощью видеозаписи урока. Мы постарались разобраться, так ли это на самом деле и чем новая система будет отличаться от старой.

История Национальной системы учительского роста (или НСУР) тянется с декабря 2015 года, когда президент России Владимир Путин поручил разработать систему, призванную обеспечить проверку компетенций современного учителя и создать механизм, способствующий карьерному росту педагогов.

Официально говорится, что НСУР должна обеспечить объективную оценку знаний и навыков учителей, упростить процедуру аттестации и дать обновленную систему классификации педагогических должностей с учетом требований времени.

Разработка системы связана с окончанием переходного периода по внедрению профессиональных стандартов педагогов. Соответственно, и обязательная аттестация педагогов связана с переходом на применение профессиональных стандартов. Одно из нововведений – появление должностей старшего и ведущего учителя.

И один из главных элементов НСУР – единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ). Это основные правила проведения аттестации педагогов: теперь вместо разных правил в разных регионах аттестация будет проходить по единым правилам во всей стране.

Предполагается, что ЕФОМ позволит оценивать учителей по единым для всей России требованиям, и дать оценку их компетенциям – предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным (соответственно, для каждого блока компетенций предусмотрены определенные оценочные материалы).

Основной целью НСУР определили повышение качества работы учителей и уровня их ответственности за результаты своего труда. Все это разбивается на несколько отдельных задач:

  • профессиональный рост учителя должен происходить в течение всей трудовой деятельности;
  • внедряется эффективный контракт. Если кратко, то это привязка уровня оплаты труда педагога (стимулирующей части) к конкретным показателям его деятельности, большая часть из которых выражается количественно;
  • главный критерий роста – профессиональный стандарт;
  • аттестация учителей должна перейти от контроля к развитию, и т.д.

Другими словами, НСУР должна сделать из учителей профессионалов, которые организуют свою деятельность с учетом достижений науки и педагогического опыта. При всем этом НСУР не должна стать навязанным «сверху» механизмом (но по факту получается, что ее мероприятия вводят фактически в обязательном порядке).

Фактически все сводится к двум основным мероприятиям: доработка и внедрение профстандартов для педагогических работников, и внедрение новой системы аттестации педагогов. И больше всего вопросов у учителей вызывает именно второй пункт.

Как аттестация проходит по старым правилам

По еще действующим правилам порядок аттестации педагогических работников оговаривается приказом Министерства образования и науки N 276 от 7 апреля 2014 года .

Аттестация педагогических работников бывает двух видов:

  • аттестация в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. Ее проходят все учителя раз в 5 лет (за некоторыми исключениями);
  • аттестация в целях установления квалификационной категории: первой или высшей. Эта аттестация полностью добровольная.

По первому виду аттестации (на соответствие занимаемой должности) в школе создается специальная аттестационная комиссия. В нее входят педагоги школы, могут быть представители руководящего органа и профсоюзной организации.

Пока единые правила по всей России не введены, процесс аттестации оговаривается соответствующим Положением в каждой школе (пример ).

Включает такая аттестация письменное испытание в виде экзамена.

В нем встречаются вопросы касательно нормативных актов в сфере образования, теоретических основ преподаваемого предмета, методики преподавания, педагогики и психологии, информационных технологий.

Не проходить такую аттестацию могут те педагоги, которые:

  • уже имеют квалификационную категорию;
  • работают на своей должности менее 2 лет;
  • беременные женщины и женщины в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком;
  • более 4 месяцев отсутствуют на рабочем месте из-за болезни.

Второй вид аттестации сложнее. Если школа находится в ведении Минпросвещения, то аттестацию организует Министерство, а если в ведении региона или муниципального образования – то органами государственной власти региона (региональным Министерством или департаментом образования).

Такая аттестация добровольна для учителей и проводится по их заявлению в аттестационную комиссию. Всего на проведение аттестации и принятие решения комиссией отводится не более 60 дней.

Правила, по которым непосредственно проводится аттестация, можно найти на сайтах местных законодательных собраний или в системах вроде «Консультант.Плюс», «Гарант», «Кодекс» и других.

В ходе аттестации педагог может получить первую или высшую квалификационную категорию. Сначала можно получить только первую категорию, а не менее чем через 2 года – высшую (при условии прохождения аттестации).

Отличия в требованиях такие:

  • для первой категории требуется, чтобы учащиеся демонстрировали стабильные положительные результаты по итогам мониторингов, у них развиваются способности к научной, творческой и спортивной деятельности, а сам педагог внес личный вклад в повышение качества образования и т.д.;
  • высшую категорию присваивают, если у обучающихся есть положительная динамика успеваемости, они участвуют в олимпиадах и конкурсах, педагог активно участвует в работе педагогических объединений, конкурсах, внес личный вклад в совершенствование методов обучения, и т.д.

По факту процедура аттестации может отличаться от региона к региону. Как правило, педагогам приходится собирать портфолио (награды, благодарности и другие поощрения), собирать характеристики, и т.д.

Но все это нужно делать, так как после получения более высокой квалификационной категории учитель может претендовать на более высокую зарплату, возможность получить классное руководство, право заведования кабинетом и другие преференции.

Первая или высшая категория присваиваются сроком на 5 лет, продлить их нельзя (только пройти аттестацию заново).

Как будет проходить по новым правилам

В 2020 году ожидаются серьезные перемены в сфере общего образования. Помимо доплат учителям за классное руководство, уже с этого года может поменяться процедура аттестации учителей. Фактически система уже действовала – ее апробировали в нескольких регионах России. С 2020 года она может стать уже обязательной для всех.

Новая система аттестации призвана избавить от недостатков уже существующей модели: освободить учителей от избыточной отчетности и формализма. Теперь, как сказано выше, квалификацию учителей будут оценивать на основании ЕФОМ.

Самое главное – вводится система оценки из трех блоков:

  • письменная работа по предмету. Это будет не только проверка знаний учителя в преподаваемом им предмете, также ему предложат найти ошибку в решении школьника, помочь ее исправить, адекватно оценить работу, составить план урока, и т.д. В рамках апробации на этот блок отводилось 2 часа;
  • анализ образца профессиональной деятельности учителя. Это, как предполагалось, видеозапись урока, которую затем просмотрят независимые эксперты и дадут свою оценку навыкам учителя. К видео будет прилагаться план урока и образцы проверочных работ учеников. С этим блоком возникало больше всего вопросов – учителя беспокоились о правах детей, переживали за технические вопросы, просто не знали, как это все организовать. По некоторой информации, от видеозаписи урока в конечной версии ЕФОМ могут отказаться – в том числе и по перечисленным причинам.
  • решение педагогического кейса. Это решение сложной ситуации из реальной жизни, которое потребует от учителя применить все свои навыки. Возможно, сдавать эту часть нужно будет с помощью компьютера.

На все 3 блока, как предполагается, учителям будет отведено определенное время (с установленным графиком, в какие дни что можно сдавать).

Но это еще не все. ЕФОМ (то есть, 3 перечисленных блока) – это только максимум 60 баллов из возможных 100. Будут оцениваться и другие факторы:

  • успешность выпускников – 20 баллов;
  • индивидуальные достижения – 15 баллов;
  • условия профессиональной деятельности – 5 баллов.

Однако, снова по неофициальным данным, от оценки успешности выпускников в итоге решили отказаться. Возможно, причина в том, что их очень сложно более-менее формально оценить.

Скорее всего, первый экзамен по ЕФОМ учитель будет сдавать сразу по приходу на свое первое рабочее место – это так называемый «вход в профессию».

На самом деле схема намного более сложная:

Как видно, после первых 3 лет работы учитель тоже будет сдавать ЕФОМ. Через 5 лет – снова экзамен, плюс другие пункты. Вместо мнения выпускников будут учитывать мнение учащихся (что логично в силу стажа учителя). Спустя 5 лет он сможет снова сдать ЕФОМ и получить первую квалификационную категорию, а затем – и высшую категорию.

Соответственно, новые правила аттестации фактически объединят два вида аттестации, и сведут их в единую систему. Однако, стоит понимать, что это все проект, и в действительности процедура аттестации может быть несколько иной.

Кроме того, пока точно не ясно, как именно будет влиять прохождение новой аттестации на уровень оплаты труда учителей. Вероятно, систему оставят прежней (с доплатами за категории), но цель НСУР – переход к эффективным контрактам (которые предполагают четкую зависимость оплаты труда от результатов).

Что касается сроков, то они в «дорожной карте» Минобрнауки такие:

  • в январе-июне 2020 года: проведение итоговой апробации новой модели аттестации учителей;
  • в июне-ноябре 2020 года: проведение комплексного исследования уровня квалификации учителей;
  • в июне-ноябре 2020 года: создание базы данных с перечнем компетенций учителей.

То есть, проведение аттестации по новым правилам может начаться уже с июня этого года. Но все же «дорожная карта» – это только ориентировочный план, и от него могут отступить.

Что выяснилось в ходе апробации системы

Новая модель аттестации проходила апробацию в российских школах последние 2 года. Самое главное, что стоит знать об этом – в ноябре 2018 года министр просвещения Ольга Васильева сообщила, что от видеосъемки уроков в ведомстве решили отказаться, так как на это нужно получать согласия родителей. Также отказались учитывать мнение выпускников.

Учителя, которые участвовали в апробации новой системы, рассказали о своих впечатлениях:

  • на первые 2 блока ЕФОМ отводилось по 10-12 дней, на последний блок – 4 часа;
  • вопросы из первого блока могут касаться не только предмета. Например, у учителя спрашивают: если кабинет оборудован в соответствии с ФГОС общего образования, какие элементы предметной среды и как он будет использовать, проводя обобщающий урок в двух разных классах, и т.д.;
  • видеозапись урока допускалась как полная (45 минут), так и фрагменты в 15 или 30 минут. Разрешено снимать урок даже на смартфон;
  • диагностическая работа проверяла знания предмета, психологии и физиологии детей. В частности, учителю предложили разработать внеклассное занятие или проверить работу ученика в соответствии с критериями ГИА.

Апробацию проводили в 104 школах 19 регионов России, всего в ней поучаствовали 619 учителей. Все их предложения обещали учесть в финальном варианте системы аттестации.

Большая часть учителей по всей России относятся к новшествам отрицательно. Конечно, главный раздражитель – обязательную видеозапись урока – обещали отменить, но претензий к новой системе все равно еще много.

В частности, приводятся такие аргументы:

  • процедура отвлечет педагогов от их главной работы – учить детей;
  • само наличие множества аттестационных процедур может говорить о недоверии к учителю и к его профессионализму;
  • новая процедура аттестации направлена не на результат (знания учеников), а на контроль процесса (доскональное знание ФГОС);
  • для оценки работ учителей в рамках ЕФОМ планируется привлекать экспертов, но это затруднительно: учителей слишком много, а тот факт, что экспертами могут быть другие учителя, вызывает вопросы об объективности процесса.

Есть ли альтернатива?

Учитывая резко негативную реакцию российских педагогов на предстоящие нововведения, все чаще вспоминают то, как построена аттестация педагогов в Москве. Там действует особый порядок, который столичный Департамент образования использует более 5 лет.

Суть «московской» системы аттестации в том, что она почти полностью автоматическая. Все данные об учениках давно есть в электронных системах – по ним оценивают и учителей. Пройти аттестацию московский учитель может буквально «в два клика» – это можно сделать с компьютера и даже со смартфона.

Учитель не должен тратить свое время на сбор документов, составление портфолио и отчетов, заполнение различных форм. Все его результаты анализируются автоматически и уже есть в городских информационных системах.

Благодаря тому, что данные в системах собираются уже давно, получается отследить и их динамику. Например, если учитель взял класс с относительно низкими показателями, и вывел их на нормальный уровень, он вполне может повысить свою квалификационную категорию.

Есть и еще более упрощенные режимы аттестации, они доступны для учителей из топовых школ Москвы, экспертов ГИА, победителей и призеров конкурсов, тех, кто имеет звание заслуженного учителя Москвы, и т.д.

Поэтому представители педагогических объединений Москвы выступают однозначно против нововведений. Они настаивают на том, что по видеозаписи урока крайне сложно оценить динамику уровня учеников, а больше баллов наберет тот, кто решит банально сделать «спектакль», где все ученики будут заранее знать содержание урока.

В связи с этим возникает вопрос – зачем нужна новая система аттестации, когда в России уже есть гораздо более успешный пример?

Аттестация учителей и педагогических работников в 2020 году

Аттестация педагог библиотекаря на высшую категорию 2020 год
В 2019 году в профстандарте появятся изменения, которые введут новые должности — старший учитель и ведущий учитель. Для того, чтобы их ввести необходима новая система аттестации, которая станет обязательной в 2020 году.

В 2019 году в профстандарте появятся изменения, которые введут новые должности — старший учитель и ведущий учитель. Для того, чтобы их ввести необходима новая система аттестации, которая станет обязательной в 2020 году.

 

— Сейчас в 19 пилотных регионах проходит апробация новой модели аттестации педагогов, важного элемента национальной системы учительского роста (НСУР), а в 2020 году она станет обязательной для всех, — рассказала министр просвещения Ольга Васильева в интервью ТАСС.

Немногим ранее, в августе, заместитель министра просвещения Татьяна Синюгина рассказала, что будет создана возможность прохождения аттестации учителей «в два клика», то есть никаких больше сборов грамот, благодарностей и открыток от родителей — дополнительные действия аттестуемых сократятся до минимума. Добавила она и то, что для новой системы понадобится современная техническая база.

Что ожидать?

Аттестация педагогических работников в 2020 году будет проходить в новом и непривычном формате. Ирина Борисовна Иноземцева, учитель русского и литературы московской школы, участвовала в апробации и рассказала о своих впечатлениях порталу pedsovet.org. Ниже — выдержки из её интервью.

  1. Новая модель аттестации педагогических работников в 2020 году будет состоять из трёх частей — профессиональная задача, видеосъёмка урока и диагностическая работа. На первые два пункта отводилось по 10—12 дней, на последний — 4 часа.
  2. В рамках первой части аттестуемым были предложены восемь задач, из которых нужно было решить две на выбор.

Пример одной из них:

Кабинет, в котором Вы работаете, оборудован в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.

          Какие элементы предметной среды и каким образом вы будете использовать при проведении                            обобщающего урока в двух разных классах (различающихся по возрасту учащихся, например, в 5 и 10; по степени подготовленности класса; по гендерному признаку и т.д.)? Чем будут отличаться данные уроки? Отразите своё профессиональное мнение в решении (жанр решения выберите на своё усмотрение).

  1. съёмка урока представляет из себя запись урока целиком, продолжительностью 45 минут, или его фрагмента, 15 или 30 минут.
  2. В рамках диагностической работы проверялись знания предмета, психологии и физиологии детей, было предложено разработать внеклассное мероприятие, проверить работу школьника по критериям ГИА.
  3. Единственная сложность новой модели аттестации, по мнению Ирины Борисовны, — это её новизна и непривычность, к которым легко и быстро привыкнут российские учителя. Из плюсов — возможность взглянуть на себя со стороны, понять свои сильные и слабые стороны.

Вопросы, которые возникают у педагогов

Обязательная аттестация учителей в 2020 году вызывает много вопросов у педагогических работников, ответы на самые частые из них приводит портал k-zhurnal.ru.

  • Зачем изменили формат проведения? Для того, чтобы правила были едины для всей России и соответствовали профессиональному стандарту педагога.
  • В чём особенность новых должностей — старший учитель и ведущий учитель? От первого требуются умение выполнять функции методиста — разрабатывать индивидуальные программы обучения, воспитания и коррекционной работы. От второго — выполнять функции администратора, то есть координировать работу учителей, психологов, а также организовывать разработку образовательных программ и их применение в обучении.
  • Кто и как будет проводить аттестацию учителей в 2020 году? То, что этим будут по-прежнему заниматься комиссии известно, но неизвестно то, как они будут формироваться, вероятно по какому-то единому порядку. А о форме проведения можно пока только строить предположения на основе апробации, которая проходила в 2017 и 2018 годах.
  • А можно ли пройти аттестацию по старым правилам? Ольга Васильева в интервью «РИА Новости» сказала, что во время переходного периода у педагогов будет выбор, по старым правилам её проходить или по новым.
  • Что будет при непрохождении аттестации? Придётся заниматься повышением квалификации. В этом должна будет помочь национальная система учительского роста (НСУР), в которую будут входить не только аттестационные комиссии, но и центры повышения квалификации педагогов.

Недостатки существующей модели аттестации

  1. Отсутствие инструментов для объективной оценки уровня реальной квалификации педагога.
  2. Отсутствие у учителей стимула повышать знания в области своего предмета, в сфере психологии и педагогики.
  3. Не мотивирует осваивать и совершенствовать новые профессиональные компетенции.

  4. Отсутствие объективной взаимосвязи между квалификацией учителей.
  5. Необоснованный объём отчётности.

Более того, в каждом регионе сегодня применяется свой собственный подход к проведению с разными системами оценки, с разными требованиями.

Цель новой модели аттестации в 2020 году — сделать процедуру общей для всей страны, а использоваться для этого будут Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ).  

Такое же название имеет и сайт, который создан Министерством просвещения —  ефом.рф. Существует он для того, чтобы держать профессиональное сообщество в курсе проходящей работы по разработке и изменению ЕФОМ и учитывать мнение общественности. Для этого создан раздел для обсуждения, в котором желающие могут опубликовать замечания и предложения.

Той же цели служила и конференция «Общественно-профессиональное обсуждение хода внедрения и применения разработанной модели аттестации на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) и типовых комплектов ЕФОМ для проведения аттестации учителей», которая состоялась 9 ноября 2018 года. В конференции участвовали 369 представителей из 75 субъектов РФ, а по итогам работы была принята резолюция, изучить которую вы можете здесь.

Прислушивается ли Министерство просвещения к общественному мнению? Да, в ноябре 2018 года глава ведомства Ольга Васильева рассказала о том, какие изменения были уже приняты:

  • учёт мнения выпускников посчитали недочётом и решили отказаться от него;
  • отказались и от видеосъёмки урока или его фрагмента из-за технических сложностей — необходимости получения согласия родителей на видеозапись.

Рассказала она ещё и о том, что Министерство просвещения собирается создать независимые аттестационные центры, в которых педагоги смогут пройти аттестацию до официальной процедуры, самостоятельно оценить свою подготовку, выявить и устранить недочёты.

Мнение учителей о новой форме аттестации

Педагогическое сообщество единодушно и категорично в своём отношении к нововведениям. Многие сомневаются, что к их мнению по важным вопросам действительно прислушиваются, проводится много параллелей с ЕГЭ и его сомнительным успехом. Большинство педагогов довольны существующей моделью аттестации, есть и те, кто вообще против аттестации в любой её форме.

Помимо критики есть и конструктивные предложения, например, вместо разработки ЕФОМ использовать уже существующую эффективную модель, которая сейчас применяется в Москве и в самом деле является аттестацией «в два клика».

По этой модели результаты работы учителя определяются успехами его учеников и динамикой этих успехов. Педагог может пройти аттестацию даже со смартфона, а вся нужная для него информация содержится в городских информационных сетях.

Минус этого предложения в том, что регионы отстают от столицы по техническому оснащению, но и это тоже вопрос решаемый.

Руководитель департамента образования Москвы Исаак Иосифович Калина считает, что новая модель аттестации хороша для студентов, потому что поможет им доказать, что они смогут стать хорошими учителями, а вот по отношению к опытным учителям она неуважительна, потому что ставит их в один ряд с выпускниками вузов.

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО», который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.